История любой страны — это движение, движение времени, людей, событий. История США особенно красочна в этом смысле. Отправлялись за океан отверженные Европы, шли на Запад волны переселенцев. Да и сама страна в ее нынешнем виде родилась из движения — плавания каравелл Христофора Колумба.
Они шли все дальше и дальше на запад по Хмурому морю, как тогда назывался Атлантический океан. Три маленьких суденышка размером не более современной морской яхты плыли, не зная хотя бы приблизительно расстояния, которое предстояло преодолеть, не будучи даже уверенными в том, что Земля круглая, как утверждал их командор, могучий генуэзец, находившийся на службе у испанских королей, считавший, что, продвигаясь на запад, они должны попасть к берегам желанной Индии.
После двух месяцев плавания среди экипажа стал назревать бунт: команда требовала повернуть корабли назад. Через двое суток впереди показалась земля. Сальвадор (Спаситель) — так назвал Колумб встретившийся им островок в Багамском архипелаге. Он исследовал также соседние Гаити и Кубу.
Последняя, решил он, и есть описанная Марко Поло Япония. Его несколько удивило отсутствие городов, но пряности были. 12 октября 1492 года — день, когда впервые показался на горизонте новый берег, — вошел в историю как рождение Нового Света. С этого момента начался растянувшийся на несколько столетий период европейской колонизации западного континента.
Новый Свет неудержимо манил к себе. Сюда плыли согнанные с земли английские крестьяне и спасающиеся от голода и национального гнета ирландцы. В Америку держали путь гонимые церковью еретики — английские пуритане, немецкие и чешские протестанты, преследуемые кошмаром Варфоломеевской ночи французские гугеноты. Зачастую среди покидавших навсегда родину были те, кто решал простую дилемму: сидеть дома в тюрьме или попытать счастья в сказочном Эльдорадо.
Для англичанина, очень желавшего попасть в Америку, самый простой способ заключался в том, чтобы совершить небольшую кражу. За это преступник «вознаграждался» шестимесячным заключением и принудительным путешествием за океан. Первой английской колонией на американской земле была нынешняя Вирджиния.
Новый Свет подарил человечеству ранее не известные картофель, табак, фасоль, томаты, подсолнечник, какао, кукурузу, батат и др.
Поднявшаяся позднее у входа в Нью-Йоркскую гавань с факелом в руке и в терновом венке на голове, зеленоватая, словно покрытая тиной, статуя Свободы и сегодня будто взывает к обездоленным Старого Света: «Пусть придут ко мне твои усталые нищие, твои мятущиеся толпы, жаждущие дышать свободно».
Прибывавшие в Америку люди мечтали начать новую жизнь на неограниченных просторах свободной земли, где, казалось бы, все будет зависеть от них самих, от их трудолюбия и стойкости. Так родилась американская мечта о равенстве и свободе.
На деле же все оказалось иначе. Как генетический код воспроизводит запрограммированные природой черты живого существа, так и завезенная переселенцами привычная им модель общества воспроизвела те же экономические и социальные противоречия, что раздирали и европейские нации. Кастовый дух, присущий европейской «аристократии», захватил и Америку. Позорный институт рабовладения бросил черную тень на весь облик Нового Света.
Когда каравеллы Колумба бросили якорь у берегов Америки, на территории нынешних США проживало около трех миллионов индейцев. Это была обширная, слабо заселенная земля, жители которой вели примитивный образ жизни. Истребление индейцев мало чем отличалось от охоты на зверей.
«Южным маршрутом» из Африки невольничьи суда везли прародителей сегодняшних чернокожих американцев — рабов, направлявшихся после аукционов живого товара в портах на хлопковые плантации Юга. Сопровождавшееся жестоким истреблением коренного населения освоение «Дикого Запада» катило все дальше к побережью Тихого океана. История освоения Америки знает пять волн переселенцев.
Новая Англия и Среднеатлантические штаты совпадают с границей заселения первых двух волн колонистов, а Средний Запад сотворен руками третьей волны переселенцев. Четвертая волна пионеров освоила два далеко отстоящих друг от друга региона — Нефтяной Юго-Запад и Тихоокеанское побережье. Дальний Запад достался последней, пятой, волне колонистов.
Из смеси северян-янки, южных «джентльменов», пришельцев из континентальной Европы, разнородного племени, все меньше испытывающего влияние его английской прародины, складывалось нечто новое — американская нация.
Здесь можно проследить тот таинственный процесс зарождения нации, который ученые называют этногенезом. Немалую активность проявляли новоявленные служители американской церкви. Они распространяли идею об исключительности Америки, заявляя, что она — «Земля Божья», в ней все возможно.
Нередко американцы пускали в ход не только устные аргументы, но и оружие и заговоры. Просачиваясь на территорию испанских колоний, а затем и Мексики, провозглашали их «самоопределение» и «добровольное вступление» в лоно Соединенных Штатов.
Техас — первая территория, захваченная американцами не у индейцев, не у колониальных держав, а у суверенного американского государства Западного полушария. В 1848 году американская армия под стволами орудий вынудила своего южного соседа Мексику расстаться с необозримыми богатейшими землями. Они составили добрую четверть нынешней территории США. Потеснив ослабевшую колониальную Испанию, Соединенные Штаты оккупировали Кубу, захватили Филиппины, Пуэрто-Рико, Гавайи.
В 1890 году, через 400 лет после открытия Америки Колумбом, завершилось территориальное формирование государства США в том виде, какой оно имеет и в наши дни. Это время можно считать и датой формирования северных американцев как нации.
Теперь проповедники молодой американской империи заговорили об историческом предназначении своей нации. Под сводами Капитолия прозвучали слова сенатора Бивериджа: «Бог сделал нас главными организаторами на свете для того, чтобы водворить порядок там, где господствует хаос. Он вселил в нас дух прогресса, чтобы подавлять силы реакции на всей земле. Он сделал нас знатоками государственной администрации, чтобы мы могли управлять дикими и инертными народами. Из всей нашей расы Бог выделил американский народ как своего избранника, которому в конечном счете суждено руководить возрождением мира».