Смекни!
smekni.com

Исполнение обязательств (стр. 3 из 7)

Солидарные обязательства возникают только в случаях, специально пре­дусмотренных законом или договором. Так, при неделимости предмета обя­зательства, при совместном причинении вреда, а также при осуществлении предпринимательской деятельности возникает солидарное обязательство (ст. 322 ГК).

Обратим внимание на то, что если обязательство с множественностью лиц — независимо от того, идет ли речь о пассивной, активной или смешан­ной множественности — связано с предпринимательской деятельностью, то общее правило о соотношении долевых и солидарных обязательств перевер­нуто: обязательство является солидарным, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное (ср. ст. 321 и 322 ГК).

Солидарное активное обязательство предоставляет любому из кредито­ров право требовать от должника исполнения в полном объеме. Если ни один из кредиторов не потребовал исполнения, должник вправе произвести исполнение любому из солидарных кредиторов по своему усмотрению. Дол­жник, исполнивший обязательство полностью одному из солидарных креди­торов, считается исполнившим обязательство- Остальные кредиторы долж­ны обращаться для получения своей части исполнения к кредитору, приняв­шему исполнение от должника (ст. 326 ГК).

Пассивное солидарное обязательство предоставляет кредитору право требовать исполнения от любого из задолжников в полном объеме либо от всех должников совместно. Если исполнение, предоставленное одним из должников, окажется неполным, кредитор вправе требовать недополученное с остальных должников. Обязательство считается исполненным только в случае полного его исполнения. Должник, исполнивший обязательство в ка­кой-либо части, продолжает считаться обязанным до полного исполнения обязательства перед кредитором (ст. 323 ГК).

Если какой-либо из солидарных должников полностью исполнил обяза­тельство перед кредитором, то обязанность остальных должников перед кре­дитором прекращается. Исполнивший обязательство должник имеет право регрессного (обратного) требования к остальным должникам в равных до­лях. Таким образом, солидарное требование существует лишь у кредитора, а исполнивший обязательство должник имеет регрессное требование, осно­ванное на долевой множественности. Исключением является правило о том, что если один из задолжников не возмещает исполнившему солидарную обязанность долю, то неуплаченная доля распределяется в равных долях на всех задолжников, включая и самого должника, исполнившего солидарную обязанность (ст. 325 ГК).

В солидарных обязательствах должник не вправе выдвигать против кре­дитора возражения, основанные на отношениях других должников с креди­тором (при пассивной множественности) или должника с другими кредито­рами (при активной множественности), в которых данный должник не участ­вует (ст. 324, п. 2 ст. 326 ГК)[11].

Субсидиарные обязательства бывают только при пассивной множест­венности. Особенность таких обязательств в особом характере отношений основного и субсидиарного должника, а также в очередности исполнения обязательства перед кредитором (ст. 389 ГК). Субсидиарный должник ис­полняет обязательство только в той части, которая не исполнена основным должником. Кредитор в первую очередь обязан предъявить требование об исполнении основному должнику. При недостаточности средств погашение оставшейся части кредитор вправе требовать с субсидиарного должника. Субсидиарные обязательства возникают как в силу закона, так и из договора. Так, субсидиарной может быть ответственность поручителя, если это пре­дусмотрено законом или договором (ст. 363 ГК).

Особый характер отношений субсидиарных должников заключается в том, что субсидиарный должник, исполнивший обязательство за основного должника, как правило, не имеет регрессного требования к основному долж­нику.

Перепоручение и переадресовка исполнения. Исполнение обязатель­ства должно быть произведено надлежащим должником и надлежащему кредитору. Это правило знает несколько исключений, в соответствии с кото­рыми вместо должника или кредитора в исполнении или принятии исполне­ния может принимать участие третье лицо, т. е. сторона, не являющаяся уча­стником данного обязательственного отношения. Участие третьих лиц в обязательстве может иметь место в случае перепоручения (возложения) ис­полнения и переадресовки исполнения[12].

Перепоручение (возложение) исполнения означает, что должник возло­жил совершение действий, направленных на исполнение обязательства, на третье лицо (ст. 313 ГК). При этом третье лицо не становится стороной в обя­зательстве, поскольку оно по отношению к кредитору выполняет только фактические действия, например, передает имущество, платит деньги, вы­полняет работу и т. д. Должник, не выбывая из обязательства, отвечает перед кредитором за исполнение так, как если бы исполнение осуществлялось им лично. Таким образом, должник отвечает перед кредитором за действия третьего лица (ст. 403 ГК). Например, при заключении договора на поставку товаров обязанность по доставке продукции может быть возложена на транспортную организацию. Кредитор при нарушении исполнения будет ад­ресовать все свои претензии не к транспортной организации, фактически осуществлявшей доставку, а к поставщику.

При возложении исполнения происходит фактическая замена должника, что не всегда желательно для кредитора, поскольку личные качества испол­нителя также могут представлять для кредитора интерес. Однако в силу за­кона кредитор не вправе отказаться от исполнения, предложенного за долж­ника третьим лицом (ст. 313 ГК), кроме случаев, когда из закона, иных пра­вовых актов, условий или существа обязательства не вытекает обязанность должника лично исполнить обязательство. Например, если издательство за­казало писателю написание книги или театр заключил договор с артистом об исполнении определенной роли, то в этих и им подобных случаях личность исполнителя имеет решающее значение, в связи с чем перепоручение испол­нения невозможно в силу существа и условий обязательства[13].

Третье лицо должно быть осведомлено об условиях и содержании обяза­тельства, которое ему предстоит исполнить. Если возложение осуществля­ется по указанию должника, все условия заключенного обязательства сооб­щаются третьему лицу должником. Однако иногда третье лицо может пред­ложить кредитору исполнение, не спрашивая согласия должника и даже не ставя его об этом, а известность. Так, если третье лицо опасается утратить свои права на имущество должника (право залога или аренды) вследствие обращения кредитором взыскания на это имущество, третье лицо вправе без согласия должника за свой счет удовлетворить требование кредитора. В этом случае на третье лицо переходят все права кредитора по обязательству, т.е. имеет место перемена лиц в обязательстве (п. 2 ст. 313 ГК).

Переадресовка исполнения означает, что должник имеет право испол­нить обязательство либо кредитору, либо лицу, прямо указанному кредито­ром. Никто не вправе требовать исполнения в свою пользу, не имея полно­мочий от кредитора. Если же должник произведет исполнение лицу, которо­го он в силу каких-либо обстоятельств считал уполномоченным кредитором на принятие исполнения, то ответственность за исполнение обязательства ненадлежащему лицу полностью лежит на должнике. В целях защиты инте­ресов должника при переадресовке исполнения закон предоставляет долж­нику право требовать предъявления доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом (ст. 312 ГК). Так, по договору займа кредитор вправе указать третье лицо, в пользу которого должник должен произвести исполнение, т. е. передать денежную сумму лицу, которому кредитор, в свою очередь, желает передать какую-либо сумму[14].

На практике довольно часто случается совпадение переадресовки и пе­репоручения исполнения, например, когда кредитор по одному обязательст­ву является должником по другому. В случае возложения им по первому обязательству на должника обязанности произвести исполнение третьему лицу одновременно будет иметь место и перепоручение исполнения во вто­ром обязательстве, где он, кредитор, является уже должником.

Ответственность за действия третьих лиц несет должник, кроме случаев, когда законом установлено, что ответственность несет само третье лицо, яв­ляющееся непосредственным исполнителем (ст. 403 ГК).

Перемена лиц в обязательстве. В отличие от участия третьих лиц в ис­полнении обязательства, где кредитор и должник не выбывают из обязатель­ства, возможны случаи, когда происходит замена кредитора или должника. Такие ситуации именуются переменой лиц в обязательстве. Замена креди­тора в порядке сингулярного (частичного) правопреемства происходит пу­тем заключения кредитором соглашения (сделки) с третьим лицом об уступ­ке принадлежащего кредитору права требования или на основании закона. В силу закона уступка права требования может иметь место в случаях, предус­мотренных ст. 387 ГК: в результате универсального правопреемства, напри­мер, при реорганизации юридического лица или наследственном правопре­емстве; по решению суда о переводе права кредитора на другое лицо, когда возможность такого перевода предусмотрена законом (например, при реали­зации одним из сособственников права преимущественной покупки, вслед­ствие чего он заступает на место прежнего покупателя); вследствие исполне­ния обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являю­щимся должником по этому обязательству; при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового слу­чая', а также в иных случаях, предусмотренных законом. Следовательно, перечень оснований уступки права требования в силу закона не является ис­черпывающим[15].