Тема родины – одна из главных тем в творчестве Сергея Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве и в Петербурге, и за границей, возвращаясь ( в родную деревушку) только иногда. Расставания с родной землей заставили поэта почувствовать горечь разлуки. Россия – дом Сергея Есенина, его колыбель.
Начиная уже с ранних стихов , звучат признания в любви к России. Так , в стихотворении « Гой ты , Русь, моя родная!» , поэт кричит на всю страну:
Если крикнет рать святая:
« Кинь ты Русь, живи в раю! »
Я скажу: « Не надо рая,
Дайте Родину мою ».
Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина- это его деревня, где он родился.
В этом же стихотворении поэт показывает мир деревни, олицетворяя его с храмом, в котором вся гармония земли и неба, человека и природы. Мир Руси для Есенина- это и мир убогих, бедных, бедных крестьянских домов, край заброшенный, где радость коротка,
А печаль бесконечна:
Грустная песня.
Ты - русская боль.
Всё ему близко и понятно, ему известен каждый уголок Родины. Для поэта родная деревня в России – это нечто единое.
Родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село. Сам же Есенин говорил:
«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: « Я хотел бы затеряться в зеленых твоих стозвенных ». Но уже и тогда родина не представляется ему идеальным “ заоблачным раем ”.
Поэт любит реальную крестьянскую Русь. Всплывают образы « голубой» патриархальной Руси, нежной, печальной, кроткой.
Особенно чувство грусти усиливается после 1914 года – начала войны. Деревня начинает казаться Есенину его невестой:
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно.
«Радуюсь песней я смерти твоей», - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу.
Есенин ждал от революции чего-то нового, светлого, чистого « рая ». Но надежды не оправдались, и поэт переживает духовный кризис. Непонятны ему изменения облика России, которые несла с собой Советская власть:
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Понятно ему и вторжение этого «скверного, железного гостя». Он считает, что человек преобразуя землю, обязательно губит её красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщательно пытающейся обогнать паровоз:
Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужели он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Есенин болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым миром. Он называет себя «последним поэтом деревни».
Чтобы уйти и не видеть перемен в стране, Есенин едет за границу. Но всей своей душой он остается с родиной. Очень ярко свои чувства поэт показывает в стихотворении «Русь советская»:
Вот так и страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Поэт чувствовал, что в Советской России он был чужим. Но для нас Есенин всегда останется поэтом, который воспевал и восхищался ею:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Есенин – это певец родной земли, ведь она неотъемлемая частичка человеческой души. Есенину по-настоящему удалось это прочувствовать и отразить в своих стихотворениях.
Наше поколение всегда будет благодарно ему за это.
Сергей Александрович Есенин вошел в литературу как выдающийся поэт – лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.
Поэтический мир раннего Есенина (1910-1913) – явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период («Береза», «Ночь», «Звезды», «Весенний сад»), свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосому миру, окружающему его. Родина, природа, поэтический мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина.
Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», - писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив.
Родина – это прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в степных просторах, отражающаяся в глубине синих озер, пропитанная ароматами полевых трав и цветов, про которую поэт скажет: «Люблю до радости и боли...».
Родина – это нищая, многострадальная Россия, «черная, потом пропахшая выть», заброшенный край, «пустырь».
Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слез».
Родина – это Русь молитвенная, «покойный уголок», где благодатный райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой кроткий спас», где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец, пастух («Я пастух, мои палаты...») или «странник убогий», славящий Господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать.
Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. В стихотворении 1914 года «Гой ты, Русь, моя родная...» Есенин утверждает:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Но и спустя 10 лет в «Руси советской» он стоит на своем:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»
Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – «изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Ключевые образы – звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия – небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:
Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь – родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией – тайной», «светлой женой» – другая – «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...
Но все же вопреки всему через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь: « Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить – я научиться не могу».
Творчество С. Есенина, своеобразно отразившее существенные стороны жизни, быта, национального духа России, является памятником своей эпохи.