ТАНТАЛ - герой трагедии Вяч.И.Иванова «Тантал» (1904). В греческой мифологии Т.- сын Зевса и нимфы Плуто, царь Сипила во Фригии, наказанный за оскорбление олимпийских богов вечными муками. Этот миф послужил сюжетом утраченной трагедии Софокла «Тантал». Описание танталовых мук (выражение, ставшее нарицатель- 393 ным) содержится в «Одиссеи» Гомера (XI, 582-592). Античные авторы по-разному объясняли преступление Т., что позволило Вяч.Иванову сотворить по сути новый миф, связав его с духовными коллизиями «серебряного века». Тема трагедии поэта-символиста - богоборчество, посягающее на мировое устройство и естественный порядок вещей. Властитель Т. затаил злобу на своего отца Зевса за то, что был рожден смертным человеком. Т. мечтает о бессмертии и рассчитывает отнять у олимпийских богов власть над миром, ибо уверен, что один он способен править жизнью, земной и небесной. План Т. прост и коварен. Во время пира, на который к нему снизойдут боги, он принесет им в дар сына, прекрасного отрока Пелопса. Полагая, что за обладание мальчиком между Зевсом и Посейдоном разгорится ссора, Т. рассчитывает в общей сумятице похитить чашу бессмертия, испив из которой он станет богом. Задуманное удается осуществить. Однако божественный напиток сыграл злую шутку. Т. погружается в сон, и ему грезится, что от него рождаются солнца, что он повелевает светилами. Пока Т. спит, Зевс восстанавливает «конституционный порядок». В финале трагедии Зевс отправляет Т. в тартар. Вина Т., «слишком щедро одаренного богами», что и сделало его богоборцем, в желании переделать мироздание и тем изменить установленный строй бытия. (Т. намеревался напоить из чаши бессмертия всех людей, и тогда все они станут богами, а Олимп падет.) Космос оказался перед угрозой хаоса, и только решительность Зевса позволила отвести катастрофу. Последствия такой мировой катастрофы Вяч.Иванов рассматривает в трагедии о Прометее, которому, в отличие от Т., удалось не только похитить сокровище Олимпа (огонь), но и одарить им людей.