Необходимо отметить, что распространителем является не автор публикации, а средство массовой информации, которое и выступает в качестве ответчика.
Что касается морального вреда, вытекающего из факта распространения порочащих сведений, то в соответствии со ст. 151 ГК РФ он компенсируется лишь гражданам, что явно вытекает из формулировок статьи. В частности, в ч. 2 ст. 151 ГК РФ сказано, что при определении размеров компенсации морального вреда суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Очевидно, что это требование не может быть выполнено судом в случае, если лицом, которому причинен вред распространением порочащих сведений, является юридическое лицо, поскольку оно не может претерпевать нравственные и физические страдания. Этому выводу противоречит разъяснение, содержащееся в Постановлении Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", распространяющее возможность компенсации морального вреда и на юридических лиц (п. 5 Постановления). Как представляется, ссылка на п. 7 ст. 152, мотивирующая данную позицию Пленума Верховного Суда РФ, является некорректной, поскольку в законодательной формулировке этой нормы содержится явное указание на то, что она распространяет на защиту деловой репутации юридического лица правила только ст. 152 ГК РФ, но не ст. 151 ГК РФ.
Итак, в основе качественных характеристик информации как объекта правоотношений, получающих закрепление в позитивном праве России, лежат объективные свойства информации как одного из атрибутов материи. Будучи связанной с материей в силу свойства системности и выражаясь в материальных носителях, но в то же время не представляя собой материальных предметов, информация является принципиально особым объектом гражданских прав, что получило законодательное закрепление в ст. 128 ГК РФ, представляющей информацию как объект прав, отдельный от имущества, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности, нематериальных благ.
Как было показано, к правам на информацию, вытекающим из ее объективной природы и определяемых ею интересов социальных субъектов, относятся право на получение информации, право на ограничение получения информации другими субъектами, а также право на опровержение порочащей информации; к обязанностям, вытекающим из собственно информационных правоотношений, вытекают обязанность предоставлять информацию и обязанность опровергать порочащую информацию. В связи с этим точки зрения, согласно которым информация как таковая может выступать в качестве объекта имущественных прав, прав, вытекающих из договора о выполнении работ (оказании услуг), а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, представляются неверными (объекты этих прав имеют информационный характер, но их нельзя отождествлять с собственно информацией).
Анализ действующего гражданского законодательства Российской Федерации показывает, что основанием для указанных точек зрения служат некоторые нормы ГК РФ. В частности, ч. 1 ст. 129, раскрывающей понятие оборотоспособности объектов гражданских прав, формулирует это понятие таким образом, что оно приобретает универсальность, распространяясь на все объекты гражданских прав, включая и информацию: "Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте". Между тем, как мы знаем, информация, в силу своей объективной природы, выражающейся, в частности, в ее неисчерпаемости, не может отчуждаться и переходить от одного лица к другому. Становясь доступной новому субъекту и присваиваясь им, она не отчуждается от субъекта, который обладал ею до этого.
Избежать указанного противоречия можно, лишь толкуя норму ч. 1 ст. 129 в том смысле, что объекты гражданских прав могут участвовать в обороте постольку, поскольку это не противоречит их природе.
Специфика информации как объекта гражданских прав не учтена и в ст. 2 ГК РФ, определяющей отношения, регулируемые гражданским законодательством. Согласно ч. 1 этой статьи гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Как видим, в статье последовательно перечислены отношения, объектами которых являются все объекты гражданских прав, указанные в ст. 128 ГК РФ, за исключением информации, которая, как мы знаем, не сводима ни к имуществу, ни к работам и услугам, ни к результатам интеллектуальной деятельности, в том числе интеллектуальной собственности, ни к нематериальным благам.
С учетом всего сказанного с целью приведения правового статуса информации как объекта гражданских прав в соответствие с ее объективной природой как субстанциального свойства материи и вытекающих из нее объективных свойств информации, а также с целью устранения обнаруженных противоречий в законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения, складывающиеся по поводу информации как особого объекта гражданских прав, представляется целесообразным предложить некоторые изменения и дополнения в ряд норм.
Часть 1 ст. 129 ГК РФ изложить в следующей редакции (мною выделены предлагаемые изменения):
"1. Объекты ИМУЩЕСТВЕННЫХ прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте".
Часть 1 ст. 2 ГК РФ изложить в следующей редакции:
"1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ (ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРАВО НА ОГРАНИЧЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ, ПРАВО НА ОПРОВЕРЖЕНИЕ ПОРОЧАЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ), исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников".
Абзац 4 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" изложить в следующей редакции:
"документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией и реквизитами, позволяющими ЕГО идентифицировать".
Пункт 1 ст. 2 Закона г. Москвы "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" изложить в следующей редакции:
"информационные ресурсы города Москвы - ДОКУМЕНТЫ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ в информационных системах и относимые в соответствии с настоящим Законом к собственности города Москвы".
Предлагаемые изменения и дополнения ни в коей мере не затрагивают правоотношений, объектами которых являются документы (информационные ресурсы), работы и услуги, связанные с обработкой, хранением или предоставлением информации, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага. Они призваны лишь отразить специфику информации как особого объекта гражданских прав.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N 395-1 "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР".
3. ЗАКОН РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ".
4. ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ".
5. ЗАКОН РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ".
6. ЗАКОН РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ".
7. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).
8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.02.1995 N 24-ФЗ "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 25.01.1995).
9. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995).
10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.02.1996 N 17-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР" (принят ГД ФС РФ 07.07.1995)
11. "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996).
12. "ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002).
13. УКАЗ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ СВЕДЕНИЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА".
14. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 "О ПЕРЕЧНЕ СВЕДЕНИЙ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ".
15. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОТНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, К РАЗЛИЧНЫМ СТЕПЕНЯМ СЕКРЕТНОСТИ".
16. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 18.08.1992 N 11 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ГРАЖДАН, А ТАКЖЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ".
17. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА".
18. ЗАКОН г. Москвы от 24.10.2001 N 52 "ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ".