Смекни!
smekni.com

История государства и права Башкортостана (стр. 2 из 2)

2. Обычное право башкир и материальное право – как регулятор общественных отношений

Обычное право – это совокупность обычаев, выполнение которых обеспечивается принудительными мерами со стороны общества и государства. Башкирское общество в 13-14 веках представляло военно-политическое образование ранне-класовой формации. Важнейшие вопросы внутренней жизни общества (пользование землей, разделы семейного имущества и наследование, поведение людей), взаимоотношения с соседними племенами и народами решались в соответствии с традициями, обретшими силу норм обычного права. Гарантами обычного права, кроме общественного мнения, выступали власть военачальников, наследственных вождей племен (биев), решения народных собраний (йыйынов). С принятием ислама, наряду, наряду с обычным правом, башкиры руководствуются установлениями мусульманского права – шариата. Одним из условий принятия башкирами российского подданства было признание их права жить по своим обычаям и религии. Однако уже в 17 веке царские власти стали отходить от условий договора. Запрещались общебашкирские йыйыны, введена выборность старшин, предпринимались попытки насильственного крещения. Все это вызывало упорное сопротивление, повлекшее возникновение башкирских восстаний 17-18 веков. В 18-19 веках в постановлениях и юридических актах царского права, касающихся башкир и Башкирского войска, содержатся указания, что сельские и волостные сходы, кантонные начальники некоторые вопросы могут решать по народным обычаям. Положение о башкирах от 14 мая 1863, действовавшее до 1917 года, законодательно закрепило функционирование обычного права башкир, тем самым обусловив его параллельное действие, наряду с нормами шариата и российскими законами. В сферу действия обычного права входили в основные вопросы имущественной, а также и внутренней жизни аула или волости; разрешение земельных споров между отдельными дворами, аулами, волостями; периодические переделы пахотных земель и покосов, пользование пастбищами, лесными угодьями и водоемами; семейные разделы и наследование, условия выплаты калыма; порядок проведения общественных празднеств и т.д.

Согласно «Правилам… для руководства приходским муллам…», спущенным Духовным собранием мусульман и Министерством внутренних дел России (1983), при разделе семейного имущества и наследства заинтересованные лица могли с общего согласия поступать по нормам обычного права; если возникали споры, должны были обращаться к мулле, который при наличии свидетелей, совершал разделы по шариату; в случае несогласия наследники обращались в гражданский суд, к местным властям или апеллировали к сельскому сходу, при этом гражданский суд должен был руководствоваться не общими гражданскими законами, а установлениями шариата.

В 16-19 веках под нормы обычного права подпадало подворное распределение ясака и расходов на снабжение воинов, нередко и разбор уголовных преступлений. Становление и кодификация советского права и обновление законодательства ограничило функционирование обычного права. Шариат и калым были запрещены. Однако семейные разделы и некоторые имущественные вопросы, не охваченные законодательством, продолжали регулироваться нормами обычного права.

3. Судопроизводство в «народных» (третейских) судах

До середины 16 века у башкир доминировало обычное право. Судебные разбирательства происходили в основном в третейских судах. Параллельно с этим существовали суды, выносящие постановления на основе шариата (шариатские суды). Результатом рассмотрения, как правило, было мировое соглашение или примирение сторон.

В Положении о башкирах отделение 3 посвященное волостному (юртовому) управлению в пункте 136 закрепило, что третейский суд рассматривает дела (без ограничения ценою иска), если эти дела не связаны («не соединены») с преступлениями или с пользой малолетних, умалишенных. Решение третейского суда окончательно (записывается в книгу). «Никакие жалобы на оное нигде не принимаются после записи в книгу волостного правления».

4. Шариатские суды и их юрисдикция

Шариат – единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти, включает и обычаи. Шариат основывается на Коране и Сунне, на сборниках мусульманского права, своды и кодексы которых выработаны школами ортодоксального ислама суннитского толка (ханифизм, маликизм, шафиизм, ханбализм). Разработка шариатских законов была завершена в 11-12 веках на Ближнем и Среднем Востоке. Право башкир на свободу вероисповедания и соблюдения традиций, обычаев, полученное в процессе принятия ими российского подданства, способствовало укреплению шариатских судов во второй половине 16 века и первой половине 18 века. В последующий период в связи с установлением контроля местных административных органов произошло ограничение компетенции шариатских судебных инстанций. Их права сузились до решения семейно-брачных наследственных дел и религиозных проступков. С 1788 высшей инстанцией духовного суда, соответственно и апелляционным органом стало ОМДС (Оренбургское Магометанское Духовное Собрание). В своей правоприменительной практике оно руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Духовенству мусульманскому при осуществлении судопроизводства запрещалось применять положения Шариата, которые противоречили законам российского государства. Они касались в основном системы телесных наказаний за нарушение мусульманской марали и нравственности, а также запрета ранних браков.

Круг дел решаемых духовным собранием и шариатскими судами: об увозе дочерей (умыкании), калым, невыполнение супружеской обязанности, раздел имущества, проступки мулл и других духовных лиц вообще, о жестоком обращении с женой, об уходе жены, о прелюбодеянии, избиении имамов, выход замуж за иноверца и т.д.

К соблюдению положений Шариата мусульманским населением центральные и местные власти относились не последовательно. Если в первой половине 19 века гражданские и военные власти неоднократно предписывали мусульманам строго исполнять положения Шариата, то со второй половины 19 века-начала 20 века правительственная политика, направленная против растущего влияния ислама носила декларативный характер. Планируемые мероприятия – передача семейно-брачных и имущественных дел в ведение гражданских судов, ограничение строительства мечетей, упразднение ОМДС из-за боязни крайних мусульманских выступлений не были осуществлены. Декреты Советской власти, принятые после Октябрьской революции 1917 года, ликвидировали шариатские суды.


Литература

3. Истории государства и права Башкортостана. – Уфа: Китап, 1996. С. 198-210.

4. Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. 672с.