ФЛЯГИН - герой повести-очерка Н.С. Лескова «Очарованный странник» (1873). Ф. находится в ряду лесковских героев-странников, чудаков, богатырей-праведников, таких, как Ахилла Десницын («Соборяне»), Розанов («Некуда») и др. Образ Ф. является одним из центральных в огромной галерее «русских характеров» Лескова и олицетворяет собой «живого» русского богатыря. Сам сюжет «Очарованного странника» - это рассказ-повествование Ф. о своей жизни и судьбе. Ф.- «моленый сын», и ему предначертано стать монахом, но другая сила - сила очарования жизни - заставляет его идти дорогами чередующихся странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости Ф. совершает тяжкий проступок - глумится над старым и убогим монашком и доводит его до гибели. С этого начинается «одиссея» героя. Он ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, очаровывается цыганкой Грушей, а затем сбрасывает ее, покинутую князем, по ее же просьбе, в реку, попадает в солдаты вместо другого, становится офицером и георгиевским кавалером, выходит в отставку, играет в театре и, наконец, уходит в монастырь послушником. Но и в монастыре нет ему покоя: его одолевают «бес и бесенята». Посаженный в яму, он начинает «пророчествовать» о скорой войне и, наконец, отправляется на богомолье в Соловки. В русле литературного процесса второй половины XIX века Ф. очень близок страннику Макару Долгорукому из романа Ф.М.Достоевского «Подросток» (1874). Мотивы духовного и физического скитальчества, войны и мира во многом заимствованы от героев «Войны и мира» (1869) Л.Н.Толстого. (Пророчествование Ф.- «егда рекут мир, нападает внезапу всегу-бительство».) В образе Ф, Лесков, по-видимому, развил идею Н.В.Гоголя о «богатырстве» русского человека: «В России теперь на каждом шагу можно сделаться богатырем. Всякое звание и всякое место требуют богатырства» («Выбранные места из переписки с друзьями», 1843). Идея «вечного» странничества, как наказания за глумление над чужим несчастьем, сближает Ф. с образом Агасфера из романа «Вечный жид» (1845) французского писателя Э.Сю, с творчеством которого Лесков был подробно знаком. Образ Ф. имеет и глубокие фольклорно-ми-фологические корни. Он являет собой органический синтез Ильи Муромца, Иванушки-дурачка и Одиссея. Сам Лесков описывает его как «типического, простодушного русского богатыря, напоминающего Илью Муромца». «Очарованность» Ф. напоминает очарованность Иванушки-дурачка, который на предложение «проси, чего хочешь» просит гармонь, на которой и играть-то не умеет. История с татарским пленом Ф. во многом сравнима с мытарствами Одиссея. Так же как Одиссей стремился вернуться на Итаку, Ф. пытается вернуться обратно к людям «своей веры», в свой «духовный дом». И тот и другой проходят при этом через тяжкие испытания и страдания. Как и Одиссея, Ф. на родине не ждет ничего хорошего (порка, недопущение к причастию). Х.Пионтек, например, ставит Ф. в один ряд с Одиссеем, Дон Кихотом, Симп-лициссимусом и Робинзоном Крузо - героями, претерпевающими длинную чреду испытаний и проявляющими в них стойкость и крепость духа. Существует также точка зрения, что «именно из национальной и религиозной» природы своего характера Ф. получил «настоящее убеждение свое» - самоотверженную готовность служить другому, свободную от эгоистических побуждений (В.Богданов). Некоторые исследователи считают, что во Ф. «проступают вполне осязаемые черты реального исторического лица - протопопа Аввакума» (К.Кедров). Приход Ф. к религии, его уход в монастырь после всех перипетий, а также эпитет «очарованный» (т.е. «околдованный») заставляют вспомнить и о другом герое классической литературы древности - Луции, герое «Метаморфоз» Апулея. И здесь в образе Ф. просматриваются корни платоновской философии души, очарованной воспоминаниями о прекрасном «занебесье» и едущей в колеснице, запряженной черным и белым конем. (Ф.- конэсер, знаток и укротитель коней.) Образ Ф. становится своего рода первой русской интерпретацией «платоновской души». По-разному относятся исследователи образа Ф. и к его «очарованности», различая в ней «душевную, небесную» компоненту и «телесную, земную»: «Божественная душа человека прикована злом к земному миру, к грешному телу, вследствие этого она очарована. Она может быть спасена, если только снова найдет дорогу на свою небесную родину. Однако этот путь идет через все земные страдания. Расколдовывание (разочарование) - это душевное очищение человека» (М.Л.Ресслер). Через образ Ф.- богатыря в рясе - Лесков стремится показать извечную и противоречивую борьбу христианского и языческого начал в человеке, в конце которой телесная мощь становится на службу мощи духовной, православной. Образ Ф.- очарованного странника - оказал сильнейшее влияние на последующую русскую литературу. Он нашел своих «последователей» в произведениях Чехова, Горького, Бажова, Платонова, Шолохова («Судьба человека»), Шукшина, Бородина («Третья правда») и др. Повесть вызвала целый ряд, правда посредственных, подражаний: «Блудный сын» К.Морского (1882) или «На морском берегу» П.Гнедича(1883).
Лит.: Кедров К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н.С.Лескова // В мире Лескова. М., 1983; Кулумбетова А.Е. Рассказы о «праведниках» Н.С.Лескова 70-80-х годов. Тбилиси, 1979; Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С.Лескова). Л., 1978.