Одной из специфических особенностей профессии практического психолога является то, что её объектом может быть любой человек, в том числе и сам психолог. Наше исследование показало, что только третья часть участвующих в исследовании психологов образования имеют "картину мира", соответствующую профессии практического психолога. В структуре когнитивной картины профессии у этой группы психологов объект характеризуется отсутствием доминирующих личностных тенденций (по средним показателям), а обобщенный образ субъекта профессиональной деятельности и образ "Я - психолог" коррелируют между собой и с образом объекта деятельности.
Выявленная особенность когнитивной картины профессии показывает, что она является одним из важных элементов в структуре субъекта профессиональной психологической деятельности и во многом определяет его поведение в профессиональных ситуациях. Когнитивная картина мира ориентирует психолога в профессии, в профессиональной деятельности и в себе как ее субъекте. Связано это с тем, что она несет специфику профессиональных ценностей, норм, языка, форм поведения и т.д., несет на себе "модель образа того, как должно быть". В то же время в психологии встречается сравнение когнитивной картины мира с "рамкой", с которой человек соотносит свое поведение и поведение других людей. При этом несовпадение рамок рассматривается в качестве достаточного основания для полного взаимонепонима- ния. Данное положение не имеет отношения к профессии практического психолога, так как в когнитивной модели профессии зафиксировано "жесткое" представление об объекте как уникальном и неповторимом. В силу этого образ объекта профессиональной психологической деятельности не характеризуется определенностью и устойчивостью.
Выявленная особенность профессионального сознания психолога позволяет констатировать два важных психологических факта. Первый заключается в том, что "жесткость" когнитивной картины профессии практического психолога означает ее гибкость, готовность к изменениям. То есть с накоплением и обобщением опыта общения у психолога образования повышается уровень социально-перцептивной культуры и саморегуляции поведения. "В сфере восприятия проявляется общая закономерность характерообразования - формирование рефлексивных свойств личности на основе коммуникативных. На любом уровне и при любой сложности поведения существует взаимосвязь между а) информацией о людях и межличностных отношениях; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованием внутреннего мира самой личности" (1, с. 160). Вот почему в деятельности практического психолога образования особая роль отводится оперативным концептуальным моделям, строящимся на основе базовой когнитивной картины профессии, и "рабочим знаниям".
Второй факт заключается в том, что выявленная особенность когнитивной модели профессии практического психолога показывает, что ни одна профессиональная ситуация не является сама по себе определенной и устойчивой. В реальной профессиональной ситуации сформированная ценностная функция сознания психолога помогает фиксировать в ней такую "картину", которая соответствует профессии. То есть образ имеет две стороны: перцептивную и смысловую (В.В. Столин, А.А. Пузырей, В.К. Вилюнас и др.). Благодаря этому сам психолог, уменьшая в процессе решения профессиональных задач неопределенность конкретной профессиональной ситуации, уменьшает и возможность возникновения эмоционального дискомфорта. Устойчивая когнитивная картина мира профессии на индивидуальном уровне выполняет ценностно-защитную функцию, т.е. функцию создания и сохранения профессионального, принимаемого личностью образа профессии и себя в ней. Кроме этого, с одной стороны, она позволяет упрощать, в определенной мере схематизировать любую профессиональную ситуацию, с другой стороны, она не делает ее понятной, определенной и устойчивой.
Относительная лабильность когнитивной структуры образа профессии означает легкость переструктурирования отдельных ее фрагментов с целью включения новой информации. Это свойство когнитивной картины мира профессии связано с ее устойчивостью. Именно богатство образного пласта когнитивной структуры, раскрывая характер экспликации (объяснения, истолкования) образа и являясь устойчивой содержательной характеристикой, обеспечивают его подвижность. При этом следует иметь в виду, что пласт образов упорядочивается пластом понятий. Отличие психологов, не имеющих специального психологического образования, как раз и заключается в том, что понятия у них в основном сформированы как житейские, а не научные (в терминологии Л.С. Выготского). Выступая показателем оптимальности профессиональной психологической культуры, лабильность когнитивной структуры личности связана со способностью психологов адекватно и точно оценивать конкретную ситуацию.
Внутренняя непротиворечивость образа профессии является третьим свойством, связанным с таким свойством как целостность. Когнитивная картина мира профессии не терпит осознаваемых противоречий. Отсутствие противоречий между ее элементами, в частности между образом абстрактного и конкретного объекта, образом абстрактного субъекта и образом "Я - психолог", образом действий и реальными действиями и т.п. свидетельствует о гармоничности внутреннего мира личности. Осознание субъектом профессиональной деятельности таких противоречий приводит к внутриличностным конфликтам и требует внутренней работы по их устранению, сопряженной с большой тратой нервно- психической энергии.
Результаты исследования показывают, что психологи с менее оптимальной профессионально - психологической культурой, как правило, неосознанно стремятся избегать ситуаций переживания внутриличностного конфликта и внутренней работы для его устранения. Осознанно или нет, они зачастую стремятся подвергать сомнению достоверность психологических фактов, противоречащих их представлениям. Психолог со слабой концептуальной моделью профессии скорее проявит способность вживаться в социум и, естественно, потеряет себя как субъекта деятельности, отличной от педагогической. Как правило, психологи этой группы не переживают кризис в связи с осознанием внутренней противоречивости когнитивной картины мира. Они либо стремятся избегать профессионально-психологических ситуаций, заменяя их ситуациями педагогическими (исследовательскими, управленческими), либо принимают некоторые меры предосторожности в форме психологической защиты. Если же они переживают внутриличностный конфликт, то, как правило, не способны его разрешить, что, зачастую, служит причиной смены профессии или возвращения к прежней педагогической профессии.
Психологи с оптимальной профессиональной психологической культурой, осознавая наличие противоречий между элементами когнитивной картины мира профессии, как правило, стремятся их разрешать. Разрешение осознанных противоречий служит механизмом их профессионального развития, профессионального роста. В то же время психолог с развитой, достаточно сильной концептуальной моделью профессиональной деятельности, оказавшись в начале профессиональной карьеры в ситуации некоторой профессиональной дезорганизации, может быть более сензитивным, способным к развитию профессиональной культуры. И именно он может переживать состояние кризиса, связанного, в частности, с осознанием противоречий между элементами когнитивной картины мира профессии. Опыт показывает, что, как правило, психологи используют два варианта выхода из кризисного состояния. Первый связан с поиском профессионального способа соотношения с педагогической средой, и, естественно, с развитием профессиональной культуры психолога образования. Второй - с желанием изменить профессию. Первый вариант, как правило, реализуют психологи, профессиональная культура которых близка к культуре профессии, второй - психологи с менее оптимальной профессиональной культурой.
Оптимальный уровень профессиональной психологической культуры создает значительное энергетическое поле для большой внутренней работы психолога по устранению имеющихся противоречий, менее оптимальный уровень профессиональной культуры создает поле для реализации механизмов психологической защиты. И связано это, как было уже отмечено, именно с большой нервно-психической загруженностью ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт.
Таким образом, взаимодействие профессиональной культуры и профессионального сознания в процессе профессионализации личности является двусторонним. С одной стороны, профессиональная культура возникает и развивается на основе и вместе с развитием профессионального сознания, с другой - профессиональная культура является средством развития профессионального сознания. Используя в определении культуры понятие функционального органа, назначение которого состоит в проникновении внутрь самого себя, В.П. Зинченко выделяет такую ее функцию как функцию создания идеальных форм, в которых представлена зона ближайшего и отдаленного развития человека. При этом речь идет о развитии сознания и вообще субъективности в широком смысле.
В контексте соотношения профессионального сознания и профессиональной культуры последняя определяется нами как представленность в сознании субъекта практико-ориентированной психологической деятельности содержания профессиональных ситуаций и владение операционализированными, действенными практическими знаниями способов их решения, как качество функционирования системы саморегуляции деятельности. Такое понимание позволяет рассматривать структуру профессиональной культуры как иерархию осознанных смысловых образований, составляющих профессиональную "Я-концепцию" и обеспечивающих саморегуляцию. При этом критерием профессионально-психологической культуры выступает не развитое профессиональное сознание, а умение и способность психолога использовать свое сознание, привлекать представления, как ядерные компоненты образа мира профессии, и применять их в ходе постановки и решения профессиональных задач и проблем.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.; Воронеж, 1996. - 339 с.