Смекни!
smekni.com

Субкультура увлекающихся арабским танцем (стр. 3 из 5)

Если говорить об отношении с властями, то поскольку арабский танец – это довольно модное, самоокупающееся направление, относящееся к досуговой субкультуре, то и с администрацией домов культуры (где проходят занятия), и с местными городскими властями отношения хорошие. Некоторые ансамбли выступают на городских праздниках, выставках, благотворительных и отчетных концертах. Концерты могут быть «по заказу» местной городской администрации, фонда или благотворительной организации. Почти все профессиональные танцовщицы и коллективы никогда не отказываются от участия в таких концертах, поскольку они позволяют максимально использовать свой творческий потенциал и еще раз почувствовать и испытать себя на «большой сцене»; кроме того, подобные концерты помогают поддерживать хорошие отношения с «властями». Иногда особенно известные и профессиональные танцовщицы, часто выступающие на банкетах, пользуются особым покровительством влиятельных людей.

Важной составляющей имиджа танцовщицы является ее имя. Поскольку мы живем в Москве, а не в каком-нибудь арабском городе, имена девушек имеют мало общего с Востоком и, кроме того, часто повторяются. Например, в группе, где я занимаюсь, из 10–15 человек 4–5 девушек носят имя «Ольга». Это создает неудобство при общении с преподавателем и не помогает в создании восточного имиджа танцовщицы.

Откуда берутся имена? Кто-то выбирает их сам, основываясь на своих предпочтениях, характере или руководствуясь справочником восточных имен, опубликованным в Интернете[14][391]. Часто имена «дарят» более профессиональные танцовщицы, педагоги. Например, мой сценический псевдоним Дэниз (в переводе с турецкого это «море») мне дала руководитель ансамбля из-за моей большой любви к морю. Бывает, что имена «рождаются» не сразу, сначала изучается характер девушки, подыскивается имя, помогающее «работать» ее имиджу, приносящее успех в танцевальной деятельности. Если собственное имя достаточно редкое или красивое, то его оставляют. Также многие знаменитые танцовщицы, ставшие известными под своими собственными именами и фамилиями, в дальнейшем их не меняют (например, Марина Оганян, Ирина Попова, Марьяна Смирнова и др.).

Забавные имена дают себе девушки в Интернете при регистрации на форумах. Особенно распространены словосочетания со словом «жена»: «Любимая жена», «Старшая жена», «Милая жена» и т.п., что придает субкультуре оттенок гаремности. (Кстати, и сам сайт www.bellydance.ru построен по принципу гарема, тема гарема обыгрывается во многих концертах и сценических номерах).

Интересный пример выбора псевдонима: московская танцовщица, ведущая сайта www.beledi.ru, в жизни известна как Галина Савельева, а на своем сайте фигурирует как Василиса Прекрасная; такое вот нестандартное сочетание – русская девушка, преподающая восточный танец, со сказочным славянским именем. Кстати, девушки со славянской внешностью часто выбирают не столько восточное, сколько просто красивое и подходящее имя.

По костюму идентифицировать девушку, исполняющую арабский танец, довольно легко. Чаще всего танцуют в раздельном костюме: лиф и юбка, расшитом камнями и бисером. В последние годы из Ближневосточных стран пришла мода на платья. На уроках чаще всего занимаются в удобной одежде с монистой на бедрах. Монисты настолько ассоциируются с арабским танцем и настолько популярны, что их часто дарят девушкам, увлекающимся танцами, друзья и близкие, даже те, кто знает об арабском танце очень мало.

Культовые личности и вещи (книги, фильмы, музыка, сайты), важные события

Вливаясь в арабскую танцевальную субкультуру, практически каждая девушка некоторую часть своего времени отводит ее познанию – читает статьи и книги по истории возникновения belly dance и знаменитых танцовщиц Египта. Москвичкам повезло в большей степени, чем жительницам отдаленных, небольших городов России; к нам в последние 2–3 года регулярно приезжают звезды belly dance, включая тех, кого можно отнести к категории «живых легенд» – например, египтянин Махмуд Реда – основатель первого фольклорного национального ансамбля. Он родился 18 марта 1930 в Каире, и по сей день считается у себя на родине «национальным достоянием Египта». До сих пор Махмуд Реда дает мастер-классы по всему миру, а с 2006 года – и в Москве тоже. Ведущая танцовщица труппы Махмуда Реды – Фарида Фахми также посещала Москву в рамках Международного фестиваля по «танцу живота». Знаменитая преподавательница и организатор каирского фестиваля восточного танца Ракия Хасан несколько раз давала в Москве мастер-классы. Москвички избалованы вниманием и других звезд арабского танца: Татьяны Федяевой (Nour), израильтянки Орист Мафцир, ливанки Эйнжел Аюб (Амани). Девушки, стремящиеся развиваться в арабском танце, посещают их мастер-классы или берут индивидуальные уроки.

В России также есть и свои «легенды» арабского танца, начинавшие выступать еще в СССР: Светлана Баева, Валида Сачакова и другие, менее известные широкой публике. Светлане Баевой сейчас около 60 лет, она дает индивидуальные уроки, занимается постановкой танцев и созданием костюмов. Она настолько обаятельна и добра, что ее любят буквально все. Ее юбилеи (50 и 60 лет), которые она отмечала в ресторанах Москвы, собирали сотни людей и являлись поистине культовыми событиями для всей субкультуры арабского танца.

В данной субкультуре, в отличие от политических или общественных движений, нет единого лидера, однако есть личности, которые известны и любимы многими. Их мало, поскольку нравиться и иметь хорошие отношения со многими получается у единиц. К ним можно отнести музыканта-композитора и певца Абделя Кадыра, руководителя группы «Этнобит». Кадыр дает уроки игры на табле, часто аккомпанирует в выступлениях известным московским танцовщицам. Летом этого года его ансамблю исполнилось 5 лет, и поздравить его пришли многие танцовщицы и поклонницы восточного танца. Тот юбилейный концерт также можно отнести к важным субкультурным событиям.

Важными событиями, несомненно, являются мастер-классы звезд арабского танца, крупные конкурсы и концерты. Ходить на них педагоги обычно очень рекомендуют.

Как и у любой субкультуры, у субкультуры арабского танца есть свои культурные ценности. Начнем с книг, изданных на русском языке. В 2005 году состоялась презентация книги Венди Буонавентуры «Рожденная в танце. Энциклопедия танца. Женщина и танец в арабском мире». Англоитальянская танцовщица, писательница и путешественница собрала данные по истории арабского танца и иллюстрировала их красивыми гравюрами и раритетными фотографиями. Также в 2005 году прошла презентация книг Валиды Сачаковой «Танец живота для начинающих. Я всё смогу!» и «Самоучитель танца живота. 20 мастер-классов от Валиды Сачаковой». Интересна серия книг, посвященных истории гарема: «Гарем. История, традиции, тайны» Нормана Пензера (в основном про гарем во дворце Сераль в Стамбуле) и «История гарема в культурах народов мира» Джеймса Клуга. Можно назвать общеобразовательные книги «Любовь и секс в Исламе. Сборник статей и фетв» А.-Р. Мухаметова и др., «Стамбул – город воспоминаний» Орхана Памука, «Брошенная в бездну» Кемаля Орхана, «Танцовщица из Хивы, или история простодушной Бибиш» Натальи Соколовской, «Сожженная заживо» Суад, а также серию самоучителей. Очень познавательны историко-этнографические книги «Нравы и обычаи египтян в первой половине 19 века» Э. Лэйна, «Принцесса. Правдивая история жизни под чадрой в Саудовской Аравии» Джин Сэссон. К литературе можно отнести и журнал «Ориенталь», о котором было сказано выше.

О музыке можно говорить много, поскольку это важная составляющая самого танца. Классику (Ум Кальсум, Абдель Халим Хафез) обычно выбирают профи; такая музыка требует определенной подготовленности зрителей. По-прежнему очень популярны турецкие певцы: Таркан, Араш, Мустафа Сандал. Под заводные песни ливанки Нэнси Аджрам танцуют и в ресторанах, и на уроках. Также популярны Амр Диаб, Навал Эль Зогби, Намира Саид и др. Иногда для выступлений выбирают только барабанные композиции «табла». Выбрать музыку помогают преподаватели и давно занимающиеся девушки; советы даются в Интернете и на страницах журнала «Ориенталь».

Кино. Культовым фильмом явился вышедший на экраны в 2004 году бразильско-марроканский сериал «Клон» (с 2007 года снова повторяется). В сюжет фильма красной нитью вплетен восточный танец. Многое в отношениях героев-мусульман утрировано и надумано, однако сериал вполне может использоваться как условный источник изучения культурных и семейных отношений в иноэтничной среде. Сделав акцент на этнической составляющей, продюсеры уловили современные тенденции и, более того, иногда прямо, иногда косвенно повлияли на мировоззрение и поведение поклонниц сериала. Самые активные поклонницы сериала, стремясь подражать своим кумирам, стали изучать арабский танец в школах или самостоятельно.

Это если говорить о широких массах любительниц арабского танца. Важным источником информации о традиционном арабском танце для увлекающихся им профессионально служат киноленты середины прошлого века – египетские фильмы с участием известных арабских танцовщиц Тахейи Кариоки, Наймы Акеф, Хагер Хамди, Самии Гамаль, Немат Моктар, Нагуа Фуад. К сожалению, достать их не очень легко.

Более общедоступными, но не менее важными в изучении арабского танца являются обучающие CD и DVD от звезд арабского и российского belly dance. Также познавательны записи многочисленных концертов с выступлениями школ и отдельных исполнительниц.