Думаю, к культурным ценностям можно отнести и главный на сегодняшний день источник информации для танцовщиц – специализированные интернет-сайты.
Мотивация и идеал
Что же побуждает россиянок заниматься арабскими танцами? В таблице 1 даны наиболее часто приводимые причины. Всего было опрошено 46 женщин от 14 до 55 лет. Некоторые опрашиваемые называли несколько причин, я постаралась систематизировать ответы[15][392].
Таблица 1
Ответы на вопрос «Почему Вы начали заниматься восточным танцем?»
Вариант ответа | Кол-во ответов |
Для внешнего (телесного) и внутреннего развития | 10 |
Для улучшения здоровья (в т.ч. женского) | 7 |
Из интереса к чужой (восточной) танцевальной культуре | 8 |
Люблю танцевать | 6 |
Эмоциональная разгрузка, поднятие тонуса | 6 |
Для женственности | 3 |
Нравятся красивые движения | 3 |
Для пластичности | 2 |
Понравилось выступление танцовщицы | 2 |
Увидела индийский фильм | 1 |
Увидела в фитнес-центре | 1 |
Для самовыражения | 1 |
Для самооценки | 1 |
За компанию | 1 |
Случайно | 1 |
По велению души и тела | 1 |
В России ближневосточный танец уже давно используют в качестве оздоровительной практики. Любительницы, для которых «танец живота» – это в первую очередь реализация желания увеличить физическую нагрузку и совместить полезное с приятным, а совсем не искусство, ходят на занятия в фитнес-центры. Все крупные фитнес-клубы предлагают занятия «танцем живота» в стандартной программе своих услуг. Заниматься аэробикой с элементами и аксессуарами восточного танца приятнее и интереснее, чем только аэробикой или тренировкой на тренажерах. Увлеченные преподаватели, постоянно повышающие свое мастерство, могут и фитнес-группу, занимающуюся арабским танцем, вывести на хороший профессиональный уровень. Однако большинству занимающихся в фитнес-клубе от случая к случаю это не нужно, достаточно общего оздоровительного и терапевтического эффекта.
В Москве существует более 30 ресторанов, по вечерам предлагающих выступления «арабских» танцовщиц. Выставки, корпоративные вечеринки, всевозможные праздники, банкеты и свадьбы всё чаще используют в программе развлечений «танец живота». Гала-выступления и концерты с участием известных танцовщиц собирают полные залы. Многие девушки, глядя на сказочно красивые выступления профессиональных танцовщиц, считают их работу легкой и приятной заменой офисной рутине. Получается далеко не у всех, на слуху остаются единицы, но именно они постоянно «заманивают» своим примером в танцевальную субкультуру всё новых и новых «мотыльков».
Москвички, лишенные в повседневной жизни творческой самореализации, в ближневосточном танцевальном направлении получают огромный «карт-бланш». Освоив базовые движения, можно импровизировать под музыку, «примерять» разные образы, переживать всю палитру чувств и эмоций. С повышением профессионализма можно создавать свои хореографические постановки, эффектные пластические техники. В танце требуется постоянное перевоплощение психического и физического образа, костюма. Новые танцевальные стили дают безграничное поле для творчества. Например, если, увлекаясь классическим арабским танцем, женщины дополнительно могут освоить только мастерство вышивальщиц и модельеров, то танцовщицы Trible belly dance имеют более широкие возможности при создании этно-фантастических костюмов и головных уборов, при использовании разнообразных аксессуаров, татуировок и моделировании собственного имиджа.
Другая причина «танцевальной зависимости» – отсутствие в повседневной жизни приятного общения в кругу единомышленников. Ни к чему не обязывающие отношения, обсуждение спокойных, нейтральных тем, основанных на общем интересе: танцах, музыке, рукоделии, создании имиджа – всё это помогает девушке почувствовать себя «в своем мире» – понятном и близком. Как правило, девушки выбирают школу с максимально комфортным для себя микроклиматом, расписанием, репертуаром. Если что-то перестает устраивать, школу всегда можно поменять. Учитывая тот огромный выбор школ, который есть в Москве, подобрать ее по своему вкусу очень просто.
«Долго искала "свою" преподавательницу и "свою" группу, сначала попала в группу, где были женщины от 40 до 62 лет, потом попала в группу, где у всех была цель – похудеть, все движения были на износ, до пота, все обтирались полотенцами, пили воду. А сейчас занимаюсь в группе, где все "свои", где люди ходят для удовольствия» [Pion][16][393].
Совместные поездки (в танцевальные магазины, на концерты), выезды в зарубежные «танцевальные туры», а также просто регулярное (2–3 раза в неделю) общение способствует появлению новых друзей, что в зрелом возрасте в условиях городской разобщенности и бизнес-ориентированности происходит сложно.
Идеалом у танцовщиц арабского танца является красивая, стильная, ухоженная женщина (преимущественно с длинными волосами), уверенная в себе (так, чтобы это было видно в ее выступлении на сцене), женственная, эмоциональная и артистичная. На форумах специализированных танцев часто обсуждают темы возраста, внешности, фигуры и костюма танцовщицы, а также ее поведения. Проанализировав эти данные, можно прийти к выводу, что фактический возраст в основном значения не имеет. Важно то, на сколько выглядит женщина, и как она двигается. Телосложение тоже не важно, если девушка гармонична и уверена в себе. Ухоженность для танцовщицы – один из важных составляющих общего впечатления, поскольку танцовщица всегда на виду. Костюм должен в первую очередь подчеркивать достоинства и скрывать недостатки. Также он должен быть оригинальным, не аляповатым, должен смотреться дорогим и стильным.
Что думают об имидже танцовщицы сами девушки?
«Вот примерно такой имидж у типичной танцовщицы живота. Она жизнерадостна, идет – походка легка, сидит – осанка безупречна, лежит – вся в неге... Ее кожа – гладкая, блестит и благоухает, ее волосы – ухожены и уложены, ее взгляд одновременно поэтичен, вдумчив и светел... В ее гардеробчике найдется пара-тройка красивых платьев... Она не завистлива, а наоборот, восхищается другими девушками. Она предпочитает вставать не по будильнику, а сама, любит сладкое, любит себя, ухаживает за собой, как драгоценная райская птичка... и вследствие этого она почти всегда знает себе цену» [Pandorra одаренная богами][17][394].
«Наверно это из области фантастики... или сериала "Клон". Неплохо было б, наверно, если бы все танцовщицы были бы такие» [Daniella Авторитетная личность][18][395].
«Меня одна девушка спрашивает "вот как мне с чисто славянской внешностью выглядеть по-восточному и вне танца?"
Я задумалась... ведь одними стрелочками, серёжками мало поможешь... Может кто подскажет как? С помощью следующих средств: 1. Макияж. 2. Одежда. 3. Манера поведения, движения, осанка, жесты и т.п. 4. Аксессуары, дополнения к наряду и украшения. 5. Использование в речи знания истории, национальных, культурных и бытовых традиций. 6. Прическа, головной убор. P.S. Самое надежное средство – паранджа!» [Василиса Прекрасная][19][396].
Относительно танца – идеальная танцовщица должна передавать образ; желательно при этом, чтобы она понимала слова песни, под которую танцует. У нее должно быть прекрасное чувство ритма; желательно, если она выступает под живую музыку (работает с музыкантами). Танцевальная композиция должна иметь вступление, содержание и концовку. Должен чувствоваться индивидуальный стиль и тот самый «арабизм», про который я уже
вскользь упоминала. Арабизм либо есть от рождения, либо приобретается в результате знакомства с арабской культурой и ее носителями. И, конечно, девушка должна уметь импровизировать, в том числе если ей поставили не ее музыку, если произошло что-то незапланированное; то есть идеальная танцовщица всегда с честью выходит из любых сложных ситуаций.
А сложные или спорные ситуации подстерегают танцовщицу при общении с мужчинами-поклонниками, при выступлениях в ресторанах (тема «куда брать чаевые» – одна из часто обсуждаемых на танцевальных форумах). Неодобряемым поведением в Москве является получение чаевых «за пояс» или «за бретельку лифа», считается, что для того, чтобы держать имидж недоступной, «дорогой» танцовщицы, надо брать чаевые в руку. Очень положительным считается, если девушка подошла к этой «щекотливой» ситуации с выдумкой и юмором:
«А у меня спецтанец есть – для сбора денег – с бааааальшим бубном, который используется как поднос))) И если денег там не с горкой, то пусть зрителям будет стыдно)))».
«Мдя... сложная тема оказалась, однако... Мы с подругой поступили так: поставили отдельный танец для сбора чаевых, там по тексту идет, типа дай денег или подари чего-нибудь. Ну и движения соответственно намекающие... А в начале танца мы друг другу под лямочку купюрку засовываем. А когда соло приходится этот танец танцевать, то и сама... из лифа достала, потрясла ею кокетливо, чтоб все видели, и куда-нибудь на видное место приткнула. Вот. Еще с блюдом медным индийским танцуем, тоже хорошо... А еще тут видела ловкость: девушка перед походом "в народ" отрывает от костюма монетку (которая была приклеена специально) всем ее демонстрирует, даже на зуб пробует, и потом оттягивает слегка пояс и кидает ее ... туда, типа "ой уронила".
Она ооочень хорошие чаевые собирает после этого» [Niafa. Жена-рукодельница][20][397].
Многие девушки, серьезно занимающиеся арабским танцем, стремятся достичь вышеописанного идеала путем улучшения собственной личности и поведения. Если сравнивать с другими «досуговыми» субкультурами, то такая цель сочетается с исконными женскими поведением и чертами характера, поэтому может быть очень полезной для девушки из мегаполиса. О том, что идеал может быть достигнут разными путями, в следующей главе.