Смекни!
smekni.com

Критика учения реинкарнации православными авторами (стр. 1 из 2)

Критика учения реинкарнации православными авторами

Человек - это разумное существо, который задается многими вопросами. Во все времена его интересовал вопрос о посмертной участи человека. И на этот вопрос каждый дает свой ответ. Мы - христиане утверждаем, что душа бессмертна, и по смерти продолжает свое существование, другие говорят, что человек живет один раз в этой жизни и после смерти душа распадается на атомы, а некоторые говорят о реинкарнации, т.е. о непрестанном перевоплощении души либо о «преселении бессмертной сущности живого существа».

Учение о реинкарнации было широко распространено в прошлом и развивается сейчас. Последователи этого учения говорят о некоей цепочке перевоплощений с помощью которых душа или живая сущность претерпевает изменения или эволюцию и в конечном итоге, у некоторых она уходит в небытие. Идея о реинкарнации занимает центральное место в индийских религиях, таких как индуизм, джайнизм и буддизм. Так же вера в переселение душ принималась и некоторыми древнегреческими философами, такими как Сократ, Пифагор и Платон. Да и в наше время много людей, которые разделяют веру в реинкарнацию: «В минувшем столетии она получила распространение и среди заметной части населения стран христианской традиции. Так, например, исследования, проведенные в Англии центром «Theos», говорят, что в реинкарнацию сейчас верят более четверти британцев - 27%. Распространяются эти идеи и среди некоторых россиян…».

Мы видим, что реинкарнация тесно связана с учением о карме. В своей статье Роберт Морей описывает реинкарнацию как «цикл перерождений, в которых душа очищается от зла через страдания, в соответствии с законом кармы - воздаяния за грех». Всякое неправильное действие в одной жизни будет иметь последствие в следующей жизни, и отнюдь не всегда положительное. Вот как об этом говорит святитель Николай Сербский: «Карма - совокупность дел, добрых и злых, совершенных в прошлой жизни отдельного человека, определяющая, в каком теле или статусе появится его душа, когда выйдет из умершего тела. Карма определяет судьбу богов и людей». Стоит также заметить, что души после смерти появляются в новых телах не по Божьей воле, а карме, которой подчинены и сами боги.

В своей статье Питанов В.Ю. пишет, что реинкарнация сначала не была известна и в индуизме. В Ведах, которые были написаны в конце второго и в начале первого тысячелетия до Р.Х. ничего не говорится о переселении душ. А вот уже в Упанишадах, которые появились VII-VI в. появляется эта теория.

А что же было в это время у иудеев в Ветхом Завете? Им была чужда мысль о реинкарнации, нигде в Писании мы не встретим мысль о цикле перевоплощения души. В книге пророка Иова задается вопрос, что будет с человеком после смерти и дальше говорится: «Человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов. 14, 7-12). Нет никакого указания на то, что душа перейдет в другое тело, а говорится о кончине мира и воскресении тел. И у пророка Даниила мы встречаем более конкретное указание на воскресение: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12, 2).

Некоторые теософы говорят о реинкарнации, как о учении которое Церковь принимала до 6 века. Сторонниками реинкарнации предпринимаются попытки найти своему учению подтверждение в Евангелии. Для этого они используют фрагменты Писания, например, описывается случай исцеления слепорожденного (Ин. 9,1-4). Если он не согрешил, то почему же он слепой? Значит, он совершил грех в прошедшей жизни. Но это утверждение и другие подобные ему разрушается при рассмотрении Евангельского текста в контексте. На вопрос учеников кто согрешил он или родители его, Господь ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). В Евангелии Христос всегда говорит о том, что человек живет жизнь единожды и дальше смерть, и суд Божий.

В 553 году на Вселенском Соборе это учение осудили. Никогда такого учения не было в Церкви, было осуждено мнение Оригена о предсуществовании душ. Реинкарнация была используема лишь в системах гностического учения.

Апологеты защищая Церковь тоже отрицают мнение о переселении душ. Так впервые упоминает это учение Иустин Мученик, который отрицает перерождение человеческих душ в души животных. Ириней Лионский обличает в своей книге «Против ересей» гностика Карпократа пишет: «Учение их о переселении (душ) из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят того, что прежде было с ними. Ибо, если бы они были произведены для того, чтоб испытать всякий род деятельности, им надлежало бы помнить то, что было прежде сделано, чтобы восполнить недостающее и чтобы не заниматься непрерывно все одним и тем же и не нести жалкого труда, - ибо соединение с телом не могло бы совершенно уничтожить память и ясное представление прежде бывшего, особенно когда для этого пришли (в сей мир)». Далее он говорит против тех, которые утверждают, что тело якобы вместилище памяти человека и после смерти истлевает тело и приносит забвение душе: «Каким же образом душа то, что она сама собою видит во сне и во время размышления при умственном напряжении, когда тело покоится, помнит и сообщает это своим близким? И если бы самое тело было причиною забвения, то душа, существуя в теле, не помнила бы того, что было давно ею познано посредством зрения или слуха, но как скоро глаз отвратился от зримых предметов, исчезала бы и память о них. Ибо, существуя в самом (орудии) забвения, она не могла бы знать ничего другого кроме того только, что видит в настоящую минуту. И каким образом она могла бы познать божественное и помнить это, существуя в теле, когда самое тело, как говорят они, есть причина забвения?… тело не сильнее души, когда оно от нас получает дыхание, жизнь, возрастание и расчленение, но душа владеет и управляет телом. Она конечно, замедляется в своей быстроте, поскольку тело участвует в ее движении, но не теряет своего знания». Действительно, что человек не может вспомнить свои рождения факт известный, но индуистские религии утверждают, что плодом исполнения аскетических упражнений будет воспоминание своих прежних жизней. Мы, как христиане, знаем, что не правильное понимание и исполнение аскетических упражнений всегда идут не на пользу человеку. Даже среди православных подвижников встречались случаи когда не правильные подвиги приводили к состоянию прелести. Поэтому, если, что-то и видят индуистские последователи, то это лишь бесовское прельщение, а не воспоминание о прошедшей жизни.

Сейчас есть такое мнение, что человек якобы под гипнозом вспоминает свои прежние жизни. Но этим воспоминаниям есть свое объяснение и сказать, что это воспоминание о прошлой жизни нельзя. Отец Серафим (Роуз) в своей книге приводит слова специалиста по психологии общения Артура Хастингса: «Самое очевидное, что случается под гипнозом, это то, что пациенты чрезвычайно открыты для любого тонкого, бессознательного, как словесного, так и несловесного внушения гипнотизера и чрезвычайно податливы. Если вы просите их перейти к прошлой жизни, а они не имели прошлой жизни, они вам ее изобретут», т.е. выходит, что это всего на всего игра человеческого подсознания. То, что кажется пациенту может быть тем, что он хочет видеть и той жизнью, которую он хочет прожить. Другой исследователь этого вопроса пишет: «Этот метод чреват риском, главная опасность его - это бессознательная тенденция к ярким фантазиям. То, что выявляется во время гипноза, могло бы, в сущности, быть сном о предыдущей жизни, которую пациент хотел бы прожить; иногда он верит - правильно или неправильно - что он ее прожил… Когда этот психолог вновь гипнотизировал их, они могли в состоянии транса проследить любой элемент своего рассказа о прежнем существовании вплоть до какого-то нормального источника этого, рассказа человека, которого они знали в детстве, сцены из прочитанного романа или фильма, виденного несколько лет тому назад и т.д.». Когда жизнь скучна и однообразна человек начинает фантазировать и появляются жизни когда он был королем, царским придворным или просто выдающимся человеком. Иными словами все эти видения прежних жизней не что иное, как бурная фантазия подсознания человека, который хочет принять свои вымыслы за нечто реальное.

Учение о реинкарнации не приемлемо для христиан, т.к. оно осуждено множеством отцов и учителей Церкви св. Иустин Мученик, св. Феофил Антиохийский, св. Ириней Лионский, св. мученик Ипполит Римский, святые Отцы Каппадокийцы, Блаж. Иероним Стридонский, Татиан, Тертулиан, а так же постановлениями V-VI Вселенского Собора, поместного Константинопольского Собора 1076 года постановившего «Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь - анафема».

Естественная вера любого человека в то, что жизнь не обрывается гробом, а безнравственные поступки будут осуждены не попирается Христианством. Оно указывает на иное понимание загробной жизни. Человек подвергается суду Живого Бога - Личности, Которому в отличие от бездушной кармы свойственно гневаться (Исх. 2, 24;), наказывать (Исх. 20, 5; Евр. 12, 6-10), миловать (Пс. 58, 11), прощать (Чис. 14, 18) и по любви Своей (Рим. 5, 8) вести к покаянию (Рим. 2, 4; Пс. 6, 2). Библия нам открывает два основных критерия: 1) суд вершится Богом, а не механическим законом или безличностной энергией. Этот Суд находится в руках Сына, который воплотился (Ин. 5, 30). 2) Карма наказывает, но не объясняет вину человека и не дает возможности исправиться. А Бог дал Закон (Гал. 3, 24), через который познается грех (Рим. 3, 20); возможность стать «новой тварью» (2Кор. 5, 17; Рим. 8, 22-23) и Его возлюбленными детьми (Ин. 1, 12). К. Льюис отмечает: «Христианская вера заявляет, что, если мы каким-то образом разделим смирение и страдания Христа, мы станем соучастниками Его победы над смертью и обретем новую жизнь, после того как умрем. И в этой новой жизни мы будем совершенны и совершенно счастливыми созданиями… Новый вид человека возник в Христе; и новая форма жизни, которая началась в нем, должна быть заложена в нас». До времени души усопших покоятся в ожидании Страшного Суда Божия, Который определит их вечную участь праведники облекутся в новые тела и воскреснут: «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.» (1Кор. 15, 52) в жизнь вечную, а грешникам уготованы вечные страдания на которые, впрочем, их обрек не Бог, но сами себя (Ин. 3, 18-21).