Макрофотография широко применяется при производстве экспертных исследований. Она служит для выявления признаков, позволяющих эксперту прийти к определенным выводам и наглядно их проиллюстрировать. Так, макрофотосъемка спорной подписи позволяет выявить дрожание пишущего прибора, неестественные изломы, перерывы и остановки в штрихах, свидетельствующие о замедленном темпе письма, следы перекопировки.
Криминалистическая фотография как средство точной и объективной фиксации используется в ходе производства следственных действий и при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Задачи применения криминалистической фотографии при производстве следственных действий заключаются в более полном закреплении в материалах дела наблюдаемых объектов, действий с ними, действий участников и той обстановки, в которой осуществляются следственные действия. Для этих целей разработаны и постоянно совершенствуются специальные приемы фотографирования применительно к особенностям тех или иных объектов.
В следственной практике наиболее часто фотосъемка применяется в процессе осмотра места происшествия, обыска, опознания, при воссоздании обстановки события (т.е. при реконструкции), при проведении следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
Фотосъемка на месте происшествия обеспечивает полноту фиксации всех предметов и обстановки на месте происшествия. Фиксация осуществляется путем применения специальных видов съемки, целью которой является определенная систематизация запечатленного на фотоснимках материала и раскрытие его содержания в логической последовательности от общего к частному. Для обеспечения этой цели на месте происшествия выполняют: ориентирующую, обзорную, узловую и детальную съемку. Это деление до некоторой степени условное и основано на специфике отдельных задач, последовательно возникающих в процессе осмотра.
Ориентирующая съемка осуществляется с целью запечатления места происшествия в целом с охватом его ориентиров и окружающей обстановки. Ориентирующий снимок наглядно иллюстрирует место происшествия, его размеры и границы, показывает, где оно находится.
Ориентирующая фотосъемка может осуществляться с нескольких точек, чтобы иметь более полное представление о месте происшествия. Если условия фотографирования не позволяют запечатлеть картину события в одном кадре или место происшествия охватывает значительную территорию, то ориентирующую съемку следует выполнять панорамным способом.
Ориентирующая съемка призвана запечатлеть все те внешние по отношению к месту происшествия предметы, которые дают возможность уяснить положение места происшествия среди окружающих его объектов. При осмотре внутренних помещений дома, когда непосредственным местом происшествия является комната или квартира, ориентирующими снимками являются снимки, воспроизводящие внешний вид всего дома или участок улицы с этим домом.
Направление и границы ориентирующего снимка следует выбирать так, чтобы облегчить опознание, например дома или участка местности, и дать характеристику общей обстановки вокруг дома: наличие или отсутствие других домов, дворов, пустырей, проходов, возможных пунктов проникновения преступника, наиболее вероятных путей его ухода, мест, служивших укрытием - в случае хищения, крутых поворотов и уклонов дороги - в случаях аварии и т.д.
Обзорная съемка (средний план) - это съемка самого места происшествия без охвата окружающей обстановки. Обычно производится с трех или четырех точек, а при возможности - и сверху. При производстве обзорной съемки в зависимости от характера места происшествия могут применяться панорамный, стереоскопический и измерительный методы.
Обзорный снимок (группа снимков) должен охватывать всю территорию места происшествия, воспроизводить обстановку таким образом, чтобы изображение отражало главное, существенное в ней и чтобы на снимке были запечатлены важнейшие элементы обстановки места происшествия.
Обзорный снимок фиксирует обстановку в том виде, в каком она предстает перед следователем в ходе начальной, обычно называемой статической стадии осмотра. Как известно, эта стадия, прежде всего, предполагает общее ознакомление с местом происшествия, как с вещественной обстановкой, в которой произошло преступление.
Главное требование, которое должно быть предъявлено к обзорному снимку или серии обзорных снимков - это полнота изображения места происшествия.
Границы обзорного снимка или серии снимков должны совпадать с границами места происшествия. Следовательно, изображение должно охватывать все осматриваемое пространство. Число предметов обстановки, попадающих в поле зрения фотографического аппарата, зависит от позиции последнего. С одного пункта в силу неблагоприятного взаимного расположения предметов видны лишь немногие из них, другие же скрыты друг за другом. С иного пункта, наоборот, открывается обзор большого числа таких предметов.
Обычно на одном обзорном снимке может быть запечатлена отдельная комната, двор правильной формы, участок дороги и т.д. Одиночный обзорный снимок должен быть сделан с такой позиции, с которой можно было бы с уверенностью распознать взаимное положение хотя бы важнейших объектов обстановки, например положение трупа повешенного, веревки, скамейки под его ногами и т.д.
Далее важно правильно определить центр будущего снимка и включить в кадр неподвижный ориентир для опознания участка и "привязки" его к другим участкам местности или помещениям. Ту часть обстановки места происшествия, которая может быть отчетливо выделена как занимающая центральное положение, можно обозначить как центр.
Ориентиром обзорного снимка является такой неподвижный и легко опознаваемый предмет, по которому могут быть опознаны и ориентированы как все место происшествия в целом, так и различные имеющиеся на нем предметы. На открытой местности ориентиром может служить какое-либо строение, хорошо заметное, отдельно стоящее дерево и т.п.
Та часть пространства, которая не может быть воспроизведена на изображении с одной позиции фотографического аппарата, является слепой зоной. Каждый одиночный снимок по необходимости имеет слепую зону.
При выборе позиции аппарата надлежит решить, что именно, какая из сторон или частей обстановки должна остаться в слепой зоне. Это должна быть, очевидно, такая часть или такая сторона, которая в наименьшей степени способна характеризовать происшедшее событие, на которой имеется наименьшее число следов и т.д. Если же в слепую зону при любой позиции попадают важные для следствия предметы, нужно сделать два или более снимков.
Одиночный снимок представляет изображение предмета в каком-либо одном определенном аспекте. В пространстве, наполненном предметами, такой снимок хорошо передает относительное положение этих предметов в плоскостях, перпендикулярных оптической оси объектива, хуже - их положение вдоль оптической оси и вовсе не передает, скрывает предметы, расположенные позади других, более крупных.
Учет объективного строения места происшествия и той конкретной ситуации, которую находит следователь на месте происшествия, должен привести его к выбору такой схемы съемки, которая отвечает задаче наиболее полной и содержательной фиксации места происшествия.
Если место происшествия имеет сложное строение, состоит из ряда отдельных помещений или характеризуется многоплановым расположением объектов, прибегают к изготовлению нескольких дополняющих друг друга снимков, т.е. обзорной серии. Определение числа этих отдельно запечатлеваемых участков, их выбор и последовательность съемки составляют общую композицию обзорной съемки места происшествия.
Серия обзорных снимков позволяет составить из полученных снимков непрерывно развертывающееся изображение некоторого пространства таким образом, что изображение на одном снимке является продолжением изображения на другом. Иногда же серия составляется из снимков, относящихся к разным изолированным друг от друга помещениям или участкам территории, не имеющим общих границ. Серия может быть снята и так, что позиция аппарата от снимка к снимку перемещается по кругу. Фотографический аппарат как бы "обходит", место происшествия со всех сторон, фиксируя его в различных следующих один за другим аспектах. Поэтому способу место происшествия может быть зафиксировано с четырех сторон, с трех, с двух расположенных напротив или под углом сторон и т.д.
Важнейшей особенностью рассматриваемого вида съемки является возможность фиксации одних и тех же предметов в нескольких аспектах.
Это позволяет наиболее полно и всесторонне запечатлеть взаимоотношение этих предметов. Например, центральная съемка, произведенная с двух или трех позиций на месте самоубийства благодаря множественности аспектов, полно и всесторонне фиксирует позу трупа, положение его и окружающих предметов - мебели, орудий самоубийства и т.д.
Другим вариантом обзорной серии является съемка из центра к периферии. По мере перехода от одного снимка к другому аппарат, не меняя положения в пространстве, поворачивают вокруг своей оси на некоторый угол.
Получаемая в результате монтажа снимков серия представляет своего рода развертку пространства вокруг неподвижного наблюдателя. Такая съемка применяется в тех случаях, когда преимущественное значение приобретает фиксация периферии какого-либо помещения и т.п.
При изготовлении обзорных снимков часто прибегают к панорамной съемке. Поскольку обзорная съемка предполагает знакомство следователя с обстановкой места происшествия, определение его объема и границ, а также, и не в последнюю очередь, понимание той ситуации, материальным выражением которой является эта обстановка, начинать обзорную съемку нужно не раньше, чем будет окончена статическая стадия осмотра.