Смекни!
smekni.com

Гоголь н. в. - Своеобразие гоголевского смеха в комедии

Гоголь н. в. - Своеобразие гоголевского смеха в комедии

В критике комедию Гоголя <Ревизор> принято называть луч-шей социальной комедией своего времени. Созданная на основе глу-бочайшего проникновения в сущность общественных явлений, ко-медия <Ревизор> сыграла немаловажную роль в развитии общест-венного самосознания. Высокий реализм тесно слился в <Ревизоре> с сатирой, сатира - с воплощением социальных идей. Разъясняя смысл <Ревизора>, Гоголь указал на роль смеха: <Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это чест-ное, благородное лицо - был смех>. Писатель ставил перед собой цель - <смеяться сильно> над тем, что <достойно осмеяния всеоб-щего>, ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество.Близкий друг Гоголя, Аксаков, писал, что <современная русская жизнь не дает материала для комедии>. На что Гоголь ему от-ветил: <Комизм кроется везде... живя среди него, мы его не видим, но... если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху>.Своеобразие гоголевского смеха заключается прежде всего в том, что предметом для комизма избраны не плутни какого-либо героя, а сама современная жизнь в ее комически уродливых прояв-лениях.В основе сюжета <Ревизора> лежит типично комедийное несоот-ветствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но в отличие от своих предшественников. Гоголь решает эту ситуацию по-новому.Хлестаков ни за кого себя не выдает. Чиновников обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли провел бы го-родничего, который <мошенников из мошенников обманывал>. Именно непреднамеренность поступков Хлестакова сбила с толку городничего.В <Ревизоре> нет внешних толчков к развитию действия. Как ни парадоксально, основным импульсом развития комедии являет-ся страх чиновников. Чувство страха объединяет раздираемый внутренними противоречиями город в единый организм. Это же чувство страха делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей.Происходящее выявляло в людях их истинное уродливое и смешное лицо, вызывало смех над ними, над их жизнью, которая была жизнью всей России. <Над собою смеетесь>, - это ведь обра-щено в хохочущий зрительный зал.Гоголь смеется как над всем уездным городом в целом, так и над его отдельными обитателями, над их социальными пороками. Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе - все это показано в <Ревизо-ре> в виде тех общепризнанных форм жизни, вне которых управи-тели не мыслят себе свое существование.Смешное обнаруживается и в той серьезности, с которой отно-сится к своему делу каждый из персонажей комедии. Все они заня-ты своим делом как величайшей задачей всей жизни. Читателю же со стороны видна незначительность и пустота их забот. Таким обра-зом, Гоголь наглядно показывает контраст суетливой внешней дея-тельности и внутреннего окостенения.<Ревизор> - комедия характеров. Юмор Гоголя психологичен. Смеясь над персонажами <Ревизора>, мы, говоря словами Гоголя, смеемся не над их <кривым носом, а над кривою душою>. Комичес-кое у Гоголя почти целиком отдано обрисовке типов. Отсюда непри-ятие фарса, карикатуры. Сам автор писал: <Больше всего надо опа-саться, чтобы не впасть в карикатуру>.Так, отдавая спешные приказания к приему ревизора, городни-чий путает слова: <Пусть каждый возьмет в руки по улице, - черт возьми, по улице! - по метле...>Минуту спустя он хочет надеть вместо шляпы бумажный фут-ляр.В записке, полученной Анной Андреевной от мужа, содержится забавная путаница: <Я ничего не понимаю, к чему же тут соленые огурцы и икра? >Квартальные, которым городничий указывает на лежащую на полу бумажку, <бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах>.Поздравляя Анну Андреевну с <обручением> дочери, Бобчин-ский и Добчинский <подходят в одно время и сталкиваются лбами>.Вот, пожалуй, и все подобные сцены и подробности. И мы видим, что эти смешные <цепляния> - скорее сопутствующие тона к основному мотиву. Они характеризуют атмосферу спешки, нераз-берихи, страха. Комическое Гоголя, как правило, вытекает из характеров героев.Автор, равно как и читатели, смеется также <над несоответст-виями характеров людей и их положением в обществе, над несоот-ветствием между тем, что персонажи думают и что говорят, между поведением людей и их мнением. Так, к примеру, чиновники с женами, пришедшие поздравить городничего и Анну Андреевну с пре-красной партией дочери, в глаза льстят, про себя же отзываются о городничем весьма нелестно: <Не судьба, батюшка, судьба-индейка; заслуги привели к тому. (В сторону.) Этакой (?) лезет всегда в рот счастье>.Обличая все дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают гибельность <дурного>, а чтобы осознали, Гоголь осмеивает все презренное, ничтожное. Ре-ализовать эту задачу ему помогает смех. Не тот смех, который по-рождается временной раздражительностью или плохим характе-ром, не тот легкий смех, служащий для праздного развлечения, но тот, который <весь излетает из светлой природы человека>, на дне которой заключен <вечно бьющий родник его>.