Смекни!
smekni.com

Литературный герой МУЛАДЕВА

МУЛАДЕВА (букв. «Тот чей бог богатство», «Бог-деньга») - популярный герой фольклора и литературы народов Индии. Еще в ранних буддийских произведениях М. фигурирует как образ благородного разбойника. Принимая различные облики (брахмана, царевича, подвижника), он непременно одерживает верх в своих авантюрах, в которых ему помогают его приятели. Образ его неоднократно использовался как в малых, так и в больших жанрах. Ему приписывается сочинение т.н. «Мулатан-тра», т.е. «Наставление по воровству». Он фигурирует в качестве героя «Повести о плутах», остроумнейшей антибрахманской сатиры, написанной в VIII в. джайном Харибхадрой, замечательным логиком и рационалистом. В повести рассказывается о том, как во время сезона дождей, когда плутам и мошенникам невозможно заниматься их ремеслом, собрались они в городе Удджайини. Одолевали их голод и холод, и они приставали друг к другу: нет ли чего поесть? И тогда сказал М., что пришло ему на ум: пусть каждый перед всей братией расскажет, что с ним доподлинно в жизни случалось, и если кто не поверит в правдивость его слов, то придется тому накормить всех собравшихся здесь. Если же кто сможет доказать «Сказаниями о Бхаратах», «Пуранами», «Рамаяной» и прочими священными книгами, что все сказанное - истина, тот - украшение шельмецов и никого не кормит. М. первым вызывается рассказать о том, что с ним было в жизни. Его рассказы переполнены небылицами, каждая из которых, однако, действительно находит подтверждение в священных книгах. К образу М. обращались не раз позднейшие авторы. В конце первого тысячелетия появляется бхана (одноактный фарс) «Лотос в подарок», где герой предстает искусным, галантным любовником, центральным персонажем любовной интриги. Фарс приписывается Шуд-раке, возможно также автору «Глиняной повозки»: здесь М. выведен под матронимическим именем Карнипутра. Исполняющий этот фарс выступает под именем Шаши, приятеля М. Живший в XI веке Кшемендра, энциклопедический автор, написал сатирическую поэму «Калавиласа» («Наслаждение искусством»). Ее содержание несложно: купец Хиранья-гупта, промышляющий караванной торговлей, обращается к М. с просьбой обучить его житейской мудрости. М. соглашается. Он поясняет юноше в серии бесед подлинный смысл тщеславия, жадности, обмана, лицемерия, ханжества, пьянства, мошенничества. Как у Харибхадры, так и у Кшемендры образ М. служит прикрытием для критики брахманской ортодоксии, с той только разницей, что последний делает упор не столько на конфессиональные аспекты, сколько на гуманистические ценности. Сомадева, младший современник Кшемендры, также обращается к образу М., ограничиваясь чисто бытовыми сюжетами.