Н.И. Исаева
Белгородский государственный университет
В статье обосновывается модель профессии психолога, которая структурно представлена образом субъекта и образом объекта профессиональной деятельности, образом «Я - психолог», образом профессиональной ситуации, профессиональных отношений. Взаимодействие профессиональной культуры и профессионального сознания в процессе профессионализации личности является процессом двусторонним. С одной стороны профессиональная культура возникает и развивается на основе и вместе с развитием профессионального сознания, с другой - профессиональная культура является средством развития профессионального сознания. Профессиональная культура рассматривается как иерархия осознанных смысловых образований, составляющих профессиональную «Я - концепцию» и обеспечивающих ее саморегуляцию. В качестве критерия профессионально-психологической культуры выступает умение и способность психолога использовать свое сознание, привлекать представления и использовать их в ходе решения профессиональных проблем.
Ключевые слова: психологическая культура, профессиональное сознание, профессиональная «Я - концепция», индивидуальный опыт, образ субъекта, образ объекта, моделирование.
Профессиональная культура, или культура профессии, является сферой бытия группового профессионального сознания. Профессиональное сознание, представляя собой особую реальность, имеет место при условии существования субъекта профессиональной деятельности и является сущностным компонентом бытия профессионала.
Специфическое сознание психолога порождает профессиональная практикоориентированная психологическая деятельность. Данное положение базируется на взглядах А.Н. Леонтьева, Г.П. Щедровицкого и др., согласно которым определенные формы деятельности порождают свои специфические сознания людей, реализующих эту деятельность. В процессе осуществления профессиональной деятельности у психолога формируется "индивидуальная система значений", которая приближается к "системе значений профессионального сознания". Степень приближения происходит за счет "переработки" (по Л.С. Выготскому), "искажения" (по Ж. Пиаже), "интериори- зации " (по А.Н. Леонтьеву) субъектом понятий, выработанных в процессе становления профессии, и является одним из показателей освоенности им профессиональной культуры.
Практико-ориентированному психологу присуще собственное, специфическое "психологическое" сознание. Профессиональное сознание психолога мы рассматриваем, как способность субъекта судить о внутреннем по внешнему, приводить внутреннее и внешнее в то или иное согласование, как необходимое условие организованности психолога в процессе принятия профессиональных решений. Сферой бытия группового профессионального "психологического" сознания выступает групповая профессиональная психологическая культура, или культура профессии. При этом показателем профессионально-психологической культуры выступает не профессиональное сознание как таковое, а умение психолога использовать своё сознание, привлекать представления, как ядерные компоненты образа мира профессии, и применять их в ходе постановки и решения профессиональных задач и проблем.
Ядерным структурным образованием профессионального сознания психолога является социальное представление. Введение в социальную психологию термина "представление" и придание данному понятию статуса предмета связано с концепцией С. Московичи. Сформированное представление, соединяя в себе образ и понятие, представляет обобщенный символ, знак определенного явления, систему интерпретации, классификации и типологии личностей и событий. Такое толкование социального представления позволяет рассматривать его в качестве универсального когнитивного инструмента и механизма социального познания.
В системе представлений каждого психолога присутствуют специфические, присущие только ему составляющие структуры "психологического" сознания, обусловленные индивидуальным опытом, индивидуальным "видением" мира. Именно формы профессиональной практико-ориентированной психологической деятельности порождают специфические фигуры "индивидуального сознания" людей, реализующих эту деятельность (В.Ф. Петренко). Входя в профессиональный мир, человек сталкивается с миром предметов как носителей определенных профессиональных значений и смыслов, образующих "смысловое поле" и "поле значений" (А.Н. Леонтьев). При этом видение окружающего мира задает не только индивидуальный опыт субъекта, но, главное, профессиональная общность с типичным для неё образом деятельности и жизни (Е.А. Климов). Именно поэтому возникающий у психолога образ профессиональной задачи в конкретной ситуации, как и образ профессиональной группы, к которой он принадлежит, может иметь большее влияние на его поведение, чем объективные условия ситуации (Б.Ф.Ломов).
В процессе профессионализации в сознании психологов образуются определенные категориальные сетки в виде "типовых сценариев" самых различных профессиональных ситуаций. Имеющийся у психолога "профессиональный сценарий" во многом определяет то, что психолог увидит в конкретной ситуации и как он будет в ней действовать и взаимодействовать с другими. Для построения профессионально адекватного поведения психолога в различных профессиональных ситуациях важным является включение в концептуальную схему наиболее существенных черт той или иной ситуации. А это, в свою очередь, требует развитого профессионального (психологического) мышления, обеспечивающего адекватность и полноту отражения существенных черт ситуации.
Адекватное и полное отражение существенных черт конкретной диагностической, консультативной или развивающе-коррекционной ситуации характеризует оптимальное состояние профессионально-психологической культуры психолога. Неадекватность такого отражения проявляется, во-первых, в неполноте или ошибочности получаемой психологической информации в конкретной профессиональной ситуации и, во-вторых, в некритической уверенности в несколько искаженном восприятии. В первом случае поведение психолога становится нерациональным, что приводит к недостаточно обоснованному, а то и ошибочному выбору диагностических процедур, определению локуса жалобы и объективно существующей у ученика (родителя или учителя) психологической проблемы, программы индивидуального развития ребенка и т.п. Во втором случае именно собственные представления зачастую мешают психологу увидеть в ситуации существенные моменты, что, естественно ограничивает его возможности в выборе действий, ведущих к решению диагностической (консультативной, развивающе-коррекционной) задачи. Таким образом, представления как важнейший компонент профессиональной деятельности необходимо рассматривать как форму проектирования, имеющего специфические для психологической реальности средства моделирования.
Выделенные два направления формирования неадекватного, неполного или даже ошибочного образа конкретной профессиональной ситуации показывают, что концептуальная схема профессии (или в терминологии А.Н.Леонтьева "образ мира") является своего рода призмой, которая фильтрует восприятие на осознаваемом и неосознаваемом уровнях. Свойствами сознательного образа профессии, не имманентными самому образу, являются осмысленность и категориальность. Опосредован- ность представлений специфическими языковыми средствами выражения, неотрывность их от профессионального (общественного по своей природе) содержания, осмысленность и осознанность позволяют выделять представления более высокого уровня обобщения, наряду с представлениями в плане предметности и модальности.
Вопрос о соотношении индивидуального опыта и усвоенного личностью опыта профессиональной общности, их роли в реализации профессиональной деятельности связан с вопросом уровневого строения категориальной системы профессионального сознания. Раскрытие специфичности психологического сознания требует, во-первых, исследования содержания таких образующих сознание, как значение, личностный смысл, чувственная ткань (А.Н. Леонтьев), и, во-вторых, исследования взаимосвязей и взаимопереходов образующих сознание (В.Ф. Петренко). Использование психологом профессионально-нормированного способа деятельности, являющегося, по сути, социально-нормированным, регулируется таким структурным компонентом профессионального сознания как "значение". Именно значение обеспечивает усвоение культуры профессии. Экстериоризация усвоенных психологом профессиональных норм (значений) в индивидуальный способ деятельности регулируется "смыслом".
Тенденция ориентироваться на социально-нормированный способ деятельности обозначается нами как тенденция типизации. Ориентация психолога на себя, на собственный опыт и на его воплощение в индивидуальном способе профессиональной деятельности обозначается как тенденция индивидуализации. Организация процесса профессиональной подготовки практических психологов образования, анализ деятельности психологов, исследование их перцептивной культуры показывает, что, во- первых, тенденция типизации проявляется в период обучения и, как правило, сохраняется в первые годы самостоятельной работы. Во-вторых, сохранение доминирования тенденции типизации свидетельствует о трудностях субъектной идентификации, о недостаточной оптимальности профессионально-психологической культуры.
Тип ориентации психолога во многом определяется уровнем развития его профессионального сознания. Тенденция индивидуализации обеспечивается развитым профессиональным сознанием, которое и позволяет психологу ориентироваться на устойчивую внутреннюю систему профессиональных норм. При этом важной психологической особенностью профессиональной нормы является то, что она является нормой-выбором. Внутреннее состояние свободы выбора нормы профессиональной деятельности, общения и поведения обеспечивает субъекту оптимальность профессионально - психологической культуры. В свою очередь, об оптимальности психологической культуры личности специалиста свидетельствует переживание им самоде- терминации выбора профессиональных действий.