Смекни!
smekni.com

Иные участники уголовного судопроизводства (стр. 1 из 3)

В главе 8 УПК в качестве иных участников уголовного судопроизводства названы: свидетель (ст. 56), эксперт (ст. 57), специалист (ст. 58), переводчик (ст. 59), понятой (ст. 60). Все эти лица по положениям принципа состязательности не являются носителями функции обвинения, защиты или разрешения уголовного дела. "Иные участники процесса" не второстепенные, а неизменные и постоянные его участники. Без них невозможно доказывание по уголовным делам. К ним как к средствам доказывания (показания свидетеля, заключение и показания эксперта, специалиста) или как к лицам, оказывающим содействие в доказывании (специалист, переводчик, понятой), обращаются стороны и суд. Секретарь судебного заседания (ст. 245 УПК) также оказывает содействие доказыванию, фиксируя в протоколе судебного заседания действия и решения, осуществляемые в ходе судебного следствия; он подлежит отводу, если установлена его заинтересованность в деле (ст. 68 УПК); но в гл. 8 УПК он не назван; представляется, что это обусловлено все же спецификой его правового статуса как помощника судьи.

За исключением свидетеля, общим для этих лиц является то, что они не имеют собственного интереса в деле и поэтому должны быть незаинтересованными в нем. При установлении, что эксперт, специалист, переводчик заинтересованы в деле, согласно ч. 1 ст. 62 УПК, они обязаны отстраниться от участия в деле. Если же они не заявят самоотвод, то отвод им может быть заявлен представителями стороны защиты или стороны обвинения (ч. 2 ст. 62 УПК). Согласно ч. 1 ст. 60 УПК понятым также должно быть лицо, не заинтересованное в деле. В связи с этим понятыми не могут быть: участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники, работники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и (или) предварительное расследование. Из названных правил об отводе есть исключение, которое относится к свидетелю. Свидетель создается событием преступления, он незаменим и поэтому не подлежит отводу.

Основное назначение иных участников уголовного судопроизводства состоит в том, что они привлекаются к участию в доказывании. В стадиях досудебного производства их участие в деле осуществляется прежде всего в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Наиболее очевидно такое назначение свидетеля, эксперта и специалиста. Показания свидетеля, заключение и показания эксперта, специалиста, согласно ч. 2 ст. 74 УПК, являются доказательствами. Подлежат удовлетворению обоснованные ходатайства о вызове и допросе свидетеля, назначении и производстве экспертизы, заявленные кем-либо из участников процесса с собственным интересом или же их представителями.

Однако в назначении свидетеля, эксперта и специалиста есть и различия.

1. Свидетель

Показания свидетелей - наиболее распространенный источник сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Свидетелем является физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и вызванное для дачи показаний. В качестве свидетеля вызываются не только очевидцы события преступления. Основания для вызова и допроса лица в качестве свидетеля сформулированы так широко, что не дают права лицу, вызванному для допроса, уклониться от явки, полагая, что ему не известны какие-либо обстоятельства совершенного преступления. Во-первых, оно может быть допрошено по вопросам и о других обстоятельствах, имеющих значение для расследования; во-вторых, лицо порой даже не подозревает, что некоторые обстоятельства, которые ему известны, имеют отношение к делу. Не могут служить доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. В качестве свидетеля может быть допрошен и малолетний. Допрос такого лица производится с обязательным участием педагога.

Свидетель обычно вызывается для допроса лицом, которое расследует уголовное дело, но ходатайство о допросе свидетеля этому лицу вправе заявить подозреваемый, обвиняемый, их защитник, потерпевший, иные участники уголовного судопроизводства с собственным интересом. В ходе судебного следствия допрашиваются свидетели, представленные стороной обвинения и защиты.

Вызов и допрос свидетелей осуществляются в порядке, установленном ст. ст. 187 - 191 УПК. В части 3 ст. 56 УПК установлены обстоятельства, о которых не могут быть допрошены в качестве свидетелей судья, присяжный заседатель, защитник подозреваемого, обвиняемого, адвокат, священнослужитель, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы. Общее у этих обстоятельств, имеющих отношение к делу: сведения о них указанные лица получили при выполнении своей профессиональной деятельности; их разглашение противоречит сути этой деятельности. Об иных обстоятельствах, имеющих отношение к делу, указанные лица могут быть допрошены, как и все граждане. Адвокат не может быть допрошен об обстоятельствах, имеющих отношение к делу, если они получены, в частности, при его участии в деле в качестве представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

Следователь, дознаватель подлежат отводу, если им были известны обстоятельства совершенного преступления и в этой связи возникла необходимость допросить их в качестве свидетеля. Конечно же, речь идет не о тех сведениях, которые им стали известны при расследовании уголовного дела, а о случаях, когда следователь, дознаватель были очевидцами преступления, расследование которого им поручили. Работники милиции могут быть допрошены о готовящихся или совершенных преступлениях, очевидцами которых они стали либо если принимали участие в задержании подозреваемого, оказании помощи потерпевшему.

Согласно ч. 1 ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. В пункте 4 ст. 5 УПК записано, что близкие родственники - это супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. В части 1 ст. 51 Конституции РФ получил закрепление общепризнанный принцип, указанный в ч. 3 ст. 14 Международного пакта "О гражданских и политических правах", который гласит: "Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения... не быть принуждаемым к даче показаний против себя самого или к признанию себя виновным".

При этом не имеет значения, в качестве свидетеля, потерпевшего или обвиняемого допрашивается лицо. Поэтому перед допросом в качестве свидетеля предупреждаются о том, что они вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников те граждане, в отношении которых предприняты какие-либо процессуальные меры по их уголовному преследованию, как-то: возбуждение против них уголовного дела, проведение следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иных мер, направленных на их изобличение в совершении преступления. Таким же правом пользуются супруг, близкие родственники указанных лиц.

По мнению Европейского суда, право не свидетельствовать против себя не может быть ограничено лишь признанием в совершении правонарушения или показаниями, носящими инкриминирующий характер, но должно включать и любую иную информацию о фактах, поскольку она может быть в последующем использована в поддержку обвинения. Право не свидетельствовать против себя самого, супруга, близких родственников в п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК трактуется значительно шире, чем этого требуют международно-правовые нормы. В соответствии с приведенной нормой УПК каждый свидетель при согласии дать показания должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний.

Свидетель вправе давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, пользоваться помощью переводчика бесплатно, заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе.

Свидетель вправе заявлять ходатайства о внесении в протокол его допроса уточнений, об отмене обязательства о явке и т.д., а также жалобы на действия и решения лица, в производстве которого находится уголовное дело, если полагает, что это лицо нарушило его права.

Свидетель вправе явиться на допрос с адвокатом; это право распространяется не только на тех свидетелей, в отношении которых предприняты какие-либо действия по их уголовному преследованию. От свидетеля не требуется объяснять причину явки с адвокатом. Явка с адвокатом не должна рассматриваться как факт, уличающий вызванное лицо в совершении преступления.

Нередко свидетели отказываются давать показания, опасаясь расправы, угроз со стороны обвиняемого и его окружения. Поэтому свидетель, как указано в п. 7 ч. 4 ст. 56 УПК, вправе ходатайствовать о применении мер безопасности. Такие меры, согласно ч. 3 ст. 11 УПК, могут быть приняты при наличии достаточных данных о том, что свидетелю или его родственникам, близким лицам угрожают опасными противоправными деяниями в связи с дачей ими свидетельских показаний. Это общее положение, провозглашенное в ч. 3 ст. 11 УПК, развито в ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК, в которых указаны конкретные меры, обеспечивающие безопасность свидетеля.

В части 5 ст. 56 УПК прямо записано, что свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе. Только при наличии согласия он может быть подвергнут и освидетельствованию, за исключением случаев, указанных в ч. 1 ст. 179 УПК, т.е. когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний.

Свидетель не вправе давать заведомо ложные показания либо отказаться от дачи показаний. За дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель несет ответственность в соответствии со ст. 307 и ст. 308 УК РФ.

Но необходимо учитывать, что свидетель порой хотя и дает правдивые показания, но они не всегда соответствуют действительности потому, что свидетель неполно воспринял, запомнил, воспроизвел те обстоятельства, по поводу которых он допрашивается.