О.Л. Ефимова-Соколова
Массовое увлечение арабским танцем, продолжающееся почти десять лет, неуклонно набирает обороты в большинстве крупных городов России, а особенно в Москве. При этом, с одной стороны, явно видны центры распространения данного явления, его масштабность, деятельность, профессиональная иерархия, а с другой – не до конца понятна сама возможность выделения данной субкультуры, определения ее характеристик. Этнологическое, социологическое и культурологическое исследование, на мой взгляд, могло бы способствовать пониманию сути этого феномена. Вот почему я хотела бы рассмотреть субкультуру увлекающихся арабским танцем (СУАТ), а также систему ценностей и мотивацию девушек, входящих в нее.
Сбор и анализ информации о субкультуре проводился методом формализованного интервью, простым и включенным наблюдением (я сама занимаюсь арабским танцем с ноября 2003 г.); использовались немногочисленные публикации, данные с интернет-сайтов, а также проводились анкетные опросы.
История
Арабский танец (или raks sharki – арабск. яз., belly dance – англ. яз.) – это преимущественно женский танец, основанный на движениях бедер, живота и груди, модернизированный в 1930 гг. в Египте[1][378]. Первые профессиональные исполнительницы арабского танца появились в СССР в 1960–1970 годах, в период дружбы со странами Ближнего Востока. В 1990–2000 годы интерес к арабскому танцу как к эстрадному представлению у нас в стране растет. В 1994 году на базе одного московского ресторана прошел первый конкурс среди исполнительниц арабского танца. В 1995 году появилась школа-студия восточного танца, где помимо цыганских и индийских танцев впервые систематически давались основы арабского танца. В конце 1990-х годов увлечение арабским танцем вышло за пределы столицы, открылись первые школы в других российских городах. Массовое увлечение данным направлением произошло в 2004–2005 годах – группы и школы арабского танца появились при домах культуры, в фитнес-центрах и сами по себе. В 2003 году в Москве было около 60 школ, в 2005 году их количество увеличилось в 2 раза. По данным на 2008 год в Москве существует 157 школ восточного танца[2][379].
Структура, гендерные, социальные и временные характеристики
Москва по сравнению с другими городами или населенными пунктами России предоставляет наиболее широкие возможности для роста популярности данного увлечения.
СУАР – это открытая субкультура, стремящаяся к своему расширению. Каждая из 157 школ, зарегистрированных в Москве, стремится каким-либо способом рассказать о себе: создает свой сайт, дает ссылки на бесплатных тематических форумах, размещает рекламу в журналах и в Интернете, распространяет листовки на выставках, вешает объявления возле мест, где проходят занятия, участвует в конкурсах и фестивалях и т.п. В школе занимается как минимум две группы: начинающие и более опытные (часто называемые «ансамбль»). У некоторых школ очень разветвленная сеть залов, расположенных в разных частях Москвы, и, соответственно, большее количество групп. Занятия проходят преимущественно в вечернее время. Школы располагаются по всему городу, так что занимающимся очень удобно выбирать место занятий поближе к дому или работе.
Данные опросов, исследования тематических интернет-сайтов и личное наблюдение показывают, что обучаются в школах исключительно женщины. Однако в самой субкультуре мужчины присутствуют в качестве:
преподавателей; музыкантов; танцовщиков, обучающихся индивидуально; в сопутствующих областях (сфера услуг, концертная и гастрольная деятельность и др.).Мужчины составляют в общей сложности 2–3% от общего количества увлекающихся арабским танцем. Таким образом, СУАР является женской субкультурой.
Приобщение к данной субкультуре осуществляется либо «напрямую»: девушка увидела где-то информацию, выступление, кино – заинтересовалась, узнала адрес ближайшей школы и пришла, либо «через посредника» – чаще всего подругу, которая уже где-то занимается или собирается заняться арабскими танцами.
Для «входа» в число увлекающихся арабским танцем практически нет ограничений, кроме некоторых заболеваний и поздних сроков беременности. Детям противопоказаны отдельные движения, а в целом – танцевать полезно[3][380]. По результатам нашего опроса, самой многочисленной возрастной группой оказалась молодежь 21–30 лет (25 человек из 46); на втором месте те, кому от 31 до 40 лет; третье место поделили совсем юные девушки и зрелые дамы[4][381]. Физическое состояние и телосложение на начальном этапе вхождения в ряды «арабских танцовщиц» не имеет особого значения. Определяющим является то, какие цели ставит перед собой девушка, увлекшаяся арабским танцем, и то, насколько она сама себе поставила «ограничители» или, наоборот, насколько вышла за установленные рамки. Например, есть случаи, когда победительницей в конкурсе арабского танца бывали очень полные девушки. В отдельных конкурсах есть специальная номинация «Пампушки»; и сами участницы, и зрители ее очень любят. Хотя для участия в конкурсах красоты среди танцовщиц или для работы в ресторанах существуют определенные нормы по возрасту, телосложению и внешности. Еще является важным то, сколько времени и денег девушка готова отдать своему увлечению. От этого в большой мере зависит степень ее погруженности в данную субкультуру – останется ли арабский танец в виде хобби или перерастет в профессию, образ жизни.
Опрос позволил определить социальный состав женщин, входящих в СУАР: подавляющее большинство из них имеет высшее образование, большая часть работает, и работа не связана с танцами[5][382]. Думаю, это соответствует нацеленности на получение образования и карьерный рост как общей тенденции для проживающих в Москве девушек.
В большинстве школ ведется активная концертная деятельность; на базе некоторых проходят открытые конкурсы танцев и фестивали. С 2001 года конкурсы арабского танца приобретают регулярность и масштабность. Вначале это было связано с тем, что арабский танец попал под патронаж Общероссийской танцевальной организации (ОРТО), заинтересованной в проведении танцевальных соревнований по новому для России восточному направлению. Спустя несколько лет появились объединения, специализирующиеся на развитии арабского танца. Конец 2003 года – 2004 год были ознаменованы появлением сразу двух организаций, объединяющих любителей и профессионалов арабского танца: Федерации восточного танца (Екатеринбург) и Лиги профессионалов восточного танца (Москва). Основная функция данных организаций – это проведение конкурсов и фестивалей. С 2004 года они проходят регулярно, по несколько раз в год. В последующие годы в Москве было создано еще две организации: Автономная некоммерческая организация развития традиционных искусств «Ассамблея» (2006 г.) и Центр развития и сохранения традиций восточного танца в России под руководством Ирины Поповой. В 2007 году была создана Российская федерация танцевальных племен, объединяющая любительниц нового направления в арабском танце – Trible bally dance[6][383].
Таким образом, на данный момент в Москве ежегодно проходит восемь-десять крупных конкурсов-фестивалей арабского танца: Чемпионат Мира (проводится ОРТО), Всероссийский чемпионат исполнителей Bellydance, International Bellydance Cup (Лига профессионалов восточного танца), фестивали «Ориенталь», «Ассамблея», «Женщина в мировых традициях» (ИНБИ), конкурс-фестиваль «Созвездие» (Международная федерация восточного танца), Всероссийский конкурс красоты «Мисс Беллиданс»[7][384] и др. Конкурсы всегда довольно многочисленны. Отбор идет в нескольких номинациях: любители, профессионалы, начинающие, шоу-беллиданс, фольклор; могут быть дополнительные номинации: «табла» (только тряски), фитнес-беллиданс, трайбл-беллиданс, мужской беллиданс. Иногда добавляется деление по возрасту: дети, юниоры, сеньоры. Выступление чаще всего оценивается по 10-балльной системе по критериям: образ, арабизм, актерское мастерство, чувство ритма, качество и эстетика исполнения, лексика, смысловое соответствие, композиция, индивидуальность, общее впечатление. Девушки стремятся участвовать в конкурсах в этом довольно неспортивном виде танца из-за возможности получения титула (или диплома), который в дальнейшем учитывается при трудоустройстве, а также из-за престижа или приза.
Первый специализированный журнал «Ориенталь. Русский журнал о восточном танце» появился в марте 2005 года, выходит 4 раза в год, главный редактор – Мария Крижановская, ведущая самого массового российского интернет-сайта по восточному танцу – www.bellydance.ru. Его рубрики отражают все грани арабской танцевальной культуры, существующие в мегаполисе: профессиональные танцовщицы(ки) (интервью и видео/фотоматериалы); разные стили арабского танца; новости с конкурсов, фестивалей, из регионов; практические советы (как побороть страх сцены, особенности детского танца, разбор отдельных движений); танец и деторождение; украшение собственного тела (восточный макияж, татуировки, восточная мода, аксессуары и пошив костюмов); восточный стиль в интерьере, арабская кухня, книги, кино, музыка; уроки арабского языка, путешествия в ближневосточные страны.
Жизнь субкультуры, связанной с арабским танцем, имеет сезонный характер. Активизация деятельности наблюдается в конце осени, зимой и в начале весны. Это связано с тем, что занятия в школах восточного танца возобновляются осенью. В мае активность уменьшается, и функционирование субкультуры проходит в индивидуально-выездных формах. Летом многие женщины используют сезон отпусков для посещения восточных стран и/или участия в международных танцевальных фестивалях и мастер-классах. Погружение в оригинальную культуру восточного танца, общение с арабскими танцовщицами и хореографами позволяет россиянкам лучше почувствовать истинную манеру исполнения – «арабизм», ставший одним из маркеров танцевального профессионализма в России. Желание понять, что такое «арабизм», возможность «примерить его на себя» и поднять свой профессиональный уровень стало основой для целого туристического направления – «танцевальных туров». Всё вышесказанное в большей степени относится к самому широкому пласту арабской танцевальной субкультуры, состоящей из любительниц. Профессиональные танцовщицы, зарабатывающие на жизнь только танцем, в основном не могут себе позволить отдыхать летом. Работа в ресторанах, фитнес-центрах, проведение мастер-классов и индивидуальных занятий продолжаются в течение всего года.