Смекни!
smekni.com

Толстой л. н. - Тихон щербатый и платон каратаев в романе л. н. толстого война и мир.

Толстой л. н. - Тихон щербатый и платон каратаев в романе л. н. толстого война и мир.

Роман «Война и мир» был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и глубже - о войне 1812 года, нельзя удачно написать этот роман.
Так замысел романа постепенно изменялся, и Толстой создал грандиозную эпопею. Этот рассказ о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года.
Толстой попытался отразить всю общность, повседневность, будничность войны. На полу все равны, но каждый по-своему пытается побороть неприятеля, защищая себя, свою Родину!
На примере Платона Каратаева и Тихона Щербатого автор показывает образы крестьян, которые, несмотря на свое положение, старается внести свой вклад в победу над Наполеоном! Л.Н. Толстому необходимы эти герои, чтобы показать, какие разные
бывают русские люди.
Особое место в романе занимает Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, с которым Пьер Безухов столкнулся в плену.
Явившись как бы определенным этапом жизни Пьера, он стал конечной точкой его исканий. Наконец – то Пьер нашел истинно русского человека. Это показано в том, как Пьер описывает внешность, речь и характер этого человека.
Миленький, с певучей речью, общительный, этот человек для всех старается найти утешительное слово, помочь переносить все тяготы будней в плену. Из речей Платона Каратаева становится понятно, что он любит жизнь во всех её проявлениях, умеет приспособиться даже к суровым условиям. Ко всем он обращается ласково: «Э, Соколик!» При первой встрече с Пьером Платон утешает его: «Не тужи, дружок, час терпеть, а век жить!»
Его отношение к незнакомцам поражает своей чистосердечностью, любвеобильностью и чуткостью. Удивляет нас и ощущение его, как чего – то круглого и спокойного. Он привлекает всех к себе добротой, уверенностью, улыбчивостью своего круглого лица.
Платон Каратаев не просто смирился с участью военнопленного, он приспособился к жизни в новых условиях. Не стараясь что – то исправить, не высказывая никакого протеста, он спокойно все, что уготовлено ему судьбой. Каратаев, пытаясь убедить
Пьера в том, что будущее не надо знать, говорил: От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет, наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулась, а вытащишь – ничего нету. Так – то! Платон был человеком, который больше бы пригодился дома, чем в бою с французами. Он – народный умелец. Все мог делать
«не очень хорошо, но и не дурно». Пел песни, шил, пек, варил, занимался всем понемножку. Он мог поддержать любой разговор, хотя не любил вспоминать службу в армии, но с удовольствием рассказывал о своей деревенской жизни.
Каратаев свято верил в торжество добра и справедливости. Он был простым крестьянином, не умеющим постоять за себя, мирившимся со всем.
Но этот беззащитный, круглый, спокойный человек потряс Пьера. Каким он увидел его, таким и останется он в его воспоминаниях.
Плато был особенным ещё и потому, что говорил он, используя огромное количество поговорок, которые поражали Пьера. Это были те народные изречения, которые необходимо было услышать Пьеру, чтобы понять: не всё так отчаянно и безнадежно на
этой войне.
Хотя Платон Каратаев был для всех пленных просто Плотоша, Пьер сумел разглядеть в нем изюминку.
Личность Платона подтолкнула автора на создание абсолютно противоположного русского человека с другим характером. Это, можно сказать, «богатырь» - Тихон Щербатый из отряда Денисова.
Вечный двигатель, все время занят каким – то делом. В отряде – самый важный и необходимый человек. Никто лучше него не может выполнить самую трудную, и парой грязную работу. Партия нуждалась в таких людях.
Почему – то Пьеру встретился именно Платон – человек искренний, а не Тихон - человек, готовый на все постоянно убивать французов и делать все ради государства и царя.
Тихон очень отважный, надеется быть популярный и достичь высот. Был всегда серьезен и немногословен. Умеет хранить тайну, всегда держит свое слово. Ему поручали особенную работу. Он, как крестьянин, боец, не привык отступать, никогда не отказывался и принимался за все, что ему приказывали. Иногда задания были просто ужасны, но Тихон не останавливался перед трудностями. Без всяких проблем мог «вытащить лошадь за хвост из канавы; залезть в самую середину французов; выворотить повозку из грязи…»
Это был человек слова и дела, всегда строго одет и готов к выполнению любых просьб и заданий. Что нельзя было сказать о Платоне Каратаеве. Они очень разные.
Таким образом, Л.Н. Толстой показал нам два исконно русских характера людей, знающих свое предназначение. Несмотря на их колоссальные различия, мы можем сказать, что они, каждый по – своему, были необходимы Отечеству в то нелегкое время.




Композиция «Войны и мира « поражает своей сложностью и стойкостью. В романе развивается множество сюжетных линий. Они нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев
связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Толстой исторически правдиво создаёт образ народа-героя Отечественной войны. В массовых сценах, где участвуют солдаты, в репликах отдельных персонажей, в действиях простых людей мы прежде всего видим проявление той «теплоты патриотизма», которая воодушевляет всех солдат, партизан, лучших офицеров и генералов.
Одного из мужиков-партизан писатель рисует более крупным планом. Это «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова – Тихон Щербатый. В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. С топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги и только враги.
Мы ещё не видим Тихона, но образ его раскрывается в том, как о нём говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну ловок», «Экая бестия». Движения его ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, видим, как он свалился в речку, выбрался, побежал дальше. Он весь в порыве, в действии. Так же динамична его речь: «Один и навернись... Я его таким манером и сгрёб... Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами...»
Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличает Тихона. Он был не только самый полезный и храбрый человек, но и «шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину».
Полной противоположностью Тихона Щербатого является Платон Каратаев. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всём хочет видеть
«торжественное благообразие». И внешний облик Каратаева, и голос его, и манера говорить с «нежно-певучею лаской», и сам характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях, - всё резко отличает его от Щербатого.
Тихон о Боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. А «круглый солдатик Апшеронского полка» мыслит такими афоризмами: «Не нашим умом, а божьим судом», «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». В этих пословицах – веками слагавшаяся философия терпения, покорности судьбе. Есть у Каратаева в запасе и другие пословицы, в которых слышатся отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства общества. Но сам Платон не из тех, кто активно вмешивается в жизнь. Он скорее готов «безвинно напрасно пострадать».
В Платоне живёт дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства, и вековечная любовь к труду.
«Солдатик Апшеронского полка» навсегда остался мирным крестьянином-тружеником.
В душе Каратаева накопилась та же боль за отчизну, что и у всех русских людей. Живёт в нём и вера в гибель нашествия. Но Платона, с его лаской и добротой, распространяющейся равно на всех людей, трудно представить себе сражающимся. Он не
робок, но любовь его не обернётся ненавистью к врагу, даже к врагу, способному расстрелять ослабевшего от болезни пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон. Вообще отдельная человеческая личность, и его собственная в том числе, лишена для него значения: «...жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». И на вопрос: «Ты кто же, солдат?» – он отвечает во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка» – и фамилию свою называет так: «Каратаевы прозвище...»
В образе Платона Каратаева Толстой обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие русские писатели, видел в жизни. И всё-таки отношение Толстого к Платону Каратаеву не однозначно.
Рисуя борющийся народ, художник, верный жизненной правде, не мог изобразить его как народ Каратаевых. Писатель прославляет не пассивный, а борющийся народ: «...благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью.