Смекни!
smekni.com

Как изобретали планетарий (стр. 2 из 2)

Прошло более года с тех пор, как в этом своеобразно сконструированном тонкой работы куполе - также построенном по новой технологии, предложенной В. Бауэрсфельдом - на крыше завода «Цейс» впервые засветилось искусственное небо. С тех первых августовских дней 1924 г., когда предназначенный для Немецкого музея инструмент впервые был продемонстрирован публике, до конца [января] 1926 г. около 80000 людей посетило искусственное небо на заводской крыше. Возложенные на инструмент ожидания полностью исполнились...».

В печати всего мира появились сообщения об этом чуде. Планетарий получил всемирную известность, а фирма «Карл Цейс» - десятки заказов на АП. Первый экземпляр «Цейс I» в 1925 г. был передан в Немецкий музей, где для него построили здание с 10-метровым куполом. А второй (и последний!) «Цейс I» занял его место в заводском планетарии.

Почему же модель «Цейс I» перестали делать? Дело в том, что она могла демонстрировать звёздное небо только одной широты, 510, широты города Йена (и почти Мюнхена). Конечно, можно было бы делать«Цейс I» и для других широт. Но конструкторы решили создать универсальную модель («Цейс II»), такую, чтобы, сидя в зале, скажем, в Берлине, можно было увидеть звёздное небо, например, на широте Сиднея (Австралия). Разработка «Цейс II», начатая в 1923 г., была завершена в 1925 г., а первый его экземпляр, построенный в 1926 г., стал работать в Берлинском планетарии.

Конструктивно две первые модели АП различаются, говоря кратко, так. «Цейс I» состоит из одного шара, несущего проекторы звёзд, видимых только в северном полушарии Земли, и цилиндрической фермы с приводами и проекторами Солнца, Луны и планет. «Цейс II» имеет уже два шара с проекторами всех звёзд (один шар для звёзд северного полушария Земли, другой - для южного) плюс двухсекционную ферму между шарами с проекторами Солнца, Луны и планет (рис. 5).

Аппарат Планетарий модели «Цейс II»

Став широко известным в мире, АП модели «Цейс II» c 1927 г. производится серийно по заказам, несмотря на солидную стоимость: более 100 000 долл., что для нашего времени эквивалентно 1 000 000. В 1928 г. планетарий с «Цейс II» появился в Риме, в 1929 г. - в Москве, в 1930-м - в Чикаго, в 1933-м - в Филадельфии и далее до 1940 г. ещё в 11 городах планеты. Эти заграничные заказы выполнялись параллельно с заказами для 12 немецких городов, так что Германия к концу 1930-х гг. стала самой «планетаризированной» страной мира.

С началом Второй мировой войны производство АП прекратилось, заводы были разбомблены. В 1945 г. фирма «Карл Цейс» распалась на две части: восточную, в Йене, и западную, в Оберкохене. Производство АП было возобновлено в 1950-е гг. В 1960-е гг. в Йене начали выпуск малых АП, более дешёвых, которые и теперь работают в ряде городов РФ: так, один из них с 1948 г. успешно проработал почти 60 лет в планетарии Нижнего Новгорода.

К этому времени появились и новые производители АП в США - фирма Spitz, в Японии - фирма Goto и фирма Minalto, и т.д. - все они начали с производства малых и средних АП собственного дизайна, но на базе исходных принципов АП Вальтера Бауэрсфельда.

Статистические исследования распространения планетариев в мире до 1987 г. проделал немецкий историк астрономии д-р Диттер Б. Херрманн. Его статью можно прочесть в чудесном сборнике «Планетарий. Вызов педагогам», выпущенном ООН в 1992 г. в рамках мероприятий по случаю Всемирного Года Космоса. В статье читаем: «Число планетариев в мире, выведенное из всей доступной информации, на 1987 г. равно 1600, не учитывая планетариев с диаметром купола менее 5 метров». Далее узнаём, что число планетариев стало быстро расти с начала космической эры (4 октября 1957 г.), а после полётов на Луну в 1968-1972 гг. этот рост стал экспоненциальным.

В 1971 г. было основано International Planetarium Society (IPS), которое ежеквартально издаёт журнал «The Planetarian» («Работник планетария») плюс публикации на специальные темы, и раз в два года собирает своих членов на конференции, издавая затем их «Труды». Так, в «Трудах» 10-й конференции IPS’90 найдём статью того же Херрманна, где он рассказывает об эволюции сеансов в планетарии от чисто учебных занятий до театрализованных шоу. Добавим, что эволюционируют сами АП, и здания планетариев: взамен классических сооружений с вертикальным куполом и круговым размещением кресел для зрителей в 1980-е гг. появились здания, где все кресла однонаправленные, а купол-экран наклонён до 300 от зрителей. Эти изменения обусловили новые поколения АП: с 1967 г. в Йене выпускают модель АП «Spacemaster», где впервые к трём прежним осям вращений (рис. 5) добавлена четвёртая, вертикальная ось, вокруг которой АП вращается в целом. Это новое вращение картины по азимуту плюс наклон купола-экрана делают демонстрации космических полётов вокруг Земли, к Луне и т.д. реалистичными, превращая зрителей в участников этих полётов. Фантастика? Убедитесь сами, посетив такой планетарий, который заработал в октябре 2007 г. (к 50-летию начала космической эры!) в Нижнем Новгороде, - первый в РФ, построенный по инициативе энтузиастов, которые воспитывались на малом АП, выпущенном до 1945 г.

В заключение вспомним о зародившемся в 1930 г. обычае строить именные и мемориальные планетарии, носящие имя либо какой-нибудь знаменитости, либо дарителя денег на постройку. Сегодня в мире их десятки; но, увы, нет ещё планетария имени его изобретателя (и АП, и метода строительства купола). В связи с этим выразим пожелание, чтобы к 100- летию изобретения АП (в 2019 г.) планетарий в Берлине - на родине изобретателя - назвали именем Вальтера Бауэрсфельда.

Список литературы

www.technicamolodezhi.ru