Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
А. С. Грибоедов
«.. .Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку», - так говорил о замысле своего произведения сам А. С. Грибоедов, имея в виду тот факт, что Софья предпочитает Молчалина Чацкому. Но можно ли однозначно назвать Молчалина глупым?
Читая комедию, мы все больше убеждаемся, что это не совсем верно. Он, всегда все слышащий и видящий, тонко разбирается в психологии, особенно женской. Так, например, убедившись в том, что угодливость и лесть действуют благотворно и умиротворяюще на Хлестову, Молчалин сознательно сыплет комплиментами:
Ваш шпиц - прелестный шпиц; не более наперстка,
Я гладил все его; как шелковая шерстка.
В ответ на свою любезность он получает ее расположение. И в этом вся сущность героя, как точно охарактеризовал его Чацкий:
Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут впору карточку вотрет...
В этом эпизоде также ярко раскрывается смысл характеристики Молчалина, которую он сам себе дает: «умеренность и аккуратность». В ней - вся тактика поведения и жизни героя: обдуманность всех поступков и слов; подчинение людей, событий, обстоятельств медленному, но неуклонному движению вперед, к достижению своей цели. А цель его вполне конкретная и определенная - «почести и знатность». Для того чтобы приобщиться к аристократической среде, безродному Молчалину необходимо было обладать большой хитростью, ловкостью и осторожностью. И он в совершенстве овладевает и искусно пользуется этими качествами, что и приводит его постепенно к желаемым результатам:
По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил.
На первый взгляд кажется, что Софью привлекает в герое его скромность, кротость, застенчивость. Однако стоит обратить внимание на поведение девушки, когда он падает с лошади; на то, как она реагирует на замечания Лизы и самого Молчалина. Здесь мы видим настоящие чувства, которые она не желает скрывать и которые считает самым высоким и значительным в жизни. Чувства Софьи - это влюбленность, преклонение, даже подчинение, а не только лишь стремление покровительствовать любимому человеку «бедному, скромному, не смеющему на нее глаз поднять». Она готова возражать на любые, даже самые страстные и благоразумные, доводы Лизы, но ни секунды не сопротивляется сдержанным словам Молчалина, проявляя готовность следовать его указаниям:
Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слезы;
Боюсь, что выдержать притворства не сумею...
Но и в отношении этого героя к Софье чувствуется тот же точный и корыстный расчет. Он твердо уверен, что знает, как должен обращаться с женщиной и что необходимо ему для того, чтобы ее очаровать и подчинить себе. Отсюда же и его высокомерие по отношению к Лизе. Есть своеобразный циничный смысл в том, как он перечисляет те безделушки, за которые он готов купить расположение девушки.
Молчалин своим изворотливым умом смог оценить обстановку в доме Фамусова. Он быстро понял, что наскоки Чацкого на ценности мира Фамусовых и скалозубов приведут его к бесспорному поражению. Именно поэтому в вежливых, подчеркнуто простодушных репликах героя слышатся наглость и высокомерие, мстительная радость плебея, сумевшего возвыситься над аристократом. Именно сознание «обреченности» Чацкого в этом мире дает Мол-чалину право и возможность на минуту поддаться жалости к нему. Но лишь на минуту - затем он снова прячется в свою надежную скорлупу, становится робким и угодливым.
Таким образом, за внешней кротостью Молчалина кроются мощная энергия и целеустремленность, упорство и настойчивость в достижении своих целей, а за показной скромностью - цинизм и двуличие. В нем действительно есть сила и значительность, основанные на осторожном, гибком уме и наблюдательности, которые и позволили Софье предпочесть его Чацкому. Но эта сила и энергия направлены не на добро и общее благо, а лишь на расширение и подкрепление собственного эгоизма. Не случайно Ф. М. Достоевский писал в 1876 году в своем «Дневнике писателя»: «...я чуть ли не сорок лет знающий «Горе от ума», только в этом году понял как следует один из самых ярких типов этой комедии, Молчалина...»