Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
А. Ахматова
Произведения Бориса Львовича Васильева - суровая и правдивая летопись войны. Писателю не нужно ничего придумывать. Совсем молодым он попал на фронт, прошел трудными дорогами войны и теперь хочет рассказать своим читателям о том страшном времени, его героях, чтобы оно никогда не повторилось. Война - это страшное слово. За ним скрываются кровь, страх, смерть. У войны «не женское лицо», но так получилось, что на фронте рядом с мужчинами оказывались жен-дины, достойно несущие на своих плечах все тяготы и несчастья времени. В повести «А зори здесь тихие» Васильев буднично, без излишней романтики и пафоса начинает повествование о зенитчицах, выполняющих службу на севере. Война войной, а молодым девчонкам хочется хотя бы на миг отвлечься от службы, вспомнить «штатскую» жизнь, довоенное время. Но на войне не бывает «праздников и выходных». Она вовлекает пятерых девушек во главе со старшиной Васковым в кровавую круговерть. Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Лиза Четвертак, Женька Комелькова, Рита Осянина - они до конца исполнили свой воинский долг и ушли в бессмертие. На войне надо стрелять, убивать, быть безжалостной. А как это сделать, если тебе всего 18 лет, ты не знаешь жизни и только в мечтах видишь себя прекрасной, неповторимой. Галя Четвертак погибла «глупо, зря», но разве мы имеем право ее судить. Или Соню Гурвич, бросившуюся за кисетом старшины и напоровшуюся на немецкий нож. Лиза Бричкина, она так спешила за помощью, хотела привести подмогу девчатам и Васкову, |но испугалась на болоте выхода газа и утонула... Смерти красивой не бывает, тем более в молодости. Женька 'Комелькова могла стрелять, мстила за расстрелянных родных, у нее был «к войне свой счет», поэтому и не затаилась, не ушла, хотя была возможность. Она до последнего отвлекала фашистов от раненой Риты. А Рита, самая серьезная, старшая, успевшая до войны испытать счастье жены и матери, но «на второй день войны оставшаяся вдовой», не может больше так существовать. Она «застегнута на последнюю дырочку солдатского ремня». Мстить и умереть так можно, а жить - нет. Васильев описывает лишь один из многих эпизодов войны - трагичный в своей сути, но, вероятно, в жизни было еще суровее и трагичнее. Писатель ярко, талантливо описывает «будни войны», а читатели ужасаются, не могут себе представить, как же это можно было выдержать. Для этого и написана повесть «А зори здесь тихие», чтобы мы не забывали подвиг отцов и матерей, никогда не захотели повторения этого ужаса, сохраняли мир... Но почему продолжает литься кровь женщин, детей, стариков и молодых парней? Кто-то забыл об уроках истории!
Суровые будни войны (А был он лишь солдат)А почестей мы не просили, Не ждали наград за дела. Нам общая слава России Солдатской наградой была. Поженян Много бед претерпела русская земля. Древнюю Русь топтали "поганые полки половецкие" - и вставало войско Игорево за землю русскую, за веру христианскую. Не одно столетие длилось татаро-монгольское иго, - и поднимались русские Пересветы и Ослямби во главе с легендарным князем Дмитрием Ивановичем Донским. Настала "гроза двенадцатого года" - и юные сердца воспламенены желанием сражаться за отечество: Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны; Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных, Сердца их мщением зажжены.История человечества - это, к сожалению, история войн, больших и малых. Это потом, для истории, - Поле Куликово, Бородино, Прохоровка... Для русского солдата - просто земля. И нужно вставать во весь рост и идти в атаку. И умирать В чистом поле Под небом России Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, так начинался его подвиг. И в двадцатом веке доля эта не миновала русского человека. Двадцать второго июня 1941 года на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной. Мы знаем, что ныне лежит на весах. И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. А. Ахматова Литература вновь и вновь возвращает нас к событиям этой войны, к не знающему себе равных в истории подвигу народа. Именно это подвиг хотел (и) показать писатели двадцатого века. Виктор Некрасов и Алексеевич. Повесть Виктора Некрасова автобиографичная. Под именем Юрия Керженцева Некрасов подразумевает себя. Судьбы Керженцева и Некрасова очень схожи: оба родились в Киеве, окончили архитектурный институт, попали на фронт. Фронт это тяжелая жизнь для всех. Но труднее всего приходится женщинам. Фронтовая полоса- это бешеный ритм жизни, то мир, краткий и беспокойный, то бой, кровавый и безжалостный. В рассказах Алексеевич мы видим обычных русских девчонок, семнадцатилетних девушек. Им было трудно, но они переступили через все и выжили. Роль медсестер на войне требует большой ответственности и железные нервы. Вот, например один день из жизни девчонок. После боя медсестры ищут, и помогаю раненым. Одна из девчонок нашла раненного с перебитой рукой, рука держалась на одном сухожилии. Что бы перевязать рану, нужно было отрезать сухожилие, но под рукой ничего подходящего не было, и она перегрызла сухожилие зубами. Это один из страшных и ужасных эпизодов войны. На войне люди учатся многому. Товариществу, любви, понимают цену человеческой жизни. Вот, например дружба Валеги и Юрия Керженцева. Они настолько привязались друг к другу, что не могли жить друг без друга. Юрий на протяжении войны меняется. Из интеллигента он превращается в закаленного боями, насквозь прожженного бойца. Он не теряет своей сущности, как герой рассказа Фадеева "Разгром" Мечик. Эпизод, когда Юрий Керженцев становится комбатом, я считаю переломным в его судьбе. В этом переломе, ему, как ни странно, помог командир разведчиков. У него Юрой произошел маленький инцидент из-за бойца отряда разведчиков. Керженцев понял, что если сразу не покажет себя перед всем отрядом, уступит, то он никогда не станет полноправным командиром, и он побеждает в этом маленьком сражении. Дружба Юрия и разведчиков появляется после захвата Мамаева кургана. Там Керженцев и несколько бойцов попадают в окружение. К ним позже присоединяется и Валега. Здесь мы видим поистине великую преданность Валеги, он перешел линию фронта, чтобы быть вместе с командиром. Все на войне было опасно, смертельно опасно, но все же люди не теряли присутствие духа и чувство юмора. Примером этому служит один из рассказов Алексеевич. Он показывает, что женщины и на войне остаются женственными. Их еще молодых и ничего не знающих о войне привезли в часть. Там им выдали обмундирование. Одна из девчонок заметила, что если вырезать из вещмешка дно, то получится неплохая юбка, Так они и сделали. Вследствие чего и получили от командира части. Но все же война есть война. Девчонки там гибли почти везде: и на поле боя, и при бомбежке, и на танках, за башней, так как не было место внутри. Многие погибли, но выжившие стали сильнее. Керженцев спешит обратно в часть, девчонки просятся в военкомате на фронт, но все же люди стараются быть ближе. Прав был М. Луконин, написавший такие строчки: В этом зареве ветровом. Выбор был небольшой -Но лучше прийти с пустыми руками, Чем с пустой душой. Подвиг человека на войне бессмертен. Память о павших должна вечно жить в наших сердцах так же, как живет она в душе героини В. Астафьева из повести "Пастух и пастушка": "ЕИ, послушав землю, всю засыпанную пухом ковыля, семенами степных трав и полыни, она виновато сказала" - А я вот живу. Ем хлеб, веселюсь по праздникам. А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны. Остался один - посреди России".