СУН У-КУН (кит.; букв. Познание Пустоты) - герой романа китайского писателя У Чэн-эня «Путешествие на Запад» (середина XVI), он же Царь обезьян, Великий мудрец, Странник. С. - самый популярный герой китайских народных преданий, театральных постановок, романов, китайской народной живописи. С. рожден Небом на вершине Горы Цветов и Плодов в виде (образе) каменной обезьяны. Свое имя - Познание Пустоты (вар. Познавший Небытие) - получил от бессмертного даосского Патриарха Суботи, научившего его волшебству и другим знаниям. С. был провозглашен царем обезьян и ‘приобрел человеческий облик. Затем побывал в Преисподней, где вычеркнул свое имя, а также имена всех обезьян из списков смертных душ. Потом украл из небесного сада персики и эликсир бессмертия, учинил беспорядки в подводном царстве, разгромил небесное войско Нефритового Императора. За буйство, безобразия и непочтительное отношение к небесным владыкам С. был наказан. По приговору Будды он был посажен в каменный ящик и придавлен горой Усан-шань. В «Путешествии на Запад» о нем сказано: За ложь и за мятежное восстанье Жестокое потерпит наказанье, А дух геройский будет осужден Молчать века и лучших ждать времен. Под влиянием бодхисатвы Гуаньинь С. раскаялся в своих преступлениях и признал Истину учения Будды, за что и был прощен. Но освобождение наступило не сразу. По приговору Будды его должен освободить праведник, отправившийся в путешествие за священными книгами. С. станет его спутником и защитником и тем искупит свои проступки. С. был освобожден Сюан Цзаном, стал его учеником и защитником. Во время путешествия «…боролся против зла и распространял добро, совершил много подвигов…», за что по окончании путешествия заслужил полное прощение и был включен в число Будд под именем Победоносного Будды. Образ волшебной божественной обезьяны попал в Китай из Индии («Хануман» - индуистская мифология,«Рамаяна», «Махабхарата»). Возможно по причине своего индуистского происхождения, образ С. приобрел бун-тарско-богоборческие черты. Но в то же время именно благодаря им С. стал любимейшим героем китайского народа, приобретя в устном народном творчестве насыщенный и яркий образ, вдохновлявший литераторов, драматургов и живописцев на создание произведений, посвященных ему.
Лит.: Павловская Л.К. «Шихуа» как образец буддийского народного повествования // Шихуа о том, как Трипитака Великой Тан добыл священные книги. М, 1987.