ПОДХАЛЮЗИН - центральный персонаж комедии А.Н.Островского «Свои люди - сочтемся» (1849). В наименовании героя Островский играет мягкими «л» и скользящими «з» (Лазарь Елизарыч Подхалюзин), намекая на зерно образа пройдохи-приказчика и его способ действия в пьесе. Свои далеко идущие планы (завладеть имуществом хозяина и жениться на его дочке Липочке) П. проводит в жизнь аккуратно и постепенно. Верный подручный Большова, П. до поры до времени так и стелется перед хозяином. Его реплики в диалогах с ним - сплошные поддакивания: «Уж это как водится», «Наше дело подначальное», 323 «Это опять-таки, Самсон Силыч, как вам угод-но-с» и т.д. Он легко завоевывает доверие Большова, используя в разговоре понятные тому категории («душа», «совесть», «чувство», «сердце») и заверяя, что всего этого у него, П., в избытке: и «совесть знает», и «душу имеет», и «чувствовать может». Зная самодурство Большова, он в самый ответственный момент сговора, когда Липочка всерьез заупрямилась («Не пойду за такого противного!»), аккуратно «подкладывает» реплику, решившую все дело сватовства в его пользу: «Тятенька, видно, не бывать-с по вашему желанию». А Липочку П. любит не шутя. Он на все для нее готов: и «скверную» жилетку сменить, и бороду обрить, и одежды накупить, «какую чудней», и «капидонами» потолок нового дома украсить. Собираясь в деле ложного банкротства «попользоваться чем-нибудь лишним», П. уговаривает себя, что в этом «греха нет никакого», т.к. Большое сам других обманывает, «так какая же здесь совесть». Добившийся исполнения желаний, П. живет в довольстве и покое. Приход Большова из долговой ямы нарушает его душевный мир. П. «мягко стелет словами», но платить кредиторам отказывается. И все же усвоенная с детства (не без влияния Большова) «торговая наука», закоснелость в мошенничестве дают трещину. Ему становится «жаль тятеньку, ей-богу, жаль». На мгновение просыпается в П. живое чувство жалости, но это именно мгновение: «жаль тятеньку», но денег «жальче». Островский писал позднее, что взгляд на жизнь кажется ему в этой комедии «молодым и слишком жестоким». В этой «жестокости» взгляда нет приговора человеку, но есть строгая справедливость моральной оценки главного героя. Первый исполнитель роли П. - П.В.Васильев (1861). Среди других исполнителей - П.М.Садовский (1861), В.Н.Андреев-Бурлак (1881).
Лит.: Боголюбов К. Обличитель ада // Русское Возрождение. Нью-Йорк; Москва, Париж. 1987, №40.