Приток небашкирского населения имело важное значение для развития экономики и культуры края. Ускорился процесс перехода башкир к оседлому земледелию. Башкиры заимствовали у русских и нерусских пришлых земледельцев сельскохозяйственные орудия, учились у них приемам обработки почвы, посевам хлеба, уборке урожая и переработке продуктов зернового хозяйства1.
После присоединения к Русскому государству продолжалась феодализация башкирского общества. Являясь монопольным собственником всей земли в крае, Русское государство передало во владение башкирским племенам и родам занимаемые ими земли и закрепило это грамотами.
Земли закреплялись за всеми жителями башкирского рода, племени, либо их подразделений в общее владение всех жителей общины. Правительство не подразделяло их на привилегированную верхушку — биев, тарханов, мурз, князей и т. д. — и на повинностную ясачную часть населения, как это осуществлялось, например, в отношении народов Среднего Поволжья.
Владельцем волостной земли являлась башкирская община. Наряду с владениями отдельных волостей имели место владения общие для двух, трех и более башкирских волостей (охотничьи и прочие угодья)2.
Каждый член общины имел право на пользование волостной землей.
1Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 97.
2Демидова Н. Ф. Социально-экономические отношения в Башкирии в первой четверти XVIII в. С. 42
Общинная собственность на землю не препятствовала развитию феодальных отношений. Фактически волостными землями распоряжалась башкирская феодально - патриархальная верхушка. Феодальная собственность на землю при господстве кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства выступала не открыто, а сильно завуалированная пережитками патриархально-родового быта1. Отсутствие юридически оформленной частной земельной собственности не мешало существованию у башкир феодальной земельной собственности2.
В полукочевом обществе феодальная собственность на землю осуществлялась в форме права распоряжения кочевьями. Право собственности на землю получало реализацию посредством владения скотом3. Скот у башкир находился в частной собственности.На этой почве в полукочевом обществе обозначилось достаточно глубокое имущественное неравенство. Патриархально-феодальная башкирская знать владела большими стадами скота. Применяя открытое насилие и используя патриархально-родовые обычаи, она захватывала лучшие пастбища, присваивала себе право отводить районы для кочевок другим членам общины. Так складывалась феодальная собственность на землю, которая приобрела форму распоряжения кочевьями4. Рядовые общинники попадали в зависимое положение, в обществе возникали элементы и внеэкономического принуждения. Общественные отношения у башкир во второй половине XVI — XVII вв. были патриархально-феодальными5.
Верхний слой башкирского общества состоял из биев, князей, тарханов, старост и других «лучших людей», а также представителей мусульманского духовенства. После присоединения Башкирии к России правительство жаловало биев в князья и мурзы. Они несли военную службу государю и не числились в разряде ясачных людей6.
1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т.I. Ч.I. С. 91.
2Демидова Н. Ф. Указ. соч. С. 41.
3Устюгов Н. В. О характере башкирских восстаний XVII — первой половины XVIII вв. //400-летие присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1958. С. 96—97.
4Демидова Н. Ф. Землевладение и землепользование в Уфимском уезде в XVI—XVIII вв. //Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962. Минск, 1964. С. 266, 269.
5Демидова Н. Ф. Социально-экономические отношения в Башкирии в первой четверти XVIII в. С. 40;
6Акманов И. Г. Социально-экономическое развитие Башкирии во второй половине XVI — первой половине XVIII вв. С. 47—48.
Со временем князья слились с тарханами, составлявшими основную часть башкирской феодально-патриархальной верхушки. Звание тархана получали и старосты, а также «лучшие люди» за военные заслуги (охрана границ Башкирии, участие в дальних походах).
Тарханы имели большие привилегии, которые предоставлялись им наследственно или лично. Они могли занять и пользоваться любыми участками волостной земли, кроме бортных угодий и бобровых гонов, находившихся во владении отдельных семей. Рядовые общинники не смели сопротивляться действиям тарханов по распоряжению волостными землями1.
Тарханы были освобождены от налогов, ясака и подводной повинности. На них лежала обязанность нести военную службу, которую они воспринимали как почетную повинность. Их включали в состав дипломатических миссий правительства, направлявшихся в Казахстан и Среднюю Азию.
К разряду феодальной верхушки общества относились старосты и сотники, наделенные административно-управленческой и судебной властью в волостях. Во главе небольших воинских формирований башкир стояли сотники. На должности старост и сотников попадали, как правило, наиболее влиятельные и богатые башкиры, в т. ч. бии, тарханы, батыры. Следовательно, богатство и власть оказывались сосредоточенными в одних и тех же руках. Это обстоятельство усиливало господствующее положение старост и сотников в обществе и открывало для них возможность наживаться за счет общины.
Развитие феодальных отношений среди башкир имело свои особенности. В рассматриваемое время рядовые башкиры и феодально - патриархальная верхушка общества пребывали в составе одной и той же общины, были связаны общинными отношениями. Формально представители башкирских господствующих слоев считались членами общины, но фактически они стояли над общиной .
1Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 128, 129
Рядовые общинники, ведя самостоятельное хозяйство, подчинялись воле тарханов и старост, которым принадлежало право распоряжения волостными землями. Из-за всевозможных поборов и других причин они зачастую теряли скот и попадали в долговую кабалу к собственным и пришлым богачам.
Обнищавшие башкиры выталкивались из общины и становились туснахами. Положение туснаков в башкирском обществе было близко к положению рабов. Туснаки принудительно работали на богатых башкир, их продавали и покупали. В 30-х годах XVIII в. начальник Оренбургской экспедиции И. К. Кирилов писал о туснаках, что «множество таких иноверцов у башкирцов и других иноверцов же живут», и башкиры и «другие иноверцы» «работою их богатятся и усиливаются»1. Правительство запрещало старостам, тарханам, богатым башкирам брать людей в заклад и иметь крепостных людей. Тем самым оно стремилось ослабить позиции башкирской феодализирующейся верхушки.
Башкирское общество знало и рабов-ясыров, ими становились в основном пленные. Богатые башкиры принуждали их работать в своем хозяйстве или сбывали в Казахстан и Среднюю Азию. Несмотря на существование работорговли, ясыры не представляли устойчивой социальной группы среди башкир.
По мере притока земледельческого населения из центральных районов страны и Среднего Поволжья возникали новые формы земельных отношений в крае. Значительная часть пришлого населения Уфимского уезда вела хозяйство на землях башкирских волостей. К их числу относились ясачные татары, чуваши, мари, мордва, удмурты, служилые татары и мишари. Последние имели право, в силу своей сословной принадлежности, получать земельные наделы от казны, но угодья, необходимые для ведения земледельческого и скотоводческого хозяйства, служилые татары и мишари предпочитали брать у башкир в долгосрочную аренду (припуск) и поселяться на территории башкирской волости.
1Материалы по истории Башкирской АССР. Т. III. С. 491.
Переселенцев, устроившихся на башкирских волостных землях, независимо от их этнической и сословной принадлежности, стали называть припущенниками. Припущенники оседали на башкирских землях по договору с вотчинниками, т. е. припуску, представлявшему разновидность арендного соглашения. Договор о припуске составлялся как в устной, так и письменной форме. Припуск позволял крестьянам без ведома уездной и дворцовой администрации, помещичьих и монастырских управителей завести в Башкирии свое хозяйство. Припущенниками становились и башкиры, по разным причинам потерявшие вотчинное право на землю, покинувшие свои волости (участие в восстаниях, захват земель казной и заводами и т. д.)1.
Плата за припуск и за последующее пользование волостными землями, устанавливаемая между вотчинниками и припущенниками, была намного легче феодальных повинностей, лежавших на помещичьих, монастырских и других феодально зависимых крестьянах. Поэтому к припуску прибегала значительная часть переселенцев.
В состав башкирских припущенников входили представители различных феодально-зависимых сословий. Наиболее многочисленную часть переселенцев составляли бобыли. Основная масса их прибыла в Башкирию со своим бобыльским ясаком, т. е. будучи бобылями в местах выхода. Незначительная часть бобылей попала в это сословие в Уфимском уезде из числа «гулящих людей» и других категорий крестьян.
Бобыли вели крестьянское хозяйство на арендованных башкирских землях, платили казне бобыльский ясак и несли другие повинности. Они обязаны были поставлять в Уфу строительные материалы, давать подводы и провожатых, работать на строительстве и ремонте казенных мельниц, Табынского солеварного городка2. Кроме государственных бобылей в Башкирии встречалось небольшое количество помещичьих, монастырских и дворцовых бобылей. Они не были припущенниками башкир, пользовались землями своих феодалов и несли повинности в их пользу.