Смекни!
smekni.com

Педагогическая культура офицера (стр. 4 из 5)

в) осуществление контроля и стимулирование деятельности командиров по применению новых приемов и средств обучения и воспитания: оказание им помощи на месте, систематический анализ и подведение итогов их работы, заслушивание их на заседаниях партийных и комсомольских бюро.

Основными условиями эффективности изучения и внедрения передового опыта учебно-воспитательной работы в подразделении являются:

qвысокая идейно-теоретическая и практическая подготовка командного состава, его принципиальность и партийность в оценке состояния дисциплины, службы и боевой учебы воинов;

qтворческое отношение к изучению педагогической практики, тщательное изучение ростков нового;

qсогласованная работа командиров организаций по комплексному изучению боевой подготовки, политико-воспитательной работы с учетом решения задач повышения боеготовности, укрепления воинской дисциплины, выполнения обязательств, умелое использование методов, приемов и средств военно-педагогического исследования.

. Творчество составная часть педагогической культуры офицера

Педагогическая деятельность в отличие от многих других не может развиваться вне творческого отношения к ней. Творчество - это кислород настоящей, а не формальной педагогики. Беда в том, что в наших военно-учебных заведениях этот предмет пока преподается большей частью в канонизированном ключе. Изучаются принципы, формы, методы, приемы обучения и воспитания. Не обходится иногда и без призывов к творчеству. А вот что это такое, как им овладевать и реализовывать новаторские замыслы - все это, как говорят, остается за кадром, не находит ответа. Не потому ли в военной среде еще так мало своих Амонашвили, Волковых, Шаталовых, Щетининых и иных подлинных педагогов-новаторов.

В условиях ускорения научно-технического прогресса творчество не есть привилегия талантливых одиночек. Оно обретает силу социального ориентира, который дает возможность определить каждому командиру, свой индивидуальный почерк, новаторский подход к делу. Однако годами сложилась такая практика, которую некоторые офицеры не без грустной иронии называют не высовываться. Далеко не каждому предоставляются права и возможности совершенствовать учебно-воспитательный процесс, внедрять в практику новаторские находки. Вот тут-то и зарыт механизм торможения, сопротивления новому педагогическому мышлению.

А ведь право на творчество - это не что иное, как неотъемлемое следствие права на труд, деятельность. Не исключено, конечно, что офицер, особенно молодой, может встретиться и с иной, рутинной ситуацией. Но ему не пристало быть простым исполнителем, забывать о своей авангардной роли. Нужно смелее отстаивать свои права работать по-новому, быть искателем нестандартных решений тех задач, которые выдвигают время, жизнь. Ясно одно: однотонность и безынициативность тут же передается коллективу, сказывается на его моральной атмосфере. Однако встречаются еще офицеры, и их, к сожалению, немало, которые склонны не утруждать себя педагогическими раздумьями, выполнять свои обязанности формально, не выходить за рамки положенного. Не решаются они и вступить в открытый диалог с устаревшими подходами, поспорить с привычным, поэкспериментировать. В этом особенно видна разница двух типов людей. Если первые говорят о трудностях: Так больше продолжаться не может, то вторые: С этим ничего не поделаешь.

Область творчества, особенно педагогического, представляет в известном смысле самостоятельный раздел, и недаром в последнее время все настойчивее ставится вопрос о введении в вузах спецкурса Основы педагогического творчества. Здесь есть и свои подходы к работе, и иные требования к творческой личности.

Итак, с чего начинается творчество? Просто - взял да сотворил?.. Нет. Творческие шаги в обучении и воспитании начинаются с новаторских педагогических убеждений самих воспитателей. Прогрессивные убеждения формируются в процессе усвоения психолого-педагогических знаний, приходят вместе с опытом в боевой подготовке, когда на практике проверяется эффективность тех или иных теорий, взглядов и определяется личное отношение к ним. Еще русский революционер-демократ Д. И. Писарев справедливо говорил, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке, их надо вырабатывать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей собственной голове.

Молодому офицеру для начала необходимо обязательно обратиться к педагогической литературе, причем не к канонизированной, а именно к новаторской. Кое-какие книги и статьи могут показаться на первый взгляд малоинтересными - пусть это не смущает. Вскоре, вне всякого сомнения, найдется такая работа, которая будет созвучна мыслям и внутреннему миру самого воспитателя. Тогда он скажет: вот мой союзник.

Если командир собирается лишь копировать то, что есть хорошего у других, он еще не творец, а только подражатель. Это, конечно, тоже не мало, но не все. Нужно, опираясь на изученный новаторский опыт, идти дальше, развивать и приумножать передовые мысли и идеи с учетом своей конкретной обстановки.

Педагогические убеждения не могут существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности. Неспроста говорят: человек надежен сплавом убеждений и практических действий. Не только о наличии убеждений, но и об их содержании можно судить, исходя из практической деятельности офицера. Если же нет твердых убеждений, ради которых офицер готов с кем угодно поспорить, доказать свою правоту, то нет и дороги к смелым экспериментам, оригинальным поискам.

Однако убежденность в чем-либо не всегда является гарантией претворения идеи в дело. Причин здесь много, в том числе и нравственных: слабость воли, неспособность преодолеть самого себя и т. д. Видя, например, у других факты упрощенчества, условностей в боевой учебе, формализм в организации соревнования, стремление приукрасить положение дел, скрыть дисциплинарные проступки подчиненных, офицер порою отходит от прежних убеждений и становится на ложный путь.

Констатируя тот факт, что педагогическое творчество многих офицеров пока еще явный дефицит, вместе с тем важно заметить, что право на серьезный эксперимент, затрагивающий некоторые в корне устоявшиеся нормы, надо завоевать всей своей предшествующей творческой работой. Поэтому-то путь к большому творчеству начинайте с малого. А оно должно всемерно стимулироваться, если в части налажено постоянное творческое соревнование талантливых воспитателей. Когда командование не отмечает автора той или иной воспитательной идеи, находки, прячет его, приписывая эти нововведения всему коллективу, то это в конечном счете приводит к негативным последствиям, лишает подлинного автора моральных стимулов продолжать начатое дело.

В работе над педагогическим самообразованием на одно из первых мест следует поставить личную не успокоенность офицера, осознание того, что недовольство собой намного продуктивнее самодовольства, которое вообще заводит человека в тупик. Вместе с тем надо иметь целую систему общественных и служебных требований, которая бы ставила в невыгодное положение людей, живущих старым багажом знаний. Важным стимулом, поощряющим Педагогическое самообразование, является еще малоизвестное явление: педагогическая литература необычайно заразительна, чтение ее быстро превращается в систему, и, более того, она оказывает сильное дисциплинирующее влияние на саму личность воспитателя.

.Ораторское мастерство офицера- залог успеха в работе с людьми

Как уже отмечалось, что успех в работе с людьми во многом зависит от наличия у офицера высокоразвитых педагогических качеств, одним из которых являются особые качества речи офицера. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и, в том числе, - военные педагоги. Педагогу необходимо, чтобы его услышали, правильно поняли и исполнили то, о чем говорилось. Достижению этой цели во многом будет способствовать готовность офицера к публичным выступлениям. Для педагога публичная речь - главнейшее оружие. Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна воздействовать па чувства и через них на разум. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства. Резюмируя вопрос ораторского искусства, можно подытожить, что в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.