Основные результаты анализа сводятся к следующему. В настоящее время черная металлургия, производящая продукцию для дальнейшей переработки в других отраслях промышленности, обеспечивает и конечное потребление. Если до конца 80-х гг. около 93% ее изделий использовалось в сфере материального производства (что и придавало отрасли структурообразующие функции в экономике), то сегодня на конечное потребление металлургия направляет примерно такую же долю продукции, как легкая промышленность или машиностроение. Спрос формируется в зависимости от экспорта как элемента конечного продукта (более 40% в черной металлургии и около 80% в цветной).
В 90-е гг. отрасль развивалась во многом автономно от процессов происходивших в других секторах экономики. Основные поставки продукции внутри страны и затраты ресурсов осуществляются в рамках внутриотраслевого оборота. Отечественные потребители металла все чаще используют для удовлетворения своих нужд импорт металлопродукции. Импортные поставки металла в 2000 г. превысили 1, 5 млрд. долл. и продолжают возрастать. Кроме того, долгосрочные тенденции свидетельствуют, что на развитие металлургии все в меньшей степени влияет динамика производства отраслей, являющихся основными потребителями ее продукции. Так, в 80-е гг. двукратный рост объемов машиностроения был достигнут практически без увеличения потребления металла. Аналогично в 90-е гг. спад в машиностроении (в 5 раз) не отразился на динамике выпуска металла в стране (спад в металлургии носил ресурсный характер и составил около 40%). Сейчас темпы роста обрабатывающих отраслей намного выше по сравнению с сырьевыми производствами. Такая же ситуация и в мировой экономике.
Основные изменения в отношениях металлургии с другими отраслями народного хозяйства вызваны резким увеличением объема экспорта металлопродукции. Функционирование металлургии основано на переработке ресурсов других отраслей, имеющих ограниченные возможности для экспорта, и на постепенном сокращении доли поставок металла отечественным потребителям. Снижаются поставки прежде всего машиностроению и промышленности строительных материалов при существенном росте доли строительства и ТЭКа в текущем потреблении продукции черной металлургии. Данный процесс снижает эффективность использования металла.
Изменение основных пропорций в распределении металла, равно как изменение структуры затрат отрасли, характеризуется постепенным возвратом к тенденциям 60-х гг. Наиболее интенсивные структурные сдвиги в 90-х гг. происходили в распределении металлопродукции. Значительно увеличилась доля экспорта металлопродукции, иными стали пропорции ее потребления между промышленностью и строительством. Если на протяжении 30-летнего периода (1960 - 1990 гг.) доминировала тенденция к концентрации ресурсов в машиностроении, строительстве и внутреннем обороте металлургии (при сокращении доли остальных отраслей в объеме потребления ее продукции с 15 до 12%), то в 90-е гг. возобладали противоположные процессы.На структуру потребления производственных ресурсов до начала реформ 90-х гг. значительно влияло плановое их распределение. Во многих отраслях экономики не удовлетворялся спрос на металл. В 1991- 1993 гг. межотраслевые диспропорции, накопленные в предшествующий период, воздействовали на изменение структуры сбыта металлопродукции. Это следствие устранения плановой системы распределения ресурсов. Ведущую роль в распределении продукции металлургии в 1992 - 2000 гг. стали играть поставки на экспорт. Во внутри-российском потреблении значительно снизилась концентрация связей. В структуре поставок металлопродукции увеличилась доля прежде всего топливных отраслей, сельского хозяйства и торговли при резком сокращении удельного веса машиностроения, длительное время являвшегося основным источником спроса на металл (более 40%).
В условиях спада производства 90-х гг. металлургические предприятия отказались от расширения поставок в "неплатежеспособные" отрасли экономики (пусть номинально и рентабельные) и переориентировались на наиболее доходные направления. Соответственно, изменения в структуре распределения металла в этот период были тесно связаны с изменениями в объемах производства продукции отдельных отраслей.
В настоящее время машиностроение потребляет черных металлов только на 14% больше по сравнению со строительством, а в 80-е гг. разница достигала 3-х раз, в 60-е гг. - была более чем двухкратной. Поставки в строительство превышают их объемы в промышленность строительных материалов в 5 раз при том, что в 80-х гг. - не более трех, а в 1960 г. - в 4, 6 раза. В целом доля отраслей инвестиционного комплекса (машиностроения, строительства и производства конструкционных материалов) в потреблении металлопродукции составляет 68%, а в 80-х гг. она превышала 90%. За последние 10 лет при общем спаде металлопотребления примерно в 4 раза поставки в отрасли, непосредственно не занятые переработкой металла, в том числе в ТЭК, возросли приблизительно в 2 раза, на транспорт - более чем в 7 раз. Это связано с расширением ремонтных работ их собственными силами, а также с использованием металла в качестве бартера. Сегодня на строительно-монтажные работы, ремонт зданий и сооружений и другие его виды затрачивается до 75% металлопродукции. Косвенным подтверждением этого является большой удельный вес в ее поставках изделий строительного назначения (рельсов, труб, швеллера и балок).
Наибольший спад потребления металла (примерно в 2 раза выше среднеотраслевых показателей) в приборостроении, инструментальной промышленности, электротехнике, машиностроении для легкой и полиграфической промышленности. Эти отрасли традиционно ориентированы на металл высокого качества, и спад производства отразился на выпуске металла специального назначения. В то же время их потребности в металле относительно невелики и не оказывают существенного влияния на изменение объемов металлургического производства в целом.
Около половины общего уменьшения спроса металла машиностроением вызвано сокращением выпуска продукции в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, автомобилестроении и изготовлении запасных частей. На изменение спроса повлияло не только кризисное состояние отраслей - потребителей данного вида продукции, но и активное замещение выпускаемой техники импортными поставками и изготовление ее неспециализированными организациями.
Темпы спада объемов производства в машиностроении отражают уровень специализации отраслей: универсальные (кабельная, подшипниковая промышленность, производство санитарно-технического и газового оборудования) сократили потребление намного меньше, чем специализированные. В 1998 - 2001 гг. именно за счет универсальных производств обеспечен основной прирост внутреннего спроса. Из специализированных же меньший спад потребления был в отраслях, спрос на продукцию которых формируется в секторах, подконтрольных государству (железнодорожном машиностроении), ориентированных на экспорт (металлургическое машиностроение) и на нужды населения (машиностроение для пищевой промышленности и производство бытовых приборов).
Поставки металла для строительно-монтажных работ ориентированы на удовлетворение потребностей ТЭКа (30%), транспорта (13%) и непроизводственного строительства (30%). Строительство в отраслях машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности потребляет менее 9% металлопродукции.
В целом правомерен вывод: изменение структуры распределения металлопродукции в пореформенный период оказало очень существенное влияние на производственно-технологическую структуру самой металлургии и прежде всего это отразилось на масштабах ее внутреннего оборота. Отрасль отличается высокой степенью концентрации связей, определяющих формирование материальных затрат. Более 80% их объема (около 60% общих издержек) приходится на внутренний оборот, ТЭК, химическую промышленность и машиностроение.
В 1960 - 1989 гг. в межотраслевых потоках, обеспечивающих металлургию ресурсами, наблюдались тенденции, характерные для всей мировой металлургии: постепенное уменьшение зависимости от топливных отраслей и рост доли затрат машиностроительной, химической продукции, а также электроэнергетики. Так, удельный вес угольной промышленности в общих материальных затратах металлургии снизился в 3 раза, а машиностроения и химической промышленности увеличился в 2, 5 раза; повысилась в затратах доля газовой промышленности и электроэнергетики. Эти тенденции обусловлены, в частности, применением газа как более дешевого энергоносителя, стимулировавшем уменьшение использования угля, замещением мазута электроэнергией, общей экономией энергоресурсов. В 90-е гг., напротив, в затратах металлургии растет удельный вес угольной отрасли при снижении доли газовой промышленности и машиностроения.
В черной металлургии существенно трансформировалась внутриотраслевая структура, что выразилось в изменении внутреннего оборота: уменьшение с 35% в 1985-1989 гг. до 29% к 1991 г. и рост до 34% к середине 90-х гг. Такая динамика свидетельствует об определенных этапах в развитии отрасли.
В 1987 - 1995 гг. в ней резко увеличилась доля горно-рудного (с 6, 5 до 11, 5%), коксохимического (с 1, 4 до 1, 9%) и огнеупорного производств (с 1, 6 до 2, 2%). Сократился выпуск метизов (с 9, 3 до 4%), труб (с 10, 5 до 8, 8%), ориентированных на внутреннее потребление. Намного уменьшились объемы продукции вторичной металлургии (с 3, 1 до 1%), что привело к заметному росту доли доменного, сталеплавильного и прокатного производств в отраслевой структуре (с 65 до 68, 1%),
Частично структурные сдвиги устраняли деформированность отрасли. Вместе с тем изменения в ее внутреннем обороте в 1987 - 1995 гг. принципиально отличались как от изменений в предшествующий (1965 - 1987 гг.), так и в последующий (1995 - 2001 гг.) периоды.