Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других». «Главное свойство» гоголевского дара – «…очертить в такой силе пошлость пошло-го человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». Эта особенность таланта писателя особенно отчетливо проявляется в обрисовке ха-рактеров помещиков в поэме «Мертвые души».
Типизация – одна из самых существенных черт литературы критического реализма. Она отчетливо выступает в творчестве Н.В. Гоголя. Стремясь создать типический харак-тер, Гоголь широко использует интерьер. Первый, если можно так сказать, очаг сентиментализма, с которым встречается чи-татель «Мертвых душ», – это имение Манилова. Духом карамзинской эпохи пропитано здесь все – от английской планировки посадок перед домом до задумчивой мечтательно-сти самого владельца.
Историк русской литературы И.Н. Розанов писал, что в эпоху литературного сенти-ментализма «особенно в моде были
«уединение и сердце». Гоголевский текст отражает это с феноменальной точностью. Помимо «Храма уединенного размышления» уединение фигурирует также в словах Чичикова. Претензии на изысканность, утонченность вкуса в поместье Манилова еще
более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. Все это лишь декорации, прикрывающие скудость. Печать неопределенности, расплывча-тости и лежит здесь на всем: одинокий господский дом, «открытый всем ветрам», редкие кусты сирени, серенькие бревенчатые избы мужиков, серый день. В доме Манилова тоже все тускло, неопрятно: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой». Гоголь открывает читателю один из излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством рас-сматривал жилище этого… человека, думая по нему отыскать свойства самого хозяина, как по оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в нем сидевшей и оставившей свое впечатление».
В главе о Манилове «раковина» особенно важна, так как характер героя неопределе-нен, неуловим. Обстановка всегда рельефно характеризует героя, но у Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения. В комнатах Манилова рядом с прекрасной мебелью, обтянутой дорогой материей, стоят кресла, покрытые рогожею. «Хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз пре-достерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». В неко-торых комнатах вовсе не было мебели, «хотя было говорено в первые дни после женить-бы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время по-ставить мебель». «Щегольский подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перла-мутным щегольским щитом» соседствовал «ввечеру» с «медным инвалидом», но этого не замечали ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й стра-нице, которую он постоянно читал уже два года».
Окружающие вещи, весь уклад жизни героя красноречиво говорят о том, что Мани-лов – человек «так себе, ни то ни сени в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или хотя даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертную».
В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего, – этого он не знает. Так просто – чтобы были «именины сердца». Гоголь дает это понять бу-квально одним штрихом: «На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой
из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами».
Хозяин усадьбы не понимает, что его хозяйство приходит в упадок, не замечает уродливости своего быта. Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. В доме же у него «чего-нибудь вечно недоставало». Манилов создает фантастические проекты, один нелепее другого, не имея
представления о реаль-ной жизни. Хозяйством же он не занимался, «он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою».
Слащавость, сентиментальность, бесхозяйственность, умственная ограниченность, неопределенность мышления – все это черты характера Манилова, которые отложили свой отпечаток на его быт. Праздный мечтатель Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки и про-жекта о подземном ходе или каменном мосте через пруд, сотворить не может. В заключение хотелось бы сказать, что именно широкое использование интерьера помогает Гоголю создать типический характер «прекраснодушного» Манилова. В наше время проблема «маниловщины» весьма актуальна.