“Гроза” - удивительнейшее
произведение русского, могучего,
вполне овладевшего собой таланта.
И, С. Тургенев
Осень 1859 года. Премьера в Московском Малом театре. Великие актеры играют пьесу великого драматурга. Об этом произведении будут написаны трактаты, в полемике о нем сойдутся Н. Добролюбов и А. Григорьев. Эта пьеса пройдет по многим сценам мира, но все это будет позже, а пока Малый театр впервые ставит новую пьесу А. Н. Островского “Гроза”.
За поднявшимся занавесом - панорама Волги, на первом плане - деревья и скамьи. Действие происходит в городе Калинове, утопающем в зелени садов. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!” - эти слова Кулигина являются своеобразным прологом пьесы.
Кажется, на фоне такой красоты люди должны жить красиво и счастливо. Однако это не так. В Калинове царит атмосфера “тупой ноющей боли..., тюремного гробового безмолвия”.
“Темное царство” - такую характеристику дает многим жителям города Кулигин. Он критикует “жестокие нравы” Калинова, грубость и лживость его обитателей.
Действительно, создается такое впечатление, что в Калинове все поставлено с ног на голову, все потеряло свой смысл. Доброта здесь стала прикрытием злобы и жестокости. Вспомним, как характеризует Кабаниху тот же Кулигин: “Ханжа! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”.
Любовь в этом городе - преступление. Любое проявление искреннего чувства расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!”. Любовь и замужество не могут здесь ужиться вместе. В семье Кабановых царят грубость, обман, но только не любовь. О любви Марфа Игнатьевна вспоминает лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: “Ведь от любви родители и строги к вам бывают... Ну, а это нынче не нравится”. Даже смерть Катерины не заставит сжаться холодное сердце Кабанихи: “Об ней и плакать-то грех!”.
Я думаю, что Кабаниха умна. Невежественная, считающая паровоз “огненным змием”, увлеченная рассказами странствующих богомолок о странах, где правят “салтаны”, а люди все “с песьими головами”, она все же способна оценить происходящее. Кабаниха понимает, что деньги еще не дают полной власти, ей необходимо закабалить людей, осквернив в них все лучшее, что есть в каждом порядочном человеке: любовь, верность, чувство прекрасного, веру, наконец. Основное же средство для достижения полного владычества над людьми - жестокость, прикрытая ханжеством. Но ведь жестокость Кабанихи дает горькие плоды: Катерина гибнет, Варвара убегает из дома, Тихон впервые бросает упрек матери, обвиняя ее в смерти жены. Такой вывод легко делают зритель или читатель, но он недоступен самой купчихе, потому что выходит за пределы правил, царящих в “темном царстве”.
Кабаниха, на мой взгляд, самая последовательная защитница этого царства, потому что она предчувствует его гибель: “Старина-то и выводится... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю... хорошо, что не увижу ничего”.
Думаю, этим ощущением конца того образа жизни, который был характерен для русского купечества середины XIX века, Марфа Игнатьевна отличается от Дикого, самого богатого человека в Калинове (примечательно, что он назван первым в перечне действующих лиц).
Этот “пронзительный мужик” свято верит в то, что деньги развязали ему руки в общении с людьми. Если Кабаниха действует “под видом благочестия”, то этот самодур дня не может прожить без ругани. Человек для него - червяк: “Захочу - помилую, захочу - раздавлю”. Стоит ли удивляться тому, что Дикой сознательно совершает преступление, разоряя наемных рабочих. “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”, - говорит он городничему, который относится к откровениям Дикого вполне спокойно, потому что сам зависит от него. Вот кто стоит во главе Калинова!
Косность и грубость Дикого проявляются в его разговоре с Кулигиным. Савел Прокофьевич не желает знать ни о научных открытиях, ни о Державине. Таким образом, в “темном царстве” гибнут не только высокие чувства, но и любые проявления творческой мысли.
Однако Дикой воюет лишь с теми, кто зависит от него. Когда на переправе его обругал гусар, этот воинствующий самодур не посмел противостоять офицеру, а всю злобу выместил на домашних. “Воюешь-то ты всю жизнь с бабами”, - бросает ему упрек Кабаниха. А Кулигин так характеризует смысл жизни “темного царства”: “Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних”. Как же страшны люди, избравшие жестокость основным делом своей жизни!
Во многом похожи Дикой и Кабаниха: задушить, истребить благородство, чувства, не похожие на безмолвное повиновение, поиздеваться над людьми, покорными их власти - это для них если и не смысл жизни, то уж удовольствие немаленькое. Но Кабаниха пришла к этому через свою “каторгу”. Ее так же точно ломали, над ней издевались в доме мужа. Прекратилось все это для нее только после того, как именно она стала в доме полновластной хозяйкой. А произойти это могло только после смерти предыдущих хозяев. Значит, таков порядок в жизни: терпи, пока над тобой стоит хозяин, наслаждайся безнаказанностью, коль сама стала хозяйкой. Ей даже в голову не приходит, что можно изменить такой порядок, что относиться к сыну с невесткой, дочери можно по-другому, с любовью и нежностью. Нет в ее душе таких понятий. Она терпела - пусть и другие терпят. Но Кабаниха, не только сильная характером, но и беспринципная и равнодушная, не понимает другого: человека можно не только сломить, как Тихона, озлобить, как Варвару, но можно и просто погубить физически, если прямоту нрава, нежность души не удается побороть. Это и случилось с Катериной.
Дикой гораздо проще. Он делает то, что делали всю жизнь и отец, и дед, и сосед. Разница в том, что денег больше, а разума все меньше и меньше. Ведь Дикой живет даже не по принципу: деньги все купят. Он не желает ничего покупать. Да и зачем, когда можно использовать силу денег как таран, как капкан, просто как силу.
По-своему оттеняет характеры Кабанихи и Дикого “благочестивая странница” Феклуша. Она не просто приносит в Калинов сведения о большом мире. Она оправдывает жизненные принципы “темного царства”, причем характеристики города и его обитателей в ее устах не менее нелепы, чем рассказы о заморских “салтанах”. Калинов у нее становится “землей обетованной”, а жестокая Кабаниха - образцом благочестия. Это еще одно подтверждение бессмысленности и бесперспективности “темного царства”.
“Гроза” - лучшая, но не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы сильных мира сего. Вспомним “Бесприданницу”, “Доходное место”, “Бешеные деньги” и другие пьесы.
В 1886 году Островский, осуществив свою последнюю поездку на Волгу, по словам современников, “заболел душой”: ничего не изменилось в России. Великий драматург решил начать писать новую пьесу для своего любимого Малого театра. Однако смерть перечеркнула этот замысел.
Каждый человек - это единственный и неповторимый мир, со своими поступками, характером, привычками, честью, моралью, чувством собственного достоинства.
Именно проблему чести и собственного достоинства поднимает Островский в своей пьесе «Гроза».
Для того чтобы показать противоречия между грубостью и честью, между невежеством и достоинством, в пьесе показаны два поколения: люди старшего поколения, так называемое «темное царство», и люди нового веяния, более прогрессивные, не
желающие жить по старым законам и обычаям.
Дикой и Кабанова - типичные представители «темного царства». Именно в этих образах Островский хотел показать господствующий класс в России того времени.
Так кто же такие Дикой и Кабанова? Прежде всего, это самые богатые люди в город де, в их руках - «верховная» власть, при помощи которой они угнетают не только своих крепостных, но и родных. Хорошо о жизни мещан сказал Кулигин: «...А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать...», и еще: «В мещанстве, сударь, вы ничего кроме грубости, не увидите...» Так и живут они, ничего не зная, кроме денег, безжалостной эксплуатации, безмерной наживы
за чужой счет. Не без умысла создал Островский эти два типа. Дикой – типичный купчишка, и его круг общения – Кабаниха.
Образы Дикого и Кабановой очень похожи: это грубые, невежественные люди. Они только и занимаются самодурством. Дикого раздражают родные, которые случайно попались к нему на глаза: «...Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть!..» А если кто-нибудь придет деньги у Дикого просить, то тут уж без ругани никак не обойдется: «Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только...»
Кабановой же не нравится, когда Катерина защищает свое человеческое достоинство и пытается уберечь от излишней брани своего мужа. Кабанихе противно то, что кто-то смеет ей перечить, сделать что-то не по ее велению. Но между Диким и Кабановой есть небольшая разница по отношению к родным и окружающим их людям. Дикой ругается открыто, «словно с цепи сорвался», Кабаниха- «под видом благочестия»: «Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит... Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все
думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А схорони господи, каким-нибудь словом снохе не угодишь, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем».
Жадность, грубость, невежество, самодурство в этих будет всегда. Эти качества не искоренились, потому что их воспитали так, они выросли в такой же обстановке. Такие как Кабанова и Дикой будут всегда вместе, их невозможно разлучить. Где появился один невежа и самодур, там объявится и другой. Каково бы ни было общество, всегда найдутся люди, которые под маской прогрессивных идей и образованности скрывают, вернее, пытаются скрыть свою глупость, грубость и невежество. Они тиранят окружающих, при этом, нисколько не смущаясь и не боясь понести за это какую-либо ответственность. Дикой и Кабанова - это и есть то самое «темное царство», пережитки, сторонники устоев этого «темного царства». Вот кто они, эти Дикие и Кабановы, глупые, невежественные, лицемерные, грубые. Такой же мир и порядок проповедуют они. Это мир денег, злобы, зависти и вражды. Они ненавидят все новое и прогрессивное. Замысел А. Островского состоял в разоблачении «темного царства», используя образы Дикого и Кабановой. Он обличал всех богатых людей в бездуховности и подлости. В основном в светских обществах России XIX века были такие Дикие и Кабановы, что и показал нам автор в своей драме «Гроза».
Открывается занавес. И взору зрителя представляется высокий берёг Волги, городской сад, гуляющие и беседующие жители прелестного городка Калинова. Красота пейзажа вызывает поэтический восторг Кулигина и удивительно гармонирует с привольной русской народной песней. Неспешно течет разговор городских обывателей, в котором уже слегка приоткрывается скрытая от постороннего взгляда жизнь Калинова.
Талантливый механик-самоучка Кулигин называет его нравы «жестокими». В чем же он видит проявление этого? Прежде всего в той бедности и грубости, которая царит в мещанской среде. Причина предельно ясна зависимость трудового населения от власти денег, сосредоточенных в руках богатого купечества города. Но, продолжая рас сказ о нравах Калинова, Кулигин отнюдь не идеализирует взаимоотношения купеческого сословия, которое, по его словам, подрывает торговлю друг у друга, пишет «злостные кляузы». Единственный образованный человек Кали-нова обращает внимание на одну немаловажную деталь, явственно проступающую в забавном рассказе о том, как Дикой объяснялся с городничим по поводу жалобы на него мужиков.
Вспомним гоголевского «Ревизора», в котором купцы и пикнуть не смели при градоначальнике, а покорно мирились с его тиранией и бесконечными поборами. А в «Грозе» в ответ на замечание главного лица города о его нечестном поступке Дикой
только снисходительно похлопывает представителя власти по плечу, даже не считая нужным оправдываться. Значит, деньги и власть стали здесь синонимами. Поэтому нет никакой управы на Дикого, который оскорбляет весь город. Никто не может угодить ему, никто не застрахован от его неистовой ругани. Дикой своевольничает и самодурствует, потому что не встречает сопротивления и уверен в собственной безнаказанности. Этот герой со своей грубостью, жадностью и невежеством олицетворяет основные черты калиновского «темного царства». Причем его злоба и раздражение особенно возрастают в тех случаях, когда речь идет или о деньгах, которые нужно вернуть, или о чем-то недоступном его пониманию. Поэтому он так ругает племянника Бориса, ибо один его вид
напоминает о наследстве, которое по завещанию нужно разделить с ним. Поэтому он так набрасывается на Кулигина, пытающегося объяснить ему принцип действия громоотвода. Дикого возмущает представление о грозе как об электрических разрядах. Он, как и все калиновцы, убежден в том, что гроза посылается! людям в напоминание об ответственности за их поступки. Это не просто невежество и суеверие, это передающаяся из поколения в поколение народная мифология, перед которой умолкает язык логического разума. Значит, даже в буйном, неуправляемом самодуре Диком живет эта нравственная истина, заставляя его всенародно кланяться в ноги мужику, которого он изругал во время поста. Если даже у Дикого случаются приступы раскаяния, то еще более религиозной и благочестивой кажется сначала богатая купеческая вдова Марфа Игнатьевна Кабанова. В отличие от Дикого она никогда не повысит голоса, не будет бросаться на людей, как цепная собака. Но деспотизм ее натуры вовсе не является тайной для калинов-цев. Еще до появления на сцене этой героини мы слышим хлесткие и меткие реплики горожан в ее адрес. «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - говорит о ней Кулигин Борису. И первая же встреча с Кабанихой убеждает нас в правильности этой
характеристики. Ее самодурство ограничено сферой семьи, которую она безжалостно тиранит. Кабаниха искалечила собственного сына, превратив его в жалкого, безвольного человека, который только и делает, что оправдывается перед ней за несуществующие грехи. Жестокая, деспотичная Кабаниха превратила в ад жизнь своих детей и невестки, постоянно истязая их, изводя упреками, жалобами и подозрениями. Поэтому ее дочь Варвара! , смелая, волевая девушка, вынуждена жить по принципу: «...делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Поэтому не могут быть счастливы Тихон и Катерина. Такое чувство, как любовь, несовместимо для Катерины с постылыми стенами
кабановского дома, с его гнетущей душной атмосферой. Кабаниха с завидным упорством отстаивает старинные обычаи и обряды. Как опытный режиссер, организовывает она сцену проводов Тихона, отводя Катерине роль молчаливого статиста. Смешное и жалкое зрелище представляет здесь Тихон, когда, запинаясь и смущаясь, произносит под диктовку матери поучения жене. После отъезда сына Марфа Игнатьевна высказывает недовольство тем, что ее невестка, проводив мужа, не выла полтора часа на крыльце, выражая тем свою любовь. Несмотря на свою абсолютную власть над детьми, Кабаниха постоянно чем-то недовольна. Она чувствует, что молодые люди внутренне не согласны с ней, что им хочется воли и самостоятельности. Даже своему слабовольному сыну она не может внушить простой мысли о том, что основой семейных отношений должен быть страх, а не любовь и доверие. В сцене публичного покаяния Катерины драматург одной лаконичной фразой Кабанихи показал ее внутреннее торжество: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!»
Калиновский мир жесток и бессердечен к тем, кто посмел отвергнуть его мораль, его нравственные устои. Подтверждением этому стала трагическая судьба Катерины, которая предпочла смерть жизни в кабановском доме. История, рассказанная в драме, высвечивает все ту же жестокость калиновских нравов, где за запертыми наглухо воротами льются
«невидимые и неслышимые» слезы, где тиранят семьи, где грабят сирот, пьянствуют и развратничают. Но уже пошатнулись опоры, на которых держится старый порядок. Ведь появились люди, в которых выразился протест против устаревшего, закоснелого уклада жизни. Даже в душе кроткого, безропотного Тихона поднимается возмущение против деспотизма матери, которую он открыто обвиняет в смерти жены. Бежит из кабанов-ского дома и Варвара, не желая терпеть домашнюю тиранию. Всячески пытается смягчить жестокие нравы Кали-нова Кулигин, наивно надеясь просветить самодура Дикого и направить его на путь истины.
Таким образом, в «Грозе» нашло всестороннее и глубокое отражение неспокойное, полное противоречий и катастроф время, когда начал рушиться старый патриархальный мир, пробуждая в людях надежду на лучшее будущее страны и народа.
Островского по праву считают одним из самых ярких выразителей национального своеобразия, а его драмы называют пьесами жизни. Можно сказать, что Островский родоначальник русского театра, мастер реалистической прозы. Он написал более
семидесяти пьес. Среди его пьес практически нет слабых, незапоминающихся вещей. Но «Гроза» стоит особняком даже среди лучших творений художника. Написанная в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году драма отражала к этому времени начинающиеся в России процессы.
«Гроза» – это отражение жизни русской провинции, где еще сильны патриархальные условия. Важно заметить, что Островский написал свое произведение после путешествия по Волге. Вымышленный город Калинов вобрал в себе черты российской глубинки. Экспозиция пьесы протекает на широком волжском просторе. Но горожане не замечают природы, их души не чувствительны к красоте. Важно отметить то, что пьеса строится на
антитезе. Автор противопоставляет красоту природы обывателям города. Они заботятся лишь только о своем благе. Для этих людей такое понятие, как общественная польза ничего не значит. Например, Кулигин уговаривает Дикого дать деньги на громоотвод, но наталкивается на презрительный отказ. Дикой – типичный представитель этого общества. Он пустой человек, ищущий ссоры с первым встречным. Главная цель его жизни - унизить и растоптать тех, кто ниже чином. Савел Прокофьевич богат, но нажил свое состояние обманным путем. Он обирает своих рабочих, не доплачивая каждому по копеечке. Родные Дикого живут в постоянном страхе, стараясь угодить ему.
Власть в городе принадлежит не только ему, но и Марфе Игнатьевне Кабановой. Она ярая представительница «темного царства», довольно-таки богатая женщина, вдова. После смерти мужа Кабаниха взяла власть в доме в свои руки. И с тех пор никто не смеет ей перечить не только в семье, но и во всем городе. Она не дает воли ни Тихону, своему сыну, ни своей невестке. Марфа Игнатьевна не боится Дикого, возражает ему и даже имеет некую власть над ним. «Ну, ты не очень горло то распускай! Найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шел… воюешь-то ты всю жизнь с бабами». В пьесе она охарактеризована не только своими речами, но и обсуждается другими персонажами. Кулигин говорит так: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабанова лицемерная, невежественная, патриархальная русская купчиха. Дорог для нее лишь сын, она истинно любит его, желает помочь ему в жизни. Кабаниха ревнует Тихона к Катерине, постоянно придирается к ней, не дает ей спокойно
жить. Ни Савел Прокофьевич, ни Марфа Игнатьевна не желают признавать ничего нового, а хотят жить в соответствии с домостроевскими порядками. Такие Дикие и Кабанихи представляют основу русского купечества. Кажется, что в городе до сих пор царит средневековье: горожане не знают о новостях науки и техники, подчиняют жизнь
нелепым суевериям, которые разносит странница Феклуша. Для калиновцев гроза – это божья кара. Они религиозны, но их вера не имеет ничего общего со светлым чувством Катерины. Ведь не зря Добролюбов назвал ее - «лучик света в темном царстве».
Для жителей города Калинова бог – жестокий судья, попасть к которому они боятся. Нравы здесь охарактеризовал умелый и наблюдательный Кулигин: «Жестокие нравы у нас, сударь». Сильные и богатые наживаются за счет слабых и зависимых. А Дикой
даже не скрывает своего презрения к «маленьким» людям. Тяжелее приходится женщинам, которые с замужеством лишаются свободы. Отношение в семье диктуются «Домостроем», которые в девятнадцатом веке превратились в нелепые, забытые и никому
не нужные обряды. Например, Катерине нельзя гулять, поскольку она замужняя женщина. А пока муж в отъезде даже нельзя подходить к окну. Строгая мораль тем не !
менее не мешает калиновцем грешить. сущность этих отношений выражена в репликах Варвары: «По мне делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Несмотря на запрет матери, Варвара гуляет с Кудряшем. Катерина возбуждает общественное
негодование не потому, что она изменила мужу, а так как покаялась публично. Согрешившая жена может быть даже убита мужем, этим Островский обличает социальное неравенство и говорит о зависимости женщины. Также упоминается о том, что
мужская неверность даже не наказывается.
Островский показывает, что «темное царство» еще очень сильно. А поединок с ним Катерины заканчивается ее гибелью. Но социальные процессы уже нельзя остановить, молодежь требует права строить свою жизнь по собственному желанию. Протест
Катерины самое яркое доказательство, но Варвара тоже сбегает из дома с Кудряшом. И даже слабый покорный Тихон над телом жены обвиняет мать: «Это, вы маменька, ее убили». В нем родилось страшное понимание, что в жизнь в «темном царстве» хуже
смерти, бросаясь на труп жены, он кричит: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете, да мучится.». Этим самым Островский показывает, как рушатся законы Калинова.
В пьесе намечен острый социальный конфликт. Ведь времена «темного царства» давно миновали, а драма почему-то не устарела. Следовательно, проблемы пьесы не только социальные, но и философские. Право человека на собственный выбор,
бунт против общепринятой морали – эти проблемы относят к разряду вечных.
Наивысшим художественным достижением А.Н.Островского в предреформенные годы стала драма " Гроза".Действие драмы А.Н Островского "Гроза" происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги ."Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!"-восклицает Кулигин,один из местных жителей.Но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни.
Жизнь Калинова и подобных ему городов России того времени Добролюбов назвал "темным царством".Сонное , спокойное, размеренное существование. Большую часть времени калиновцы проводят дома, где за высокими стенами и крепкими замками
неторопливо едят,занимаются какими- нибудь домашними делами, спят."спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь".по праздникам житеи неторопливо, чинно прогуливаются по бульвару , но "и то один вид делают, что гуляют , а сами ходят туда наряды показывать".У обывателей Калинова нет стремления к познанию культуры , науки, их не интересуют новые идеи и мысли. Люди суеверны, покорны по их мнению , "и Литва с неба упала".Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, "калики перехожие"."По немощи своей" они далеко
не ходили, но "слыхать- много слыхали". За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров , не признающих человеческое достоинство.
Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха. Дикой - законченный тип купца- самодура , смысл жизни
которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха - еще более зловещая и мрачная представительница Домостроя.Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом ест домашних, проявляет ханжество , одаряя нищих , не терпит ни в ком проявления личной воли.
Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. Автор подчеркивает , что из-за наживы купцы портят друг другу торговлю , постоянно ссорятся между собой , вредят своим вчерашним друзьям :
" Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку". Борис не осмеливается защитить себя от оскорблений Докого , так как по завещанию он может получитьнаследство только при условии , если будет почтителен своему дяде. Напримере Дикого прослеживается характер человека, находящегося во власти денег. Один из самых богатых людей Калиного , Дикой опускается до прямого жульничества :" Не доплачу я им по какой- нибудь копейке на человека , а у меня из этого тысячи составляются , так оно мне и хорошо!" Брань , ругань по любому поводу - это не только привычное оброщение с людьми , это его натура, его характер , даже больше того - содержание жизни. Самодурство Дикого не знает границ.Он не дает спокойно жить своим домашним. Когда хозяин бал не вдухе, ! " все прятались по чердакам и чуланам". Однако в типичном самодурской логике его есть один интересный момент : ярый ругатель бывает сам не рад своему характеру:" Друг ты мне, а приди ты у меня просить - обругаю".Не правда ли, мы
ощущаем , что самодурство Дикого дает трещину?
Твердо стоит на страже патриархальных домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен Кабанова.В отличие от Дикого , она никогда не ругается, у неё свои методы устрошения : она , "как ржа железо", точит своих близких, прикрываясь божественными догмами и страданиями о попранной старине.
Любовь сыновнее и материнское чувство не существует в этом доме, они вытравленю, втоптанны в грязь произволом, ханжеством , злобой.Кабанихе не дает покоя то, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни , что хочется им жить по-другому.Главное, в чем виноваты Дикой и Кабанова , - они губительно действуют на окружающих , отравляя им жизнь , уничтожая в них светлые чувства , делая их своими рабами.
Между Кабанихой и Диким много общего . Их объединяет деспотизм , суеверие невежество , бессердечность, но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга, а дополняют. Кабаниха хитрее Дикого.Дикой не прекрывает своего самодурства.Кабаниха же
прячется за бога, которому она якобы служит. Как ниотвратителен Дикой, Кабаниха страшней и вредней него.Авторитет ее признан всеми , даже Дикой говорит ей:"Ты одна во всем городе разговорить меня можешь". Ведь Дикой своевольничает с тайним сознанием беззаконности своих действий и поэтому он пасует перед властью человека , опирающегося на на нравственный закон , или перед вилной личностью дерзко сокрушающей его авторитет. Его невозможно "просветить" , но можно " прекратить ". Марфе игнатьевне Кабановой это легко удается. Но жизнь не стоит на месте, самодуры ощущают, что их власть ограничивается . Н.Добролюбов отмечает : " Все, кажется,
по-прежнему , все хорошо: Дикой ругает коко хочет...Кабанова держит в страхе своих детей...невестку...А все как-то неспокойно, нехорошо им .Помимо их , не спромясь их , выросла другая жизнь , с другими началами...и уже посылает нехорошие видения темному произволу самодурства".