Смекни!
smekni.com

Концептуальная модель профессии психолога в контексте профессиональной культуры (стр. 2 из 4)

При недостаточном уровне развития концептуальной модели профессии поведение психолога может быть более или менее профессиональным. Наше исследование показало, что профессиональное поведение в таком случае обеспечивается только в двух типах ситуаций: первый тип характеризуется наличием возможного одобрения со стороны значимых для психолога представителей профессионального сообщества, второй тип - переживанием профессионального стыда перед окружающими. Как правило, такие ситуации возникают в момент проведения открытых занятий в период аттестации, занятий в профессиональных мастерских и т.п. Таким образом, если развитое профессиональное сознание, свидетельствующее о наличии концептуальной модели профессии обеспечивает психологу профессиональное поведение, ориентированное на внутренние нормы, то недостаточно развитое - на нормы, заданные извне.

Выделение категориальных структур, структур "психологического" сознания, опосредующих восприятие и осознание психологом содержательных сфер своей профессиональной деятельности, и явилось одной из задач настоящего исследования.

Понятие "мир профессии", отражающее концептуальную модель, как совокупность особенностей образа и картины мира субъекта, акцентов восприятия и рефлексии, приводящих к характерному для данной профессии строю субъективной семантики, вводят Е.Ю.Артемьева и Ю.Г. Вяткин. Картина мира субъекта как психологическая реальность состоит из семантических категорий как конкретных компонентов содержания индивидуального сознания. С точки зрения психосемантики семантические категории представляют собой свёрнутую в одно понятие целостную систему представлений, знаний, выработанных человечеством, о некоторой области. В нашем исследовании оптимальность профессиональной культуры определяется близостью семантических структур к профессиональному эталону видения психологом не только профессиональной ситуации, но и мира в целом.

Концептуальная модель профессии психолога структурируется из образа субъекта и образа объекта профессиональной практико-ориентированной психологической деятельности, образа "Я-психолог", образа профессиональной ситуации, профессиональных отношений. Образы объекта, субъекта, субъектно-объектных и субъектносубъектных отношений образуют группы психических регуляторов труда, которые объединяются категорией "субъективный образ" (Е.А.Климов). Причем у специалистов разнотипных профессий субъективное отображение реальности различно.

Каждое структурное образование образа мира профессии включает в себя и ядерные, и поверхностные компоненты. Если ядерные компоненты есть ничто иное, как представления о мире профессии, то поверхностные - знания как информация о нем. Так, образ объекта профессиональной практико-ориентированной психологической деятельности включает представления о человеке, нуждающемся в психологической поддержке, сформированные в процессе профессиональной подготовки и индивидуального профессионального опыта, а также знания, получаемые о конкретном человеке в процессе взаимодействия с ним. Представления как ядерные компоненты являются обобщенным отражением и объекта профессиональной деятельности, и отношения психолога с ним. В силу этого они связаны с аффективной сферой психолога и являются глубинными образованиями. В то же время знания об объекте, получаемые в процессе непосредственного взаимодействия с ним, как поверхностные компоненты, являются конкретным отображением объекта и связаны с его познанием как специальной целью активности психолога в конкретной профессиональной ситуации.

Ядерные компоненты образа мира профессии, являясь "первофеноменом" восприятия, опосредуют и восприятие, и осознание психологом конкретной профессиональной ситуации. Поэтому целостный изначально образ мира профессии, как и образ мира, играет "не реактивную, а подлинно активную роль" и "в функциональном плане предшествует любому воздействию, любому стимулу, а не "возбуждается" в ответ на внешнее воздействие" (С.Д. Смирнов).

Образ мира профессии по своей сути является моделью. Однако каждый психолог строит ту модель, которую он способен построить в силу своего опыта, знаний, профессионализма, потребностей, мотивов и т.п. Именно сквозь призму индивидуальной категориальной сетки психолог выделяет в ситуации, в другом человеке значимые для своей профессиональной деятельности признаки. А возможность выхода за пределы наличной (актуальной) профессиональной ситуации даёт ему такая особенность образа, как панорамность (Г.А. Урунтаева).

В сознании психолога как субъекта труда в форме образа выступает концептуальная модель. Образно-концептуальная модель является тем "внутренним средством" труда, которым психолог владеет осознанно и рефлексивно. Являясь относительно устойчивым внутренним образованием, отдельные параметры концептуальной модели могут трансформироваться. Выявленные феномены трансформаций отдельных параметров образов значимых объектов и явлений Д.А.Леонтьев интерпретирует как форму проявления личностного смысла, который характеризует само содержание образа. И предметное значение, и эмоционально-личностный смысл образа профессии психолога задаются контекстом практической психологической деятельности в рамках образовательного пространства.

В современной психологии концептуальная модель характеризуется как один из компонентов общепсихологической модели деятельности, как психическая сторона её организации. В нашем исследовании концептуальная модель профессиональной деятельности психолога образования рассматривается в качестве основного внутреннего средства деятельности. В содержание концептуальной модели психолога образования входит некоторый набор образов и моделей реальной и прогнозируемой обстановки, в которой функционирует субъект (ребёнок, воспитатель, ученик, учитель, администратор, психолог) образовательного процесса и которая отражает особенности конкретного образовательного учреждения и системы образования в целом.

В содержание концептуальной модели входит и представление о взаимодействии психолога с педагогической средой (учителями и администрацией). Опыт подготовки психологов сферы образования показывает, что профессиональное образование, центрированное на передачу студентам профессиональных знаний и технологий, неизбежно влечёт кризис профессиональной (субъектной) и личностной самоидентичности. Наиболее близкой к концепции профессиональной подготовки психолога образования, предлагаемой автором, является "школа диалога культур" В.С. Библера и его последователей.

Деятельность психолога разворачивается в профессиональной психологической ситуации, которая является единицей анализа и труда психолога и его профессиональной культуры. Субъективное видение этой ситуации, будучи концептуальной моделью, обеспечивает постановку психологом профессиональных задач, выбор адекватных им профессиональных действий и средств воздействия.

В исследовании наряду с базовой концептуальной моделью профессии психолога используются и оперативные концептуальные модели базовых профессиональных ситуаций. Отличительной характеристикой этих моделей является связь образа (понятия) и действия. К оперативным концептуальным моделям базовых профессиональных ситуаций относятся ситуации психодиагностики, психологического консультирования, развития и психокоррекции. Описание оперативных концептуальных моделей базовых профессиональных ситуаций необходимо для разработки как соответствующего профессионального инструментария, так и дидактических ситуаций, способствующих формированию профессиональной компетентности психолога.

В психологии труда также используются понятия "образно-концептуальная модель", "оперативно-концептуальная модель", "информационная модель" объекта и ситуации. Образно-концептуальная модель определяется как многомерное отображение, описанное на разных перцептивных и вербальных языках и включающее постоянные и переменные компоненты. Если постоянные компоненты (представления о целях деятельности и о стандартных способах реагирования на изменения ситуации, система ценностей и оценок) изменяются медленно и хранятся в долговременной памяти, то переменные компоненты хранятся в кратковременной или оперативной памяти. При этом переменные компоненты образно-концептуальной модели представляют собой результат анализа субъектом потока информации об эргатической системе, передаваемого информационной моделью. При переходе информации из перцептивного блока в вербальный происходит её перекодирование. Важным является то, что в функциональный блок перекодирования переводится смысл, извлеченный из профессиональной ситуации, а не исходная ситуация, данная зрительно и на слух.

При этом если смысл профессиональной диагностической ситуации заключается в получении оперативной информации и включении её в информационную модель объекта деятельности, то смысл консультативной и коррекционной ситуации - в психологической помощи. То есть ни диагностика педагогической системы, ни диагностика глобальных параметров жизненного пути и развития личности ребёнка не являются ни сутью, ни основой психологической помощи. Информация, получаемая в конкретной диагностической ситуации, используется психологом для определения, доопределения и интерпретации реальной жизненной ситуации (и как возможности, и как действительности) конкретного ребенка, класса, учителя, образовательного учреждения в целом в процессе консультирования или коррекции. Именно это и определяет доминирование в работе психологов диагностического направления независимо от той позиции, которую они занимают в образовательном пространстве. Особенно это касается специалистов других областей, выполняющих функции психолога образования (как правило, это учителя и воспитатели ДОУ).