Принятие на себя обязательства по оплате векселя каким-либо иным лицом (не трассатом) не является акцептом. В этом случае будет иметь место аваль либо посредничество. При солидарной ответственности нескольких акцептантов по векселю не может быть никакого солидарного акцепта: вексельное обязательство может быть акцептовано каждым плательщиком только в отношении самого себя. Исключением может являться только случай, когда один из плательщиков уполномочен действовать от имени всех трассатов.
Надпись об акцепте отмечается только на самом переводном векселе. Надпись состоит из двух частей: собственно надписи о согласии оплатить вексель и подписи плательщика.
Акцепт векселя должен быть дан только в письменной форме, причем он должен быть выполнен только на самом векселе, а не на каких-либо добавочных листах: в соответствии со ст. 25-й Положения «акцепт отмечается на переводном векселе». Внешне он должен представлять собой слово «акцептован» или равнозначное слово и подписан плательщиком. Кроме того, значение акцепта имеет простая подпись плательщика (не сопровождаемая никакими словами) на лицевой стороне векселя. Надпись об акцепте скрепляется подписью плательщика. Если он — гражданин-предприниматель, достаточно его подписи. Если плательщик — юридическое лицо, необходимо:
1. указать должностное положение подписывающих их ФИО;
2. иметь подпись руководителя или его заместителя либо иного полномочного лица;
3. иметь подпись главного бухгалтера;
4. наличие оттиска печати.
Отсутствие любого из трех последних элементов обессиливает надпись на векселе. Подписи должны быть собственноручными. Требование о необходимости подписи главного бухгалтера содержится в п. 24 Положения о бухгалтерском учете и отчетности1.
Когда дата акцепта имеет существенное значение, акцепт обязательно датируется плательщиком. Это относится к векселям во столько-то времени от предъявления и к тем векселям, где предъявление к акцепту обусловлено каким-либо сроком. Отсутствие даты удостоверяется в этих случаях протестом (ч. 2-я ст. 25-й Положения).
Акцепт должен быть простым и ничем не обусловленным. Не допускаются ссылки на основания принятия (акцепта) векселя. Не считается, например, акцептом надпись «акцептован в счет поставок по договору №...» и т. п. Надпись об акцепте может содержать ограничение в принятой сумме (частичный акцепт). В этом случае плательщик принимает на себя обязательство оплатить вексель в указанной при акцепте сумме, а в части непринятой суммы совершается протест в неакцепте.
Подпись плательщика, совершенная на лицевой стороне векселя, имеет силу акцепта.
Возникает вопрос, где можно выполнить акцепт на лицевой или же и на оборотной стороне векселя с теми же последствиями. Редакция ст. 25-й позволяет сделать следующий вывод: если акцепт выполняется в виде простой подписи плательщика, то он должен быть сделан на лицевой стороне векселя, если же речь идет об акцепте, который выражается словом «акцептован» или равнозначным, то вполне допустимо (вексельное право этого не запрещает) выполнять такой акцепт и на оборотной стороне векселя. Согласно ст. 25-й Положения, акцепт отмечается на переводном векселе (не сказано, где именно). В то же время по отношению к простой подписи плательщика прямо сказано, что она должна быть выполнена на лицевой стороне векселя. Акцепт в любом случае должен быть выполнен на самом векселе. Однако вексель может состоять из нескольких экземпляров и может иметь копии. Каким образом решается вопрос об акцепте в этом случае? Положение допускает возможность акцепта любого из экземпляров векселя. Но при этом акцепт каждого из экземпляров будет иметь самостоятельную силу: «Платеж, произведенный по одному экземпляру, освобождает от ответственности, даже если не было обусловлено, что платеж этот погашает другие экземпляры. Однако плательщик продолжает отвечать по каждому акцептованному им и не возвращенному ему экземпляру» ст. 65-я Положения. Поэтому в интересах акцептанта акцептовать лишь один из экземпляров векселя, чтобы не оказаться в положении, когда придется уплачивать вексельную сумму дважды. Такое положение может возникнуть, например, когда различные экземпляры векселя были индоссированы различным лицам. Подобная ситуация возможна и в английском праве, о чем указывает, например, К. Шмитгофф: «Части комплекта (т. е. векселя, выданного в комплекте.) могут быть индоссированы на различных лиц, но лишь одна часть акцептуется трассатом. Если он рискнет акцептовать несколько частей, и эти части попадут к различным векселедержателям, он несет ответственность по каждой части, как если бы это были отдельные векселя»!1
Возможен ли акцепт копии векселя? Согласно ст. 67-й Положения, копия может быть индоссирована и авалирована в том же порядке и с теми же последствиями, как и подлинник. Но, допустив индоссирование и авалирование копии, Положение не указало на возможность ее акцепта. Прежде действовавшее русское вексельное право (Устав 1902г.) также не допускало акцепта копии.
Существенное значение имеет вопрос о том, когда акцепт векселя вступает в силу. Означает ли акцептационная подпись трассата, поставленная им на векселе, что вексель уже акцептован со всеми предусмотренными вексельным правом последствиями, либо только проставления подписи трассата для этого недостаточно? Современное вексельное право исходит из того, что только проставления подписи акцептанта на векселе еще не достаточно для вступления акцепта в силу. Для вступления акцепта в силу необходимо еще сообщить об этом векселедержателю либо путем направления специального о том извещения, либо путем выдачи ему акцептованного векселя.
Так, согласно ст. 29-й Положения, поставленная на векселе трассатом подпись, свидетельствующая об акцепте, еще не означает, что произошел акцепт. У трассата в данном случае сохраняется возможность и право зачеркнуть свою подпись, что будет равнозначно отказу от акцепта, но при одном условии: если такое зачеркивание произошло до возвращения векселя. Если же акцептовавший вексель плательщик письменно сообщил об акцепте векселедержателю или любому из надписателей, то он уже не вправе отказаться от своего акцепта. В ст. 29-й Положения по этому поводу сказано, что если плательщик письменно сообщил о своем акцепте векселедержателю или кому-либо из подписавшихся, то он является обязанным перед ними согласно условиям своего акцепта.
В классике отечественного вексельного права необходимость выдачи векселя после производства соответствующего действия (акцепт в переводном векселе, подпись векселедателя в простом векселе) рассматривалась как доказательство договорной природы векселя. Более четко выражена позиция законодателя в английском законе, который в ст. 21 устанавливает общую норму о том, что любое контрактное действие в отношении векселя со стороны трассанта, акцептанта или надписателя является неполным и отзывным до выдачи векселя.
В данном вопросе вексельное право содержит также презумпцию, в соответствии с которой в случае зачеркнутой акцептационной надписи считается, что надпись была зачеркнута до выдачи векселя, если не доказано обратное. Очевидно, что доказать обратное можно только письменными доказательствами. В данном случае вексельное право прямо указывает на возможность использования в вексельном процессе иных, кроме самого векселя, письменных доказательств. В числе их фигурирует письменное сообщение плательщика об акцепте, направленное вексельным кредиторам.
Согласно требованиям Положения (ст. 26-я), акцепт векселя должен быть простым и ничем не обусловленным. Простота и необусловленность – требования, предъявляемые к вексельному обязательству, будь то предложение или обещание уплатить определенную денежную сумму, на этом настаивают ст.ст. 1-я и 75-я. Единственным ограничением, допускаемым Положением, является ограничение акцепта частью вексельной суммы. Всякое же иное изменение, произведенное акцептантом в содержании переводного векселя, рассматривается Положением как отказ от акцепта. Хотя отношения трассанта и трассата очень похожи на договорные отношения (предложение об уплате и последующий акцепт), но вексельное право содержит иные правила об акцепте по сравнению с общегражданскими нормами, установленными Гражданским кодексом. Изменение вексельной суммы можно трактовать как изменение существенного условия договора, поэтому в случае ограничения акцептантом своей ответственности частью вексельной суммы, по сути, речь идет о заключении договора на других условиях. Согласно общегражданским нормам о договоре (ст. 44-я части первой ГК РФ), такое ограничение не признавалось бы акцептом. Но вексельное право рассматривает такое действие плательщика в качестве акцепта.
Каковы последствия «всякого иного изменения» для ответственности иных обязанных по векселю лиц? Проблема может быть решена следующим образом. Выражение «акцептант отвечает согласно содержанию своего акцепта» указывает на то, что ответственность акцептанта в данном случае — вексельного происхождения. Но, поскольку само Положение не устанавливает порядка привлечения акцептанта к ответственности по квалифицированному акцепту, то вопрос о его ответственности должен решаться по общегражданским нормам. Наряду с этим наступают вексельные последствия отказа в акцепте для иных обязанных по векселю лиц (естественно, при условии совершения протеста в неакцепте). Вексельное право в целом отрицательно относится к квалифицированному акцепту в вексельном праве квалифицированный акцепт рассматривается как отказ от акцепта, (исключение составляет по ЕВЗ акцепт в части вексельной суммы). Так, например, английское право устанавливает процедуру изменения вексельного обязательства в целом в случае квалифицированного акцепта. Описанная выше процедура представляет собой заключение вексельного договора на иных, по сравнению с первоначальным вексельным текстом, условиях. Эта процедура не нашла рассмотрения в тексте ЕВЗ и равным образом в тексте российского Положения о переводном и простом векселе и представляет собой немалый пробел в вексельном праве. Очевидно, что решение вопросов, встающих в случае квалифицированного акцепта, когда акцептант «отвечает согласно условиям своего акцепта», должно основываться на общих принципах договорного права.