Смекни!
smekni.com

Субкультура увлекающихся арабским танцем (стр. 2 из 5)

Инфраструктура и расходы

Развивая тему инфраструктуры, невозможно пройти мимо многочисленных танцевальных магазинов, предлагающих костюмы, обувь, аксессуары, украшения, музыку, обучающие диски и прочие товары, связанные с восточной темой. Помимо стационарных магазинов многочисленные «восточные базары» возникают на фестивалях и конкурсах. Зачастую продажей товаров для арабского танца занимаются сами бывшие или «действующие» танцовщицы. Многие танцовщицы шьют для себя и на заказ. Некоторые, не делая это основным бизнесом, иногда заодно привозят из Египта и Турции костюмы на продажу. Также существует большой виртуальный рынок костюмов second hand. Их стоимость колеблется от 1500 до 20.000 руб. и выше. В плане обуви активно задействуется инфрастуктура «бальников». Хотя танцовщицам belly dance в этом плане проще, чем занимающимся бальными танцами, так как зачастую они не нуждаются в обуви, а танцуют босиком.

Московские танцовщицы арабского танца по сравнению с девушками из других городов имеют больше возможностей для приобретения танцевальной атрибутики, от самой дорогой до дешевой. Места, где можно приобрести вещи для танцев по очень выгодной цене, передаются знакомым как сокровенное женское знание, поскольку, чем дольше девушка занимается танцем, тем больше растут ее расходы на это увлечение.

Тема расходов часто обсуждается на танцевальных форумах.

«Меня интересует такой вот откровенный, но очень важный вопрос, ибо само по себе увлечение танцем живота вылетает в копеечку. Если прикинуть, что нужно танцовщице по минимуму, то это:

– музыка для выступлений;

– красивый и подходящий ей и музыке костюм (а лучше несколько);

– обучение у грамотного преподавателя/индивидуальные занятия;

– обувь для выступлений;

– ухоженная внешность (парикмахеры, стилисты, визажисты, массажисты и т.д.);

– маникюр, педикюр;

– украшения;

– обучающие ДВД, выступления звезд, журналы и прочая информация о танце живота;

– аксессуары (хотя бы платок)» [Katya Reeves. Укротительница вуалей][8][385].

«Я трачу мало. 1600 р., больше не могу себе позволить, а в идеале

– 1600 р. – абонемент, групповые занятия;

– 8000 р. – 2 индивидуалки в неделю (если брать 1000 за занятия, в Москве у прим вроде выше). Постановка танца – 100 $ за минуту. Три танца (классика, народный и шоу, к примеру) по три минуты – 900 $;

– 4 костюма (на конкурсах вроде требуют не менее 2-х костюмов на классику) – хороший костюм 400–500$;

– мастер-классы – 1500 за мастер-класс примерно. Сейчас была прямо волна мастер-классов, ушло бы очень много;

– поездка в Каир – 2000$ (раза этак 2–3 в год);

– обучающие диски + выступления танцовщиц – в среднем от 500 р. за диск – получается дешевле бальных, но не намного [SM, Санкт-Петербург][9][386].

«У меня тоже жених фотографией увлекается. Говорит, что ему необходимы новые объективы для съемки меня на конкурсах! (Врет, конечно, он всех любит фотографировать). Так вот и живем: я себе костюм за 700 баксов, он себе объектив за 600. Хорошо можем себе это позволить. А если затрагивать вопрос времени, то на занятия танцами его катастрофически не хватает, т.к. приходится зарабатывать деньги на свое увлечение занятием, не связанным с танцами, потому что, к огромному сожалению, больших денег танцами живота не заработаешь» [Aniza, Москва][10][387].

Девушки обсуждают, сколько денег необходимо для занятия арабскими танцами, и откуда они их берут (многие тратят почти все свободные деньги, «ползарплаты уходит на танцы», «муж спонсирует»). Рассказывают, на чем удается сэкономить: большинство девушке шьют сами, сами делают маникюр-педикюр, некоторые берут для особенно важных выступлений костюмы напрокат, кто-то использует бартерные отношения с маникюршами и пр., занимаются в группе (а не индивидуально) и самостоятельно, покупают костюмы, аксессуары и украшения за границей. Есть девушки, которые спокойно относятся к тратам, поскольку они идут на любимое занятие.

Как видно из приведенных выше цитат, арабский танец – это удовольствие для девушек с определенным стабильным доходом, получаемым, как правило, вне танцев. Иногда девушкам удается окупить часть расходов своими выступлениями или уроками, а на уровень самоокупаемости или прибыльности выходят немногие[11][388].

«Иерархия» и идентификация

Арабская танцевальная субкультура имеет «пирамидальную» иерархию, то есть самая широкая часть – это любительницы, а самая узкая – это профессионально занимающиеся восточным танцем. Профессионалы – это определенная «белая кость», владеющая наибольшей информацией, мастерством, имеющая достаточно высокий культурный уровень, наиболее близкая к ближневосточной среде, а также часто желающая передать свои знания и навыки другим. Чаще всего арабский танец для них является основным источником дохода. Профессионалов единицы, но именно они диктуют определенные стандарты танцевальной культуры. Хореографы и танцовщицы, работавшие в странах Ближнего Востока, изучившие этнические особенности, культуру, язык, знающие нюансы религии и обычаев, начинают преподавать, проводить фестивали и мастер-классы, судить конкурсы. Преподавать арабский танец теперь будут и в стенах вузов – с 2008 года в ГИТИСе на балетмейстерском факультете вводится изучение восточных танцев (Индии, Китая и Ближневосточных стран)[12][389].

В настоящее время почти все профессиональные танцовщицы с большим опытом и мастерством отказались от работы в ресторанах (низкооплачиваемой и не престижной) и выступают преимущественно на концертах и банкетах.

Большая часть входящих в субкультуру девушек являются любительницами, то есть арабский танец для них – это форма досуга, оздоровления, общения и творчества в свободное от работы (основного занятия) время.

Хотя иерархия или градация в арабском танце – вещь условная. Любители часто становятся профессионалами, а профессионалы могут отстраниться от танца и перейти в ранг любителей.

Продолжая тему размытых ступеней иерархии, нельзя не коснуться идентификации и самоидентификации танцовщиц. Характерным примером можно считать Т.П. Дорош – руководительницу школы восточного танца, одновременно являющуюся директором Геронтологического центра в г. Липецке. Ее регулярно приглашают в Москву для проведения мастер-классов, работы в составе жюри танцевальных конкурсов, но сама она называет себя дилетантом, поскольку занимается танцами параллельно с основной врачебной практикой[13][390]. Еще большая путаница, касающаяся самоидентификации танцовщиц, наблюдается на конкурсах. Как отмечают сами танцовщицы, на конкурс в номинации «Любители» могут заявиться очень «сильные», хорошо танцующие девушки, а в «Профессионалах» бывают «слабые», которых сложно отнести к таковым.

Таким образом, самоидентификация танцовщицы зависит от:

ее самомнения;

места, где происходит самоидентификация;

целей, которые преследует девушка в данный момент.

В повседневной жизни увлекающихся арабским танцем узнать практически невозможно. Однако на дискотеках или корпоративных праздниках с танцами по движениям танцующей, по восточному костюму, по каким-то аксессуарам в одежде или украшениях можно определить, что девушка занимается арабскими танцами. Иногда дома у танцовщиц можно наблюдать элементы востока в интерьере (арабский барабан «табла», какие-то сувениры, другие предметы), хотя, учитывая незатихающую моду на Восток, это не всегда служит верным признаком для идентификации. Звонок телефона, использующий восточную мелодию, арабская музыка в наушниках – также могут служить условными маркерами для определения в незнакомке участницы данной субкультуры.

В обычных ситуациях (на занятиях в школе, при совместных походах по магазинам, на концерты), когда танцовщицы собираются вместе, к другим участникам данной субкультуры они относятся в основном спокойно-заинтересованно. Спокойно, поскольку человек-то свой – танцующий арабские танцы; интерес может вызывать как сама личность танцовщицы или преподавателя, так и то, чему от нее (него) можно поучиться, что можно узнать полезного. В ситуации стресса (в тесной гримерке перед конкурсом, за кулисами, при обсуждениях прошедших конкурсов и фестивалей на танцевальных форумах) между танцовщицами часто возникают конфликты.

К «чужим» (представителям других танцевальных направлений) увлекающиеся арабским танцем относятся спокойно-положительно. С одной стороны, многие из них сами пришли в арабский танец из какого-то другого направления. С другой стороны, девушки иногда совмещают занятия: ходят и на арабский танец, и на фламенко, или на хореографию, или на латиноамериканские танцы. Отрицательное отношение к «чужим» бывало в случаях, когда первые конкурсы по belly dance, проводимые ОРТО, судили представители других танцевальных направлений (хип-хопа, например). Сейчас профессионалов арабского танца стало гораздо больше, поэтому таких случаев в Москве я больше не встречала.