Кроме того, применяемые налоговые нормы различаются в зависимости от того, является ли инвестор резидентом или нерезидентом данного государства. При этом единообразия в критериях определения резидентства нет. Ими могут быть место инкорпорации, т.е. первоначальной или основной регистрации, местоположение основной производственной деятельности. Органов фактического управления и контроля и т.п. В качестве резидентов иностранные инвесторы полностью подпадают под налоговую юрисдикцию принимающей стороны. В странах, использующих критерий резидентства, в отношении юридических лиц, осуществляющих там какую-либо деятельность или получающих доходы из источников в этих странах, предусматривается применение различного налогового режима в зависимости от того, является ли данное юридическое лицо резидентом с точки зрения налогообложения в данной стране.
Законодательство Великобритании устанавливает, что компании – резиденты этой страны подлежат обложению корпорационным налогом в отношении всех их доходов и прибылей независимо от места их получения и извлечения. При этом компанией – резидентом является любое корпоративное образование, деятельность которого управляется и контролируется из Великобритании. Тот факт, что компания зарегистрирована и образована по законам Великобритании, как правило, большого значения не имеет, хотя может служить одним из основных аргументов при решении вопроса о ее налоговом статусе. Компании. Не удовлетворяющие вышеуказанным нормам, считаются нерезидентами Великобритании и подлежат обложению корпорационным налогом лишь в том случае, если они осуществляют деятельность в этой стране через находящееся там отделение или агентство, в качестве которых может быть признан «любой посредник, лицо, управляющее имуществом по умолчанию, место управления или контора».
В США, например, внутреннее налоговое право, подразделяет юридических лиц на местные и иностранные компании. Местная компания определяется на основании принципа инкорпорации, в соответствии с которым местной компанией является любое корпоративное лицо, образованное по законам одного из пятидесяти штатов, входящих в состав США или по федеральным законам США. Прочие юридические лица, не подпадающие под это определение, рассматриваются, как иностранные компании [9, с. 78].
Во Франции компании – нерезиденты облагаются налогом с прибылей только в отношении их доходов, извлекаемых на территории Франции. Такие доходы возникают в случае, если иностранная компания содержит на территории Франции свое «деловое учреждение» либо осуществляет в этой стране «полный цикл коммерческой деятельности», либо имеет на территории Франции зависимого агента, через которого осуществляет свою деятельность.
Аналогичные правила определения резидентства юридических лиц содержатся в законодательстве Германии, Бельгии и некоторых других стран. Италия рассматривает в качестве своих резидентов любых юридических лиц, имеющих на территории Италии свой зарегистрированный центральный орган, место фактического руководства или осуществляющих свою непосредственную деятельность в Италии. Швейцария, как и США, считает своими резидентами всех юридических лиц, образованных по законам этой страны.
Таким образом, до настоящего времени между развитыми странами существуют весьма значительные отличия в правилах определения резидентства, что может приводить к спорным вопросам двойного резидентства в отношении некоторых компаний. На практике эти разногласия устраняются благодаря существующим между странами двусторонним соглашения. В соответствии с которыми решающим и окончательным критерием обычно является месторасположение «центра фактического руководства». В последние годы этот критерий уже включается в качестве рекомендации в типовые проекты налоговых соглашений, подготавливаемых на уровне международных организаций – ООН, ОЭСР и др. Обложение на основе резидентства может оказаться для иностранных инвесторов более выгодным по сравнению с режимом для нерезидентов, например, по причине более низких налоговых ставок, действующих в отношении местных компаний. В то же время налоговый режим для нерезидентов может содержать более широкий круг налоговых льгот по сравнению с режимом для резидентов.
Принцип резидентства предпочтителен для стран, осуществляющих широкомасштабный экспорт предпринимательского капитала за границу и получающих значительные суммы доходов от зарубежной инвестиционной деятельности. При этом он имеет смысл при развитой технике налогообложения, хорошо поставленной налоговой службе, так как требует учета и контроля за деятельностью компаний за рубежом.
Принцип территориальности основывается на национальной принадлежности источника дохода. Этот принцип в большей мере, чем принцип резидентства, гарантирует поступление доходов от обложения иностранного бизнеса, когда встает вопрос о налогообложении прибыли (дохода), полученного из источников принимающей стороны, об устранении двойного налогообложения между принимающими странами и другими государствами. На основе принципа территориальности осуществляется также налогообложение имущества.
Наиболее существенным моментом в налоговых режимах для резидентов и нерезидентов является степень охвата налогообложением различных категорий доходов, в зависимости, от которой различают ограниченную и неограниченную налоговую ответственность.
Неограниченная налоговая ответственность предполагает, что налогообложению подлежат абсолютно все доходы налогоплательщиков, извлекаемые как на территории данной страны, так и за ее пределами. Ограниченная налоговая ответственность распространяется только на доходы из источников в данной стране или возникающие на ее территории.
В большинстве развивающихся стран к компаниям – резидентам применяется неограниченная налоговая ответственность, а к компаниям - нерезидентам – ограниченная. Такое разграничение налоговой ответственности строится на критерии резидентства, при котором принимается во внимание исключительно характер пребывания налогоплательщика на национальной территории.
Кроме того, действуют и другие правила, такие как, «принцип беспристрастности». Считается, что налоговая система соответствует этому правилу, если на выбор налогоплательщика между инвестированием у себя в стране и за рубежом не влияет вопрос о налогообложении. При идеальной конкуренции беспристрастность в отношении экспорта капитала приводит к эффективному распределению капитала. Беспристрастность в отношении беспристрастности капитала считается выполненной. Если все действующие на рынке фирмы облагаются налогом по единой ставке.
При налогообложении следует соблюдать также принцип национальной беспристрастности, означающий, что режим в отношении налогообложения иностранного инвестора устанавливается такой же, как для внутренних налогоплательщиков.
В современной западной экономике любая корпорация облагается в принципе одинаково. Но с учетом необходимости стимулирования той или иной деятельности применяются многочисленные льготы, скидки т.п.
Предоставление налоговых льгот иностранным инвесторам имеет большое значение. Общий подход прост: наилучший стимул для инвестора – установление разумных и стабильных налоговых ставок. Если все-таки вводятся налоговые льготы и стимулы, то они не должны создавать конкуренцию между принимающими сторонами. Считается, что такого рода преимущества, скорее всего, порождают у инвестора ощущение нестабильности и непредсказуемости, чем действительно привлекают капитал.
Система налогообложения иностранных предприятий в Республике Беларусь разрабатывалась исходя из международных правил и законодательной базы Республики Беларусь. Иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод платежей за границу после уплаты соответствующих налогов и сборов.
Доходы от предпринимательской деятельности облагаются подоходными налогами, именуемыми в отдельных странах корпорационными, налогами на торгово-промышленную прибыль, «деловую прибыль», прибыль компаний. В этих странах налогами облагается, как правило, валовой доход компаний за вычетом разрешенных изъятий, а не чистая прибыль, расчет которой требует более совершенного налогового аппарата.
Развивающиеся страны, будучи объектами предпринимательской деятельности иностранного капитала, импортерами опыта, получателями иностранных кредитов, вынуждены расходовать часть своих валютных поступлений для осуществления переводов за границу дивидендов иностранных компаний, платежей ха технически е и другие услуги, в счет погашения процентов по иностранным кредитам. Частичное ограничение этих расходов обеспечивает обложение переводов за границу налогами «у источника». Налогообложение «у источника» получило заметное развитие в странах Латинской Америки и Азии. В странах Африки и ближнего востока оно только начинает практиковаться.
Через систему налоговых льгот осуществляется регулирование иностранного предпринимательства и стимулирование промышленного производства. В Бразилии, в частности, предусматривается освобождение от уплаты налога на промышленную продукцию в том случае, если ведутся новые технологические разработки, а объем экспорта достигает 25% от суммы продажи на внутреннем рынке. Льготными для налогообложения в Бразилии являются сельское хозяйство, лесное хозяйство и туризм. В Бразилии законодательством разрешена беспрепятственная репатриация иностранного капитала и прибылей. При этом при репатриации капитал освобождается от подоходного налога и может осуществляться автоматически, но сумма не может превышать размер иностранного участия, зафиксированный в Сертификате регистрации. Разрешается увеличение капитала за счет реинвестирования прибыли с освобождением от подоходного налога.