Как женщин, он оставил книги / И полку с пыльной их семьей/ Задернул траурной тафтой.
В имении, полученном в наследство от дяди, Евгений пытается улучшить жизнь крестьян:
Ярем от барщины старинной/ Оброком легким заменил...
Но этой единственной реформой и ограничилась вся деятельность Онегина-помещика. И опять жизнь "без цели, без трудов". Судьба посылает ему друга, он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский очень разные, но вместе они олицетворяют то прекрасное, что было присуще молодежи того времени: рассудительность и порывистость, скептицизм и мечтательность, трезвый ум и романтизм. Но светские предрассудки привели к роковому, непоправимому событию: дуэли и гибели Ленского.
"Убив на поединке друга", Онегин остается один на один с муками совести, тоской, разочарованием во всем и во всех.
В подавленном состоянии Онегин покидает деревню, отправляется в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются. Это до какой степени отчаяния должен дойти человек, чтобы произнести вот эти слова:
Зачем я пулей в грудь не ранен,
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска...
По мнению Белинского, Онегин - богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения. В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям. Недаром Белинский назвал Онегина "эгоситом поневоле": бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии. Новая встреча с Татьяной открыла в герое способность любить возвышенно и страстно. Но верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не способна другого человека - своего мужа:
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.
Онегин опять одинок. Что ждет его впереди? "... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца", - так оченил Онегина и "поэму" о нем великий критик Белинский.
Историю жизни "лишнего человека", человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А.С.Пушкина - Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман "Герой нашего времени". Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально - филосовский и психологический роман в прозе. Как и в стихотворении "Дума", автор пытается найти ответ на волнующий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения своих недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного пути. История жизни Печорин, представителя поколения 30-х годов, трагическая судьба его - ответ на этот вопрос. В предисловии, к роману автор писал: "Это точно портрет, но портрет, составленный из пороков всего поколения". Как и в стихотворении "Дума", Лермонтов в романе выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности "блдее к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья".
Лермонтов глубоко и всесторонне раскрывает внутренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой. Вслед за А.С.Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время и иначе выглядели его "герои". Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. "Черной страницей в истории России" назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю. Лермонтова, но время наложило свой отпечаток отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам А. Герцена, "... то были сомнения, отрицания; мысли, полные ярости".
Противоречия между высоким сознанием дворянского интеллигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям "Думы", прозвучавшей как похоронная песня потерянному поколению:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опастностью позорно малодушны,
А перед властию - презренные рабы
"Дума" - поэтическое выражение проблем и мыслей романа "Герой нашего времени".
Образ Печорина, главного героя романа, - вершина всего творчества Лермонтова. Писатель смог создать образ героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и понимая историческую сущность окружавшей его действительности.
Печорин - сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полной веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствием веры в подвиг, любовь и дружбу и поражденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей "силы необъятные", и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Автор не скрывает недостатков и противоречий своего героя, но это были пороки целого поколения. Трагедия молодого человека усугублялась тем, что он вынужден жить в среде, которую презирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя "лишним" в своей стране и даже в целом мире. Но в реалистическом романе "Герой нашего времени" Лермонтов уже приводит своего героя к сознанию того, что хотя жизнь и приносит страдания, невыносима "скучна", но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать и печаль, и радость.
В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа "Герой нашего времени".
Таким образом, Чацкий, Онегин, Печорин - типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них - герой своего времени. Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Чацком будущего декабриста, в Онегине - "эгоиста поневоле", в Печорине "страдающего эгоиста".
Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами: благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела; приносить пользу родине и народу, жить честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушкина, М.Лермонтова.
Роман «Евгений Онегин» - любимое детище Пушкина. Роман писался в течение восьми лет. Начал писать свой роман П. в период расцвета общественного движения, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной реакции после восстания декабристов.
Главный герой романа - Евгений Онегин. Почему П. обратил на него внимание? Я думаю, что такие люди как Онегин окружали его. Чем-то они отличались от него, чем-то были похожи. Вспомним воспитание Евгения:
Monsieur L` Able , француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя ...
Автор тоже утверждает, что «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Но, тем не менее, мы можем утверждать, что Е.О. один из самых образованных людей своего времени. Он прекрасно знал историю:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей...
Слово «анекдот» во времена П. имело совершенно иное значение, чем сейчас. Разбирался он и в экономике: «зато читал, Адама Смита». Знал он и французский язык. Но учеба шла и в другом направлении: «Коль рано мог он лицемерить ... ревновать ... казаться мрачным, изнывать...». Вот откуда пошли все беды Онегина. Как же несчастливо его воспитали. Он только может «казаться», «являться», «лицемерить», «умеет скучать», а вот искренне радоваться, переживать, страдать он не умеет. Мир Онегина - это мир светских приемов, подстриженных парков, балов. Это мир, где нет любви, есть только игра в любовь. Праздна и однообразна жизнь Онегина. Пушкин показывает, как просыпается город:
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик ...
Поднимаются люди, у которых есть дела, а Онегину некуда спешить он все еще в постели:
Забав и роскоши дитя,
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова
Однообразна и пестра ...
На первый взгляд жизнь Евгения привлекательна. Наверное, мы не прочь были бы пожить такой жизнью немножко. Немножко, но всю жизнь?! Представим себе: каждый день «то же, что и вчера». Но ведь Онегин образованный человек своего времени. Неужели ему это не надоело? Надоело!
Рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил свет и шум.
И здесь следует обратить внимание на то, что не только красавицы, но и «друзья и дружба надоели». Я думаю, что при таком образе жизни, который вел Онегин, не может быть настоящих друзей. А ведь он встречал в свете не только легкомысленных волокит, но и Каверина, Чаадаева, Пушкина. Почему же он не сблизился с ними? Ведь Пушкин постоянно подчеркивает разность «между Онегиным и мной». А мешало ему многое. Это беда, а не вина Евгения, что в обществе, которое его окружало, он чувствовал свою ненужность. Беда Онегина в том, что «труд упорный ему был тошен». Евгению ничего не надо - в этом его трагедия. Холодность героя, равнодушие к людям, опустошенность - вот что видим мы в нем. Устав от такой пустой жизни Онегин едет в деревню. Человек, привыкший к труду, нашел бы там для себя огромное поле деятельности. Евгений тоже пытался:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил ...
И только. Может быть его заинтересуют люди? Какие они? Дядя Онегина «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил ... ". Это Евгению - то такую жизнь?! Может быть, другие соседи, но «их разговоры о вине, о псарне, о своей родне» были Онегину скучны. И тут он знакомится с Ленским. Это совершенно другой человек он не похож на соседей - помещиков, которые злословили об Онегине: « Сосед наш неуч ... он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино... бутылками-с и пребольшими... ". Встретившись в деревне с Ленским и подружившись с ним, Евгений на какое-то время вроде бы ожил. Вот он поехал знакомиться с возлюбленной Ленского - Ольгой. При первом же знакомстве с сестрами Лариными он замечает: «Я выбрал бы другую». Встретились два человека, которые могли дать друг другу счастье. Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит. Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли для него даром. После стольких лет жизни во лжи Евгений не может отдаться своему счастью. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны. Получив письмо от Татьяны, он обманывается и сам. Свою отповедь Татьяне он объясняет заботами о юной девушке:
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной
Отповедь Онегина на первый взгляд очень благородна. Но если задуматься герой мертв душой. Он испугался волнений любви, страданий. Конечно, он мог бы насладится любовью Татьяны, но он не обычный светский денди, он все-таки выше этих людей, поэтому и говорит Татьяне:
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел...
То верно кроме вас одной
Невесты не искал иной...
В этих строках больше возможности для понимания Онегина. Значит именно такая девушка как Татьяна была когда-то идеалом Евгения, но свет убил в нем все идеалы. Главная трагедия Онегина в том, что он не может обновить своей души, испорченной светом. Убийство Ленского тоже дает нам большие возможности для понимания характера героя: ведь он умнее, мудрее Ленского. Казалось бы, он должен остановить дуэль, объяснить все другу, но Онегин, который вроде бы выше окружающего его общества в то же время является пленником этого общества. Его пугают хохот и пересуды глупцов.
Последняя сцена в романе вызывают у нас удивительно трогательное щемящее чувство. Сердце героя наглухо закрытое возрождается к жизни:
Сомнений нет: увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен
Теперь мы вспомним, что Таня действительно была его идеалом. Страдающий герой становится нам ближе и понятней. И этот новый Евгений хотел мучения Татьяны, так как и сам он, иссушен, измучен безответной любовью. Но нет, он узнает, что любим, любим благороднейшей из женщин и это доставляет его страдать. Вот в такую трудную злую минуту и оставляет его Пушкин.
Онегин - главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «Наследник всех своих родных», как говорит о нём сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным, как человек с очень сложным и противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нём весьма противоречиво: весь роман, преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его «»хорошести»», как-то: манеры, способности вести разговор, все эти положительные качества даются как-то иронично. Автор, с каким-то неповторимо корректным смакованием, хвалит Онегина, но в то же время всегда остаётся капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с Онегиным, что поэту нравятся его черты, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней...
Мне самому, Онегин показался законченным эгоистом, что в принципе немудрено: отец почти не обращал на него внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня, лишь («слегка за шалости бранили», «не докучали моралью строгой»), что естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его острый язык и подлость характера стали причиной гибели Ленского. Пушкин хорошо сказал о его злом и остром языке: «Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм»
Противоречия в характере Онегина, сочетания в нем безусловно положительных черт с резко отрицательными, обнаруживаются на протяжении всего романа; четко видны изменения Онегина: ему надоедает жизнь городского франта, ему наскучивает эта роль и он переселяется в поместье, оставленное ему в наследство от дяди. Там он на некоторый промежуток времени находит интересные занятия, но и они ему наскучивают через пару деньков. События, происходящие в последних главах, сильнее всего действуют на него: первое его изменение - смена привычного эгоизма и пассивного невнимания к окружающим приходит вместе со смертью его друга, Ленского, которая происходит по вине Онегина. В этот момент, он уже не тот высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда только недовольный сам собой, холодный эгоист. Он буквально приходит в ужас от своего страшного и бессмысленного преступления. Убийство Ленского то и переворачивает всю его жизнь. Он не переносит воспоминаний об этом зловещем преступлении, которые приносят знакомые места, он мечется по свету в поисках забытья, но эти поиски не увенчиваются успехом. Он возвращается после долгого путешествия по России. Он познаёт все муки любви, сидя заперевшись у себя в кабинете. Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он, сталкиваясь в прошлом, думал только о самом себе...
Мы видим, что Онегин, вернувшийся из путешествия, не похож прежнего Онегина. Он стал гораздо серьёзнее, внимательнее к окружающим. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, которые задевают его до глубины души. Вернувшись, Онегин вновь встречает Татьяну. И вот теперь-то он, пораженный ее умом, благородством, сильными душевными качествами, сдержанностью в выражении чувств, влюбляется в Татьяну, как больной, заболевающий болезнью. Как же далек этот, переживающий свою любовь человек от Онегина, из первых глав романа!