Произведения М. Шолохова, как правило, связаны с самыми важными определяющими событиями русской истории: «Тихий Дон» - о Первой мировой войне, революции, Гражданской войне, «Поднятая целина» - о коллективизации, «Они сражались за Родину» - о Великой Отечественной войне. В такие времена полностью изменяется жизнь народа, и пережившим исторические катаклизмы кажется, будто жизнь начинается сначала. Гибнут люди, рушатся вековые устои, человек становится одиноким и покинутым. Все это показано М. Шолоховым с беспощадной трезвостью реалиста. Но при этом создается впечатление, что жизнь бесконечна, а человек бессмертен, и что любое трагическое переживание не безысходно, а несет в себе очищение и духовное просветление. Попробуем разобраться, почему это происходит, обратившись к роману «Тихий Дон».
Прежде всего, дело в очень своеобразной жизненной позиции шолоховских героев. Конечно, они борются, но сущность их не исчерпывается, например, борьбой красных с белыми. Безусловно, что сущность Григория Мелехова не сводится к поискам «третьего пути» для казачества. Главное в Григории - ощущение личной ответственности за все беды и боли, которые выпадают на долю его родному краю. «Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый», - говорит он, и суть этих слов выходит далеко за рамки проблем текущего момента. Муки совести, стыда испытывают люди в любую эпоху и именно благодаря этим чувствам остаются людьми, пережив многие исторические катаклизмы.
Герои М. Шолохова борются, сражаются прежде всего не друг с другом, а с судьбой. Они дерзко бросают вызов трагическим обстоятельствам, утратам. Они верят в лучшее, верят в возможность счастья. Как птица в полете, устремленная к долгожданному счастью, гибнет Аксинья в донской степи. Много боли выпало на ее долю, но, полюбив Григория, она бросила вызов обстоятельствам, традициям, всей жизни, обрекшей ее на непосильную работу, одиночество и страдания. Расставаясь с Григорием и снова встречаясь с ним, одинокими ночами непрестанно думая о нем, она надеется на счастье даже тогда, когда это кажется совершенно бессмысленным. И погибает она именно в тот момент, когда кажется, что счастье пришло, при-Шло наперекор злой судьбе, погибает счастливой.
Герои М. Шолохова - люди поразительной силы и жизнелюбия. В самых драматических обстоятельствах они проявляют великую стойкость, выдержку. Писатель наделяет их чувством юмора,
которое позволяет в самом тяжелом увидеть смешную сторону. Примером такого героя является Прохор Зыков, верный друг и ординарец Григория Мелехова.
Прохор Зыков трагикомически повторяет путь Григория. В шутливой, комической форме он высказывает многое из того, что мучает Григория. Например, после соединения повстанческой армии с белыми Григорий чувствует, что не хочет больше воевать. О том же говорит Прохор, но комически: «Чем добрее под тобой животина, тем скорее от неприятеля ускачешь». Драматизм переживаемого, не теряя своей остроты, поворачивается к нам своей другой, комической стороной.
Кроме того, в вечности жизни убеждает читателя мир природы, который обогащает шолоховских героев и нередко формирует их чувства. Волосы Аксиньи для Григория «дурнопьяном пахнут, знаешь, этаким цветком белым». От «свежего, нахолодевшего» рта ее пахло «то ли ветром, то ли далеким, еле уловимым запахом степного сена».
Григорий - суровый воин - приезжает на короткую побывку домой. На коленях его дети - Мишатка и Полюшка. Сокровенная глубина отцовского чувства раскрывается через образы природы: «Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травою, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным. И сами они - плоть от плоти его - как крохотные степные птицы».
Огромная жизненная сила произведений М. Шолохова проистекает из чувства нерасторжимой связи с землей, с жизнью. Жизнь в романе М. Шолохова «Тихий Дон» могуча и неостановима. Она вне человека, она в самом человеке. Люди гибнут, утверждая бесконечность, величие и трагедийную красоту бытия.