Об отказе, уклонении от дачи показаний составляется протокол. Дело о даче заведомо ложных показаний может рассматриваться в суде лишь после основного дела. Свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, прокурора, суда. В случае неявки без уважительной причины он может быть подвергнут приводу, но только после вызова его повесткой; при этом необходимо заручиться письменным уведомлением о вручении повестки. Уважительными причинами неявки свидетеля признаются: болезнь, несвоевременное получение повестки, иные обстоятельства, лишающие свидетеля возможности явиться в назначенный срок (отсутствие транспорта, стихийное бедствие, болезнь члена семьи, требующего постоянного ухода, и т.п.). Занятость на работе можно рассматривать как уважительную причину неявки свидетеля, если он своевременно уведомит следователя о занятости и согласует с ним иное время явки. К неявке свидетеля в суд предъявляются требования более серьезные, т.к. это может повлечь перенос судебного разбирательства, повторный вызов его участников.
2. Эксперт, специалист, переводчик
Эксперта, специалиста и переводчика объединяет то, что все они сведущие лица, т.е. обладают специальными знаниями, присущими различным видам профессиональной деятельности, за исключением знаний, являющихся профессиональными для следователей, судей, используемых при расследовании и рассмотрении уголовных дел в суде в случаях и порядке, установленных законом. Знание языков, необходимых для перевода, - разновидность специальных знаний.
Эксперт, специалист, переводчик должны быть компетентными. Если кто-либо из них не соответствует этому требованию, то он подлежит отводу в порядке, установленном для эксперта в ст. 70, специалиста в ст. 71, переводчика в ст. 69 УПК. Незаинтересованность, помимо других случаев, требует и несовместимости функций различными участниками уголовного судопроизводства. Поэтому следователь, дознаватель, судья не вправе провести экспертизу, даже если они имеют на то соответствующие специальные знания; не могут выполнять функцию переводчика, впрочем, как и другие участники уголовного процесса. Но из этого общего правила есть одно исключение, указанное в п. 1 ч. 2 ст. 70 УПК: предыдущее участие в деле в качестве эксперта или специалиста не является основанием для отвода указанных лиц.
Известны случаи, когда, не желая участвовать в деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика, сведущее лицо заявляет самоотвод, отказывается выполнять поручение следователя, ссылаясь на некомпетентность. В такой ситуации решение об отводе принимается после проверки обоснованности самоотвода.
Роль эксперта, специалиста, переводчика в доказывании различна. Эксперт, образно говоря, расшифровывает сведения, имеющие отношение к делу, содержащиеся в следах преступления, на вещественных доказательствах, документах. Заключение и показания эксперта - доказательство (см. п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК). Главным в этом источнике доказательств является заключение; показания эксперт дает при необходимости разъяснения и уточнения заключения.
О назначении и производстве экспертизы сказано в гл. 27 УПК. Основные права эксперта предоставлены ему для проведения экспертизы путем исследования предоставленных материалов (предметы, признанные вещественными доказательствами по делу, следы, изъятые с места происшествия, образцы для сравнительного исследования и др.) и дачи в форме заключения ответов на вопросы, сформулированные в постановлении о назначении экспертизы. Наиболее важные обстоятельства совершения преступления, необходимые эксперту, приводятся в постановлении о назначении экспертизы.
К этому постановлению, как правило, прилагаются: копия протокола осмотра места происшествия и осмотра трупа (если он был проведен, а судебно-медицинскому эксперту поставлены вопросы о времени, характере и степени вреда, причиненного здоровью); копия протокола осмотра материалов, направленных на экспертизу, при необходимости - и копии других протоколов, медицинских документов. Для судебно-психиатрической экспертизы нередко требуется значительно больший объем материалов уголовного дела.
Эксперт вправе изучать и другие материалы уголовного дела, но только те, которые относятся к предмету экспертизы. Поэтому эксперту дано право ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов. Для удовлетворения этого ходатайства должностное лицо, орган, назначившие экспертизу, предоставляют эксперту соответствующие материалы уголовного дела, истребуют документы, проводят следственные действия (получение образцов для сравнительного исследования, дополнительный осмотр места происшествия, допросы, следственные эксперименты и т.д.).
Заключение эксперта должно быть основано на материалах уголовного дела. Эксперт не вправе самостоятельно вести переговоры с участниками уголовного процесса, собирать материалы для исследования. Но этот запрет не распространяется на случаи, когда собранные экспертом материалы являются неотъемлемой частью экспертного исследования (например, экспериментальные выстрелы из огнестрельного оружия, представленного на экспертизу).
Эксперт с разрешения дознавателя, следователя, прокурора, суда вправе участвовать в производстве следственных действий. Он может задавать вопросы другим участникам следственного действия только через лицо, проводящее следственное действие. Эксперт как участник следственного действия вправе знакомиться с протоколом следственного действия и делать замечания, подлежащие занесению в него.
Чаще всего у эксперта возникает необходимость участвовать в допросах, следственном эксперименте, осмотрах, дополнительных осмотрах места происшествия, вещественных доказательств, в получении образцов для сравнительного исследования (например, образцов почерка). Нередко эксперт ходатайствует одновременно о проведении следственного действия и просит следователя разрешить ему участвовать в нем.
Новым является право эксперта ходатайствовать о привлечении к производству экспертизы других экспертов. Потребность воспользоваться таким правом возникает в основном у экспертов при производстве экспертизы вне экспертного учреждения.
Новой является норма о праве эксперта в пределах своей компетенции давать заключение по вопросам, хотя и не указанным в постановлении о назначении экспертизы, но имеющим отношение к данному экспертному исследованию. При этом отпадает необходимость в назначении дополнительной экспертизы.
Если субъект, назначивший экспертизу, не обеспечил реализацию экспертом предоставленных ему прав, то эксперт вправе обжаловать соответствующее решение, например, об отказе ознакомить эксперта с дополнительными материалами уголовного дела, о предоставлении дополнительных материалов, о привлечении к производству экспертизы других экспертов. Отказаться от дачи заключения на том основании, что представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения, эксперт вправе лишь в случае, если следователь отклонит ходатайство эксперта о предоставлении дополнительных материалов.
Эксперт не вправе проводить исследования, при которых возможно полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств, если на это не было получено разрешение лица, назначившего экспертизу. Речь идет об объектах, которые являются вещественными или письменными доказательствами, а потому могут потребоваться на последующих стадиях уголовного судопроизводства. Но некоторые исследования невозможно проводить без частичного или даже полного уничтожения объектов, изменения их внешнего вида или основных свойств. Именно в данном случае требуется согласие лица, назначившего экспертизу.
За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность по ст. 307 УК РФ. Привлечь эксперта к уголовной ответственности по данной статье можно лишь в случае, если будет соблюдено требование ч. 2 и ч. 4 ст. 199 УПК о порядке письменного предупреждения эксперта о такой ответственности.
За специалистом сохранилась его основная функция: участие в следственном действии для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств. Специалист допускается к участию во всех следственных действиях. О наличии у следователя права при необходимости привлечь специалиста к участию в любом следственном действии гласит содержание ст. ст. 58, 168 и ч. 5 ст. 164 УПК. Поэтому допустимо участие специалиста в допросах, опознании. Но нужно учитывать, что в статьях о порядке проведения этих следственных действий ничего не сказано о специалисте. В такой ситуации необходимо руководствоваться положениями УПК о порядке проведения следственных действий и составлении соответствующего протокола.
Педагог, психолог, участвующие в допросах несовершеннолетних обвиняемых и малолетних свидетелей, - разновидность специалистов. При этом они оказывают содействие не только следователю, но и допрашиваемому.
Теперь специалиста можно привлечь к участию не только в следственных, но и некоторых других процессуальных действиях. Но практика участия в процессуальных действиях (помимо следственных действий) только формируется; не указано об этом порядке и в УПК. Исключение составляет правило п. 3 ч. 1 ст. 53 УПК, в котором установлено, что защитник вправе привлекать специалиста в соответствии со ст. 58 УПК. Речь идет о случаях, когда при оказании юридической помощи возникли вопросы, требующие специальных знаний. Представленное при этом заключение специалиста является доказательством. Специалист, согласно ст. 307 УК, несет уголовную ответственность за заведомо ложные показания, но не за заведомо ложное заключение. Поэтому заключение специалиста обычно является обоснованием ходатайства защитника о назначении судебной экспертизы. Высказанные в заключении показания специалиста могут найти отражение не только в ходатайствах защитника и обвиняемого, но и в некоторых процессуальных документах, составляемых следователем, в частности в протоколах ознакомления обвиняемого: а) с постановлением о назначении экспертизы; б) с заключением эксперта; в) с материалами уголовного дела. Специалистов при необходимости можно теперь привлекать участвовать в описи и наложении ареста на имущество, а также при ознакомлении обвиняемого: а) с постановлением о назначении экспертизы; б) с заключением эксперта и т.д.