Смекни!
smekni.com

Картина мира и картина социальной реальности: социально-конструктивистский подход (стр. 2 из 3)

Таким образом, время картины мира не является характеристикой только одной определенной эпохи – Нового времени. Концепт «картина мира» не только не уходит со сцены бытия, сменяясь другим концептом – «Dasein», «заботой», как это трактовал Хайдеггер, а наоборот, развивается, являет себя в новых модусах (например, «картина социальной реальности», «религиозная картина мира», «этническая картина мира», «языковая картина мира» и т.д.), меняется и ее содержательное наполнение.

Все это открывает новые возможности в осмыслении социальной реальности, а также в определении сути того, что есть ее картина.

Сегодня человек понимается уже не просто как отражающий существующий мир, созерцающий природу как бы со стороны и выступающий в роли «незаинтересованного наблюдателя», но как участник создания 26 мира, творец социальной реальности. Таким образом, снимается дихотомия субъект – объект, характерная для классического типа рациональности. Знание о мире и обществе – это уже не просто репрезентация, а особая реальность, которая формируется человеком в процессе познания, социальной жизнедеятельности и коммуникации. Такой подход к исследованию человека и социума получил определение социального (эпистемологического) конструктивизма, формирование идей которого состоялось на рубеже XIX–XX вв. Современный конструктивизм представляет собой множество концепций и, как следствие, существует в различных вариантах, но все они исходят из возможности принять реальность в качестве некоторого конструкта (термин Дж. Келли). Рассматриваемые в рамках социального конструктивизма картина мира и картина социальной реальности – это и есть конструкты, которые создаются людьми и определяют их жизнь, задают ориентиры поведения. Понятая так «картина мира оказывается производной от ценностно-мотивационной сферы (единичного или коллективного) субъекта познания, степени развития и характера инструментальных средств познания, от модельного языка, в котором создаются образы познаваемого» [9. С. 77]. Рассмотрим подробнее, что есть картина мира и картина социальной реальности с позиций социального конструктивизма.

Следует начать с того, что картина – это всегда целостное представление о мире и социальной реальности. В картине не должно быть пустот, это единое образование, которое строится на основе не только знаний и личностного опыта, но и домыслов, догадок, мифов, веры и т.д. Здесь мы солидарны с Д.А. Леонтьевым в том, что «характерная особенность любой картины мира – ее субъективная связность» [6]. Несмотря на то что в нашем видении мира существует множество пробелов, мы не воспринимаем их и заполняем недостающие пропуски в процессе построения картины имеющимися знаниями, наличествующим опытом, которые неразрывно связаны с теми или иными мировоззренческими установками.

Другой характерной чертой картины мира и картины социальной реальности является их конструирующая функция: картины формируются субъектом, а также, объективировавшись, формируют его. Процесс объективации социальной реальности и обратный ему процесс интернализации подробно описаны П. Бергером и Т. Лукманом [10]. В процессе познания человек создает знание, которое становится частью той или иной картины социальной реальности или картины мира, данное знание посредством языка, символов, знаков становится доступным не только ему, но и другим людям, затем знание проходит процесс опривычивания (хабитуализируется), оформляется в отдельный институт и предстает человеку как объективная реальность, которая на самом деле есть не что иное, как созданная им картина мира. После чего в результате интернализации объективированный в виде картины социальный мир переводится в сознание индивида и становится его мировоззрением. Происходит это посредством социализации. Исследователи выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная – сопряжена с сильной эмоциональной нагрузкой и определяется значимыми другими: родителями либо теми, кто занимался воспитанием ребенка. Во время вторичной социализации бо?льшую роль начинают играть учителя, основная задача которых – это передача социального знания. Конечной фазой социализации, по мнению названных исследователей, является формирование в сознании обобщенного другого. Данный процесс включает как интернализацию устанавливаемой объективной реальности, т.е. современной картины социальной реальности, так и субъективное установление целостной идентичности отдельного индивида.

С позиций социального конструктивизма картина мира и картина социальной реальности развиваются, имеют исторически обусловленный характер, т.е. их не следует понимать как раз и навсегда данные и неизменные. Однако здесь следует остерегаться приписывания прошлым эпохам современного понимания мира в качестве картины, о чем уже было сказано выше.

Не менее важным является то, что картина выступает некоторой схематизацией мира и социальной реальности, она упрощает их, схватывает наиболее существенные для данного субъекта моменты, связи и особенности. Картина не может вместить в себя всего мира и не является самим миром. Таким образом, появляется зазор между миром и его картиной, а значит, меняется понимание того, что есть истина. Для проверки того, истинна ли та или иная картина, мы не можем ее сравнить с объективной реальностью, как это было в рамках метафизического реализма, так как не можем выйти за пределы собственного сознания. Поэтому конструктивисты говорят не об объективности знания, а о его пригодности.

С позиций конструктивизма пригодность, полезность, жизнестойкость знания – те характеристики, которые ему присущи. Так, принятие той или иной картины реальности говорит лишь о том, что она справляется с теми задачами, которые мы сами на нее возложили.

Таким образом, картина – это идеальный конструкт, необходимый для схематизации понимания мира и социальной реальности, а также определения места человека в них. Картина всегда связана с познающим субъектом, который может быть понят как индивидуально (отдельный человек), так и коллективно (например, научное сообщество).

Другими словами, картина не может быть единственной, она всегда должна быть конкретизирована в соответствии с тем, кто ее формирует. Так, возможны религиозная, научная, философская картины мира и социальной реальности.

Отличие философии в ее самокритичности, что позволяет описать картину мира и социальной реальности как единое образование, не сводимое к его частям и отдельным взглядам. Философ не стремится создать одну картину и не придает ей статус истинности, а признает сосуществование множества картин, но при доминировании одной из них. При этом философия не только строит собственные картины реальности, но и размышляет над другими возможными ее видениями. Сегодня, несмотря на отличительные особенности, различные картины мира взаимосвязаны, они взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, позволяя 27 представить мир во всей его сложности и многообразии. Поэтому синонимизация картины мира и, например, научной картины мира, на наш взгляд, есть результат редукционизма. То, как представляет мир наука, есть специфическая, но не единственная в своем роде картина мира. А при отождествлении картины мира и физической картины мира имеет место двойная редукция, так как происходит попытка описать мир только средствами одной специальной дисциплины, в данном случае физики.

То же относится и к картине социальной реальности. Она не может быть поставлена в один ряд с такими понятиями, как картина экономической, лингвистической, исторической, социологической и других реальностей, так как картина социальной реальности не есть одна из частей общенаучной картины мира. Взгляд на социальную реальность с позиций науки – это только одно из ее видений, наряду с религиозным, философским и т.д., так же как и взгляд на мир в целом не может быть только научным.

Таким образом, описание социальной реальности методами только одной науки (например, экономической или социологической) приводит к одностороннему ее пониманию и не дает всей полноты картины. В свою очередь совокупность специальных научных картин социальной реальности также не исчерпывает всей картины социальной реальности, так как не позволяет рассмотреть их во взаимосвязи. Поэтому создание целостной картины социальной реальности есть прерогатива социальной философии. А рассмотрение социальной реальности в рамках конкретной социально-гуманитарной науки становится возможным в результате выделения из общей социальной реальности специальных исследовательских областей, которые наделяются статусом реальностей (к примеру, экономической, лингвистической, исторической, социологической и т.д.).

Построение картины социальной реальности есть попытка ответа на вопрос: как возможно общественное бытие? При этом различные философские школы, так же как и специальные науки, разрабатывают разные социальные онтологии. Одной из таких современных онтологий является социально-конструктивистская картина мира и социальной реальности.