ДЭВИД КОППЕРФИЛД (англ. David Copperfield) - герой романа Ч.Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1849-1859), любимого детища автора. В тексте романа - Дэви, Тротвуд, Трот. Д.К. не только главный и наиболее автобиографический герой Диккенса, он еще и рассказчик, от лица которого излагаются события, поэтому все прочие персонажи, отобранные его памятью и описанные в его специфическом восприятии, также «участвуют» в создании автопортрета героя. Д.К. вспоминает прошлое, а не ведет хронику событий своей жизни. Отсюда в романе созвучие двух голосов и двух взглядов на жизнь - детского и взрослого, - иногда словно перебивающих друг друга. Д.К.- писатель, поэтому его дар рассказчика нечто естественное. Личная жизнь Д.К. (за исключением некоторых особенно драматичных страниц детства: школа Крикла, смерть матери, издевательства Мэрд-стонов, бегство) не слишком богата событиями. Герой предстает перед нами страдательным персонажем; основная активность приходится на других лиц, чьи житейские драмы образуют самостоятельные сюжеты. Что важного для своей собственной жизни совершил герой? Укусил своего отчима Мэрдстона, бежал от его покровительства, нашел бабушку, женился на Доре, стал писателем, наконец, женился на Агнес. Вот, собственно, и все. Однако его внутренняя жизнь, его чувства, его переживания - как в связи с собственными делами, так и совершенно независимые от них - неизмеримо богаче и значительнее. Так, мы узнаем о способности отчаянно горюющего и только что осиротевшего Д.К. отстраненным взором наблюдать за реакцией на свое горе товарищей по школе. Совсем ребенок, Д.К. уже писатель, наблюдающий (придирчиво, внимательно) за другими и за самим собой, приметливый к смешному и трогательному, способный увлекаться, теряя чувство реальности; сентиментальный и восторженный, но вместе с тем ханжа, причем органический. В его системе ценностей «падение» малютки Эмили действительно хуже смерти. Д.К., как писателя и как мужчину, очевидно привлекает инфантильная женственность, признаки которой угадываются в его девочке-матери и девочке-жене. В любви к Доре - скрытое желание удержать уходящее детство, оттого так долго он не понимает собственного чувства к «взрослой» Агнес. Но прежде всего Д.К.- замечательный писатель. Только он мог придумать ставшую хрестоматийной фразу мистера Дика «Я б его вымыл!» или придать знаменитой фразе «Баркис не прочь» такое множество смысловых оттенков.
Лит.: Уилсон Э. «Дэвид Копперфилд» // Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975. С. 217-222; Вульф В. «Дэвид Копперфилд» // Тайна Чарльза Диккенса. М.,1990. С. 192-197.