2) Находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования и иной период времени, установленный законом.
В этом пункте закреплена простая истина – наблюдатель, прежде всего, должен иметь возможность попасть в здание, где находится избирательная комиссия, где организуется и проводится голосование. Если наблюдатель не сможет там присутствовать, то он, следовательно, никоим образом не осуществит возложенные полномочия. Таким зданием может быть и общежитие, и воинская часть, и следственный изолятор, и т.д.
Если день голосования никаких особых сложностей касательно анализа сроков не вызывает, то вот остальные периоды времени может представлять собой определенную проблему.
Начало полномочий наблюдателя совпадает с моментом начала работы участковой комиссии, и заканчивается получением сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, либо определением результатов референдума. Чаще всего открытие избирательных участков приходится на 8.00, а закрытие на 20.00 по местному времени. Не допускается ни преждевременное открытие, ни опоздание.
День досрочного голосования – период времени, во время которого происходит голосование, проводимое не раннее чем за пятнадцать дней до основного. Он проводится для лиц, находящихся в труднодоступных местностях, а также на таком референдуме/голосовании, на котором не предусмотрены открепительные удостоверения. Бюллетень избирателя, проголосовавшего досрочно, вкладывается в конверт, который впоследствии заклеивается. Помимо двух членов комиссии, в месте склейки может поставить свою подпись и наблюдатель. Это производится только по его желанию, и не является обязательным условием.
Вышестоящая комиссия вправе при выявлении ошибок, несоответствия и возникновения сомнений в правильности составления протоколов об итогах голосования провести повторный подсчет голосов. Под ним следует понимать иной период времени. Наблюдатель вправе получить заверенные копии протокола о повторном подсчете голосов.
Довольно «популярным» нарушением является патологическая амнезия неких должностных лиц, забывающих предупредить наблюдателей о повторном подсчете голосов. Впрочем, таким недобросовестным лицам все сходит с рук, спасибо дырам в законодательстве. Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2007 № 33-Г07-16, истцом выступала политическая партия «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ», зафиксировавшая многочисленные нарушения. Однако, несмотря на это, никаких последствий вроде недействительности итогов голосования не следует. То есть, наблюдатели, фиксирующие нарушения, справедливости так добиться и не смогли. Отсюда возникает резонный вопрос, зачем наблюдателю столько полномочий, если на ход избирательного процесса они все равно практически никак не влияют?
Находясь в помещении, наблюдатель обязан проверить наличие ряда требований, которым это помещение должно соответствовать. В нем должны быть хорошо освещенные кабины, в которых находятся письменные принадлежности – как правило, это шариковые ручки. Если в кабине обнаружится карандаш, то это будет считаться нарушением избирательного законодательства, о чем наблюдатель должен составить соответствующий акт. Ведь если избиратель будет заполнять поля карандашом, то фальсификация его бюллетеня будет простой и легкой – достаточно будет стереть все отметки ластиком, а в «нужных» графах проставить галочки.
Кроме того, в помещении для голосования должен находиться стенд, с информацией обо всех кандидатах. Туда включаются биографические данные; сведения о доходах кандидата; указание на выдвинувшее кандидата избирательное объединение, либо факт его самовыдвижения; сведения об основаниях регистрации; информация о неснятой или непогашенной судимости по уголовному делу, если таковая имела место; информация о предоставлении неверных сведений кандидатом при регистрации (если имеется). Также на нем должен находиться образец заполненного бюллетеня.
Ко всему прочему, ни в коем случае в помещении для голосования не должно быть агитационных материалов – сведений, побуждающих избирателей голосовать за того или иного кандидата, участвовать или нет на референдуме и т.д. К ним относятся листовки; буклеты; объявления, как в печатном виде, так и звуковом или видео формате. В практике проведения выборов в России бывали случаи, когда члены комиссии выписывали имя зарегистрированного кандидата и ставили напротив него крестик в образец заполненного бюллетеня. Такие действия расцениваются как грубое нарушение законодательства, и приравнивается к агитации.
Помимо всего остального, в поле зрения наблюдателей и членов комиссии должна находиться увеличенная форма протокола, в который впоследствии будут вноситься сведения об итогах голосования.
И наконец, в помещении для голосования должны находиться урны, т.е. стационарные ящики для голосования. Они не должны быть такой конструкции, что бы их можно было легко открыть и также оперативно изъять бюллетени. На участке также должны быть ящики для голосования вне помещения, а также переносные ящики для досрочного голосования. Как правило, они изготавливаются из непрозрачных материалов.
Помещение должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и урны одновременно находились в поле зрения членов не только участковой комиссии, но и наблюдателей.
Наблюдатель должен следить, чтобы в кабине для голосования находился только один избиратель/участник референдума. Зачастую происходит так, что члены одной семьи, близкие родственники или друзья, не считают необходимостью соблюдать тайну голосования. Однако подобного допускать нельзя, поскольку полностью не исключается возможность, что при подобном «групповом» голосовании может оказываться давление на свободное волеизъявление граждан.
3) Наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям/участникам референдума.
Данное условие в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» было введено совсем недавно – в 2005 году. Хотя само правило действовало как на выборах президента, так и во время проведения референдума. До этого момента ощутимо чувствовался пробел в законодательстве, поскольку в более специализированных актах норма присутствовала, а в общих её не было.
Наблюдатель должен следить за предоставлением бюллетеней – первичных, главенствующих документов, на которых указываются имена кандидатов, за которых можно проголосовать, или текст вопроса референдума. Каждому избирателю выдается только один бюллетень, и только по предъявлении им документа, удостоверяющего личность. Иногда граждане пытаются проголосовать по нескольким паспортам – это прямое нарушение закона. Избиратель сам расписывается в получении бюллетеня. Лишь в редких случаях допускается оказание ему помощи иным лицом.
Из типографии избирательные бюллетени проделывают длинный путь – сначала они попадают в ту избирательную комиссию, которая сделала заказ, а уже потом в нижестоящие комиссии. Их передача происходит по актам, в которых указывается дата и число бюллетеней и должна проходить не позже, чем в день, предшествующий голосованию. Наблюдатель может потребовать от председателя этот акт, или его копию. Количество бюллетеней не должно быть меньше 90% от внесенных в списки избирателей, но не может превышать его более чем на пол процента (но не менее чем на два бюллетеня). Правда, если на участке ожидается большое количество голосующих по открепительным удостоверениям, то число бюллетеней может быть увеличено решением избирательной комиссии субъекта РФ.
4) Присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования.
Как уже отмечалось выше, граждане могут проголосовать и на дому, если они не в состоянии явиться к избирательному участку по уважительной причине.
Как правило, на одном участке проводится несколько выездов для подобных голосований. Эту процедуру осуществляют как минимум двое членов участковой комиссии с правом решающего голоса. После возвращения членов комиссии данные о проголосовавших гражданах вносят в список с пометкой о том, что он проголосовал вне помещения. В конечном итоге число таких отметок должно совпадать с количеством бюллетеней в переносных ящиках. Если же их оказывается больше, то все бюллетени из этого ящика считаются недействительными.
Конечно, прерогативой считается наблюдение на избирательном участке. Однако, если наблюдатель работает в паре, то один из наблюдателей вполне может осуществлять свои полномочия и вне помещения для голосования. Правительство РФ рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлять избиркомам достаточно транспортных средств. Количество посадочных мест должно хватить и для наблюдателя, сопровождающего членов комиссии.
5) Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов.
Большинство данных норм согласуются и напрямую взаимодействуют с вышеуказанными правами, дополняя их. Основной отличие состоит в том, что наблюдатель осуществляет надзор не только, к примеру, за выдачей бюллетеней, но и за их подсчетом – установлением точного количества. Необходимо, чтобы подсчеты были произведены правильно, не допускается появление математических ошибок. Данное право распространяется и на иные нормы по аналогии.