Уже в своих самых ранних стихотворениях Михаил Юрьевич Лермонтов предстает поэтом ярко выраженной интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности, деятельной, протестующей мысли: «Жизнь скучна: когда боренья нет... Мне нужно действовать». Его лирический герой выражает чувства и мысли поэта, совмещает в себе «священное с порочным». Он во всем разочаровывается, противопоставляет себя окружающей его повседневности, возвышается над толпой жалких, мелких и пошлых людей и превосходит их пылкой душой, пытливым умом, силой воли, проявляет черты духовного величия, титанизма и демонизма.
Поэзия Лермонтова всегда пробуждает глубокие раздумья и бесконечное восхищение, к которым примешиваются чувства сожаления и горечи оттого, что жизнь великого поэта оборвалась так рано. Лермонтов погиб через четыре года после Пушкина, не дожив до двадцатисемилетнего возраста. Именно за эти четыре года были созданы лучшие поэмы и стихотворения Лермонтова, а также гениальный роман «Герой нашего времени».
Написав стихотворение «Смерть поэта», Лермонтов, как солдат в бою, подхватил знамя русской поэзии, выпавшее из рук Пушкина. Герцен метко и образно сказал, что душу поэта разбудил «пистолетный выстрел, убивший Пушкина». Создав «Смерть поэта», Лермонтов стал известен всей стране. «Призыв к революции» - так охарактеризовал Булгарин этот шедевр социально-политической лирики.
В этом стихотворении поэт разоблачал тайный заговор вокруг Пушкина, указывал на вдохновителей подлого убийства - придворную знать, палачей свободы, окружавших царский трон. Ненавидя и презирая бездушие, ложный блеск, вероломство и коварство, тщеславную глупость, надменную невежественность правящей аристократии, поэт бросает ей слова невиданной гражданской смелости: «Свободы, Гения и Славы палачи!» Справедливую кару Лермонтов называл «Божиим судом», но это иносказание не помешало убийцам Пушкина угадать настоящий смысл угрозы. Ненависть Николая I к Лермонтову была еще сильнее, чем к Пушкину.
По своему восприятию действительности, по своей вере в правду народа, в победу его стремлений Лермонтов - оптимист. Но он с горечью признавал свое бессилие перед властью самодержавного произвола («Гляжу на будущность с боязнью»). Недовольный окружающими его мрачными обстоятельствами, негодуя и протестуя против них, Лермонтов проникнут тоской по человеческому братству, добру и красоте, активным действиям. Устремленный к счастью, к свободе, он требует:
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня.
Зрелые произведения Лермонтова очень разнообразны. «Мцыри» - пламенная поэма о свободе и утраченной Родине. Тема поэмы - свобода и смысл человеческого бытия. Ее основной идейный пафос - протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к Родине и героического служения ей. Герой поэмы проникнут страстной жаждой жизни. В образе Мцыри слились мятежная и могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическое мужество и душевность, мягкость и лирическая нежность.
Поэма «Демон» - итог многолетних философских раздумий поэта - наполнена страстной агитацией за право свободно мыслить, жить и творить. В ней великий богоборец Демон восстает против бога, его законов и рабства на земле. Основной идейный пафос поэмы «Демон» - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, по словам В. Г. Белинского, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания,.. Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения».
В образе Демона - основные противоречия лучших людей 30-х годов: действенный скептицизм и критицизм по отношению к господствовавшим общественным отношениям и бессилие их изменить. Это могучие порывы к деятельности и вынужденная пассивность, мучительно-страстные искания идеала и горькое сознание безуспешности этих поисков, ощущение ужасного политического гнета и неудержимое стремление к воле, жажда счастья и бесцельность жизни.
В своих стихотворениях Лермонтов предстает перед читателем как поэт-гражданин. В лермонтовской «Думе» В. Г. Белинский увидел «энергическое воззвание» к людям своего поколения, смелое обличение общественного застоя, царившего в николаевской России. По мнению Лермонтова, быть поэтом - значит совершать высокий гражданский подвиг, обнажать общественные пороки.
Лермонтов понимал, что его любовь к Отчизне - в любви к народу, к демократической России. Об этом поэт говорит в стихотворении «Родина», образы которого зародились во время путешествия на Кавказ.
После смерти М. Ю. Лермонтова Белинский писал: «...Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет - с небом гордая вражда - все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина».
Непримиримый, героический дух поэзии, ее лиризм, глубина мысли, тонкость психологического анализа, простота в сочетании с высоким совершенством формы, наконец, удивительная музыкальность его стихотворений и прозы - все это ставит Михаила Юрьевича Лермонтова в ряд величайших писателей мира.