Согласно норме, установленной ст. 191-й части первой ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. При рассматриваемых сроках составление векселя или предъявление векселя (к акцепту) являются теми событиями, от которых начинается течение вексельного срока. Поэтому течение вексельного срока по означенным векселям будет начинаться со дня, следующего за днем составления или за днем предъявления. Например, если вексель составлен 3 января 1995 г. со сроком платежа «через три месяца от составления», то срок платежа наступит не 3 апреля, а 4 апреля 1995 г.
Вексельное право учитывает ситуации, когда в месте выдачи векселя и в месте платежа существуют разные календари. В этом случае предпочтение отдается календарю места платежа, как срок платежа, так и исчисление сроков производится по календарю места платежа (ст. 37 Положения). Эти правила, однако, в отличие от общих правил об исчислении сроков, носят диспозитивный характер и не применяются, если содержание векселя указывает на намерение принять иные правила.
В вексельном праве различаются срок наступления платежа по векселю и срок предъявления векселя к платежу. Как уже указывалось, срок предъявления к платежу зависит от срока платежа по векселю. Эти сроки могут совпадать, но могут и не совпадать. Если речь идет о векселе, выданном со сроком платежа «по предъявлении», то срок платежа наступает одновременно со сроком предъявления к платежу — это следует из самой природы срока «по предъявлении», так в данном случае платеж невозможен без предъявления к платежу. Но в отношении векселя с таким сроком установлены правила, касающиеся предельного срока предъявления к платежу. Согласно ст. 34 Положения, вексель с таким сроком платежа должен быть предъявлен к платежу в течение одного года со дня его составления. Но требование. Это не является императивным, оно действует в том случае, если векселедатель или индоссанты не установили иной срок предъявления. Право векселедателя установить иной срок для предъявления указанного векселя не ограничивается вексельным правом: он может, как сократить годичный срок, так и обусловить срок более продолжительный. Что касается индоссантов, то они могут лишь сократить как общий годичный, так и установленный векселедателем специальный срок предъявления к платежу. вопрос, имеющий принципиальное значение для правильного предъявления векселя к платежу, состоит в том, кто имеет право предъявить вексель к платежу.
В главе об акцепте векселя отмечалось, что предъявление к акцепту может быть сделано любым фактическим держателем векселя независимо от того, легитимирован ли такой держатель в самом векселе или каком-либо ином документе. Иначе обстоит дело с предъявлением к платежу.
Предъявить вексель к платежу имеет право только надлежащим образом легитимированный держатель векселя, а не просто его фактический обладатель. Одним из необходимых реквизитов векселя является получатель платежа — лицо, которому или приказу которого должен быть совершен платеж. Это требование установлено Положением по отношению, как к переводному, так и к простому векселю (ст.ст. 1 и 75). Предъявитель векселя будет являться должным образом, легитимированным в следующих случаях. Если вексель предъявляется ремитентом, он легитимирован в самом тексте векселя. Если вексель предъявляется последующим векселедержателем, то он должен являться Держателем векселя в силу непрерывного ряда индоссаментов.
Исключением из требования непрерывного ряда индоссаментов могут быть следующие случаи:
1.если вексель был выдан с оговоркой «не приказу», помещенной в текст векселя векселедателем, то непрерывный ряд индоссаментов не имеет юридической силы, поскольку такой вексель может передаваться только в форме и с последствиями обыкновенной цессии (ст. 11-я Положения). В этом случае легитимацией будет являться соглашение об уступке права требования по векселю;
2.если один из индоссантов воспретил последующий индоссамент, но вексель был после этого индоссирован по непрерывному ряду;
3. если лицо получило вексель не в силу передаточной надписи, а в силу иных законных оснований, например по наследству, получив вследствие этого права собственности на вексель, то такое лицо вправе индоссировать вексель. В этом случае о непрерывности ряда передач будет свидетельствовать не только непрерывный ряд индоссаментов до и после указанного получения векселя, но и акт, в результате которого право собственности на вексель перешло указанному лицу в силу наследования и т. п.
Естественно, нормальный способ легитимации вексельного кредитора исходит из свойства векселя как ордерной бумаги и заключается в непрерывности ряда передаточных надписей. Другие указанные выше способы легитимации с точки зрения вексельного права могут рассматриваться как иррегулярные.
При этом держатель векселя, уполномоченный на предъявление к платежу непрерывным рядом индоссаментов, не обязательно должен являться собственником векселя. Право на предъявление к платежу и получение платежа по векселю имеет также лицо, уполномоченное на это либо препоручительным, либо залоговым индоссаментом.
Легитимация, согласно вексельно-правовым требованиям, должна быть внешней, формальной. Плательщик считается исполнившим свое обязательство должным образом, если он проверит непрерывность ряда индоссаментов по чисто внешним признакам, по правильности их составления с точки зрения вексельного права (наличие подписи индоссанта, отсутствие недопустимых оговорок и т. п.), он не обязан проверять подлинность подписи индоссантов. Аналогичные требования предъявляются к идентификации лица, которое предъявляет вексель к платежу. Если, например, речь идет о физическом лице, средством идентификации станет документ, удостоверяющий личность.
Вексель, предъявленный к платежу, должен быть оплачен в день, предъявления. Каких-либо так называемых грационных дней, которые давали бы возможность должнику оплатить вексель в определенное количество времени после дня предъявления векселя к платежу, вексельное право не устанавливает, согласно ЕВЗ (и действующему в России Положению), существуют грационные дни в пользу кредитора, который не связан обязанностью предъявить вексель только строго в день наступления срока платежа, но может это сделать в один из двух следующих рабочих дней. Тем самым решается и проблема предъявления векселя, срок платежа по которому падает на выходной или праздничный день. Невозможность предъявить вексель к платежу в выходной день компенсируется правом вексельного кредитора на предъявление векселя в следующий за выходным рабочий день, причем количество дней, отведенных для праздника, не колеблет право кредитора, поскольку он, согласно букве Положения, вправе дожидаться рабочего дня и предъявить вексель, несмотря на количество праздничных дней.
Отсрочка платежа по векселю (она получила название пролонгации) тем не менее, может иметь место в двух случаях:
1.первый случай имеет место при возникновении обстоятельств непреодолимой силы. Причем Положение рассматривает в качестве непреодолимой силы также и вызывающие невозможность предъявления векселя к платежу законодательные распоряжения государств. В случае возникновения таких обстоятельств у векселедержателя возникает обязанность известить своего индоссанта, о чем делается отметка на векселе. Отметка совершается самим индоссантом и должна быть им датирована и подписана. Последствия такого извещения аналогичны последствиям извещения о неакцепте или о неплатеже. Срок последующего предъявления определяется продолжительностью обстоятельств непреодолимой силы, однако если они продолжаются свыше тридцати дней, то векселедержатель получает право на осуществление регрессных требований без предъявления векселя к платежу и совершения протеста. Важно при этом обратить внимание на следующее обстоятельство: хотя эта отсрочка представляет собой отсрочку платежа по сравнению с указанным в векселе сроком, но право, на нее имеет не должник, а кредитор. В ст. 54-й Положения речь идет не о том, что должник, которому предъявлен вексель, вправе задержать оплату до прекращения действия непреодолимой силы, а о том, что кредитор вправе не предъявлять вексель к оплате до прекращения действия непреодолимой силы;
2.второй случай отсрочки платежа имеет место при соответствующей Договоренности между плательщиком (акцептантом) и векселедержателем. Оформляться соответствующая договоренность может по-разному, в зависимости от способа ее оформления в вексельном праве принято различать простую, прямую (квалифицированную) и косвенную пролонгацию.
Простая пролонгация имеет место в случае простой договоренности об этом между должником и кредитором. Эта пролонгация имеет неформальный характер, никакой отметки на векселе об этом не делается. В силу этого связанные с ней вопросы решаются по нормам не вексельного, а общегражданского права. Вексельное право касается также вопросов досрочного платежа, не устанавливая при этом правил, принципиально отличных от общегражданских норм. В гражданском праве содержатся различные подходы к возможности досрочного исполнения обязательства в зависимости от того связано соответствующее обязательство с предпринимательской деятельностью или нет. Если речь идет об обязательстве, не связанном с предпринимательской деятельностью, то должник вправе исполнить обязательство до срока, если иное не установлено правовыми актами или договором. Если же речь идет об обязательстве, связанном с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, то досрочное исполнение допускается только в прямо разрешенных случаях: когда это разрешение прямо содержится в законе, ином правовом акте или договоре, разрешение может также следовать из существа обязательства и обычаев делового оборота. По вексельному праву досрочный платеж по векселю возможен только с согласия векселедержателя: согласно требованиям ст. 40 Положения, векселедержатель не может быть принужден принять платеж по векселю до наступления срока. Если плательщик производит такой платеж, то он делает это исключительно на свой риск. Причем вексельное право не проводит различия между векселем, выданным в связи с осуществлением предпринимательской деятельности или выданным в процессе обычного гражданского оборота. Проведение такого различия противоречило бы природе вексельного обязательства как абстрактной сделки.