2. Опрыскайте исследуемые площади промывочным раствором до тех пор, пока фон почти не очистится.
3. Сфотографируйте пригодные следы.
4. Если необходимо, повторите процесс обнаружения/промывания.
5. Фотографируйте следы после каждого цикла проявления.
6. Случайные пятна обесцвечиваются 10% раствором отбеливателя.
ВОДНЫЕ РАСТВОРЫ.
Фотосъемка любых видимых следов производится перед применением Черного Амида.
1. Налейте достаточное количество водного фиксирующего раствора в чистую, сухую металлическую посуду или емкость.
2. Погрузите предмет в раствор на 5-6 минут. Большее время может потребоваться для закрепления сильноокрашенных следов. Если в емкости больше одного предмета, то может произойти наложение одного следа на другой при окрашивании. После закрепления вылейте раствор.
3. Налейте достаточное количество водного рабочего раствора в чистую, сухую металлическую посуду или банку. Добавьте тот же объем дистиллированной воды в две другие емкости. Если предмет не может быть погружен полностью, применяйте рабочий раствор и дистиллированную воду, используя бутылку, то есть поливайте следы сверху и дайте раствору проникнуть в следы
4. Погрузите предмет в рабочий раствор на 3-4 минуты. При необходимости можно добавить рабочий раствор. После завершения вылейте рабочий раствор.
5. Погрузите предметы в дистиллированную воду. Легко потрясите посуду до тех пор, пока не удалятся излишки красителя с фона и не будет достигнут оптимальный контраст между следами и фоном.
6. Дайте объекту высохнуть при комнатной температуре.
7. Фотофиксация выявленных и закрепленных следов.
Применяемые методы позволяют надежно зафиксировать следы на месте происшествия, образованные кровью, будь то следы рук, ног, кожных покровов тела человека независимо от следовоспринимающей поверхности. Так как кровь глубоко пропитывает объект-носитель и частицы ее невозможно уничтожить полностью, то вещество Черный амид прочно и надежно окрашивает ее, исключая в дальнейшем обесцвечивание, осыпание, видоизменение полученного рисунка. Сложность лишь состоит в том, чтобы отделить в дальнейшем рисунок папиллярного узора (если мы имеем дело со следами рук) или рисунок следа кожного покрова от фактуры следовоспринимающей поверхности. В этом на помощь приходят цифровые методы фиксации следа и последующая обработка полученного фотоизображения с применением современных компьютерных технологий.
Обстоятельства дела.
3 апреля 2010 года в своем доме№35, находящемся на ул. Садовой ст. Тарханы Саратовского муниципального района Саратовской области был обнаружен окровавленный труп мужчины. При осмотре жилых комнат были обнаружены множественные следы вещества бурого цвета в виде пятен, мазков, потеков, капель, брызг. Обнаруженные следы были зафиксированы на цифровой фотоаппарат. Кроме того, с места происшествия была изъята одежда погибшего с пятнами вещества бурого цвета и светлое покрывало (Приложение 2). В ходе предварительного исследования на месте происшествия было установлено, что на покрывале имеется след, который по форме, размерам, расположению и взаиморасположению элементов является следом внутренней поверхности ладони руки человека. Была назначена дактилоскопическая экспертиза, на разрешение которой ставились 2 основных вопроса:
1. Имеются ли на представленном покрывале следы рук человека, пригодные для идентификации?
2. Если имеются, то каким участком ладонной поверхности руки они оставлены?
В результате было установлено, что на «покрывале, представленном на исследование… имеется один след ладонной поверхности правой руки человека, для идентификации по нему личности непригодный».
Таким образом, встал вопрос, возможно ли вообще на ткани получить следы рук, пригодные для идентификации по ним личности?
Результат эксперимента показал, что такая возможность существует.
Перед началом эксперимента были приготовлены рабочий и промывочные растворы Черного Амида. В качестве образца использовался фрагмент тканного материала прямоугольной формы размерами 450х300 мм с плотностью полотняного переплетения нитей 10х16/см, на котором был оставлен след ладонной поверхности руки, механизм образования – нажим. (Приложение, Рис. 5.).
За рубежом Черный Амид повсеместно используется при осмотре мест происшествия, а не только в лабораториях. При этом применяют водные растворы, так как они менее токсичны. Метод – опрыскивание. Черный Амид большей частью применяется на твердых, непористых поверхностях, поэтому в экспериментальном исследовании окрашивание следов производилось методом погружения для равномерного нанесения красителя. Когда ткань погрузилась в темный раствор, то лоскут, а вместе с ним и след ладони, окрасился в густой фиолетовый цвет (Рис. 7). Однако, при полоскании в дистиллированной воде лишняя краска смывалась со следа.(Рис. 8) Результат эксперимента себя оправдал: Черный Амид окрасил пятна крови в фиолетовый. Но реагент придал голубой оттенок и самой ткани, и теперь невозможно отличить рисунок следа от переплетения волокон материи. Два узора смешались, сделав дальнейший анализ практически невозможным.(Рис. 9). Таким образом, попытка стойко зафиксировать пятна крови и выявить след дала положительный результат.
Чтобы провести идентификационное дактилоскопическое исследование, необходимо отделить фактуру ткани от узора, причем сделать это нужно без искажения папиллярного узора и потери важных идентификационных признаков. Возможно ли с помощью компьютеров и самых совершенных камер запечатлеть отпечаток ладони и опознать преступника? На первоначальном этапе след был снят на цифровой фотоаппарат CanonA320 с разрешением 7 мегапикселей. И теперь можно работать с изображением, улучшая его качество. Получив цифровое изображение, необходимо начинать его обработку, строго соблюдая правила оформления вещественных доказательств. При обработке использовалась программная среда AdobePhotoshopCS3. Каждый шаг, каждый этап улучшения изображения регистрировался в отдельном протоколе, в котором указывались значения определенных величин и выставленных параметров (Приложение 1).
Исходное изображение было сохранено отдельным файлом с ограниченным доступом в формате JPEG «только для чтения», с невозможностью редактирования и переименования. Работа осуществлялась с копиями. Однако качество снимка было очень плохим, папиллярные линии, казалось, безнадежно смешались с переплетением волокон ткани. Необходимо было найти способ сделать их менее яркими, или удалить, а затем взглянуть на то, что осталось, на сам след. С помощью специальных фильтров и плагинов программы был скрыт рисунок на заднем фоне (Рис. 11). Применялись инструменты: Размытие со значением 13%, при этом размытию подвергался лишь синий фон, затем осветление со значением интервала 56%. Полностью скрыть текстуру ткани не удалось, но она стала бледнее. Папиллярные линии проступили более четким рисунком, но, размыв текстуру ткани, этот процесс значительно снизил контрастность изображения. После применения инструмента Уровни в меню Изображение с выставленным порогом яркости/контраста 36-165, наконец, было достигнуто оптимальное соотношение света и тени, яркости и контраста изображения.(Рис. 10) При увеличении участка гипотенара ладонной поверхности руки и последующем сравнении его с отпечатком на предварительно полученной дактилокарте были установлены совпадения по частным признакам, ставшим видимыми после обработки при помощи компьютерных технологий. Обработка участка тенаров 2 и 3 была осложнена тем, что исходное изображение было недостаточно резким, данный участок представлял собой чередование темных и светлых полос. Применение фильтра «Умная резкость» позволило достичь оптимального качества изображения. Однако видимыми стали лишь признаки, образованные на потоке, начинающемся под средним пальцем и направленным вниз. На участке тенара 1 под большим пальцем частные признаки были выявлены достаточно полно и четко, при этом значения параметров яркость/контраст были установлены на 65-212. Для ослабления текстуры ткани применялся фильтр Размытие с параметрами: радиус – 6,7, нажим 23%.
На следующем этапе обработки была предпринята попытка ослабления текстуры ткани путем создания новых слоев и наложения их друг на друга в различных режимах. При режиме Умножение трех и более слоев наблюдалось увеличение рельефа текстуры ткани, потемнение участков фона. При режимах Разница, Исключение, Осветление наблюдалось осветление фона, при этом рядом с темными полосами появлялись белые линии, что не сделало папиллярный рисунок более четким. Таким образом, применяя режимы наложения слоев нам не удалось достичь оптимальной картины, которая бы сделала следы, выявленные на ткани, пригодными для идентификации по ним личности.
На основании проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что совпадения являются реальными, существенными, могут быть положены в основу категорического положительного вывода о тождестве. Современные компьютерные технологии при правильном наборе методов для выявления следов и последовательности действий при обработке их изображений позволяют достичь отличных результатов, и открывают новые возможности в криминалистике в целом и в дактилоскопии, в частности. Поверхность тканного материала, таким образом, уже может не считаться «трудной» для проведения идентификационного исследования.
Фотографическими снимками являются фотографические изображения, находящиеся в цифровой и аналоговой формах. Фотографические снимки, полученные с помощью цифровой фотокамеры, сохраняются на сменном носителе компьютерной информации. Для их приобщения к протоколу необходимо сделать две копии изображений. Первая копия на бумажной основе изготавливается с помощью принтера, подсоединенного непосредственного к цифровой фотокамере. Вторая копия в виде файла графического формата сохраняется на специальном носителе компьютерной информации - компакт-диске. Такой подход к документированию, а именно наличие двух копий изображения (на бумажной основе и в цифровой форме), а также специальный порядок их получения (на месте происшествия без использования компьютера) не позволяет фальсифицировать изображение на месте происшествия. При оформлении протокола первая копия изображения удостоверяется подписями участников осмотра. Полученные копии передаются следователю и хранятся в уголовном деле. В случае, если в ходе судебного разбирательства возникнет вопрос о возможной фальсификации полученных доказательств, он разрешается посредством экспертного исследования или судебной экспертизы. В этом случае проверка проводится путем сравнительного исследования двух копий изображений[59].