Во-вторых, опыт подсказывает, что необходима высокая организованность в работе всех воспитательных структур. Поэтому важно, чтобы сегодня в Российской армии руководство морально-психологическим обеспечением было централизовано, а не распылялось по различным войсковым структурам. Ключевую роль призваны сыграть здесь основательная теоретическая подготовка и практический опыт специалистов-профессионалов. А это предполагает наличие хорошо отлаженной системы учебных заведений для подготовки кадров в области воспитания и психологической закалки личного состава.
В-третьих, формирование у личного состава высоких идейно-нравственных качеств только тогда даст положительный результат, когда оно сочетается с высокой психологической закалкой и боевой выучкой воинов. Мало быть идейно убежденным, понимать цели и задачи войны, надо еще в совершенстве владеть оружием и боевой техникой, быть психологически устойчивым, не теряться в самой сложной и опасной для жизни обстановке.
Наконец, в-четвертых, опыт Великой Отечественной войны показал, что морально-психологическое состояние сражающихся войск зависит не только от активной и целеустремленной работы командиров, штабов, воспитательных структур, но и огромной степени от политико-морального состояния всего общества, от степени поддержки армии народом, отношения к ней общества, уверенности людей в том, что войска, сражающиеся на фронте, ведут справедливую войну. Именно такое отношение общества, всего советского народа к ВС было характерным для того времени. Народ духовно вдохновлял армию, снабжал оружием и боевой техникой, с гордостью направлял в ее ряды своих сыновей и дочерей. Он гордился своей армией, ведущей справедливую освободительную борьбу с агрессором. Всеми своими духовными и физическими силами народ поддерживал ее, считал своей, родной. На стороне Красной Армии были общественные организации, средства массовой информации, трудовые коллективы, деятели литературы и искусства, ученые...
При изучении опыта МПО, накопленного в годы Великой Отечественной Войны и его использовании в практической работе в войсках необходимо четко видеть серьезные недостатки и упущения, приводившие к большим людским потерям. К таким недостаткам можно отнести: порой излишнюю формализованность воспитательного процесса, слишком большой упор на коммунистическую идеологию, призывы выполнить боевую задачу, не считаясь с оперативной необходимостью к какой-либо дате (день рождения вождя, партии и другие). Важно иметь в виду и то, что нельзя абсолютизировать этот опыт и руководствоваться только им, в противном случае мы будем готовить войска к прошлым войнам. Войны сегодняшнего же дня принципиально другие, по своей сути и содержанию, по направлениям, формам и методам морально-психологического обеспечения.
В послевоенные годы практика морально-психологического обеспечения боевых действий получила дальнейшее развитие. Были разработаны и активно внедрялись в жизнь войск ряд руководящих документов по проблемам политической работы в боевой обстановке. Однако уже к средине 80-х годов многие ученые, командиры и работники политорганов высказывали мнение, что сущность и содержание политической работы в боевой обстановке не полностью отвечают требованиям жизни, отстают от изменений, происходящих в военной науке и военном искусстве. В этот период появился и сам термин "морально-психологическое обеспечение". К сожалению, эта идея не получила тогда поддержки у военно-политического руководства ВС и не была закреплена в военной доктрине и других основополагающих документах. Об этом свидетельствует, в частности, практика организации воспитательной работы в частях и соединениях ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан в 1979-2009 г.г.
Главная задача войск на территории Афганистана состояла в проведении боевых операций по разгрому крупных группировок и баз оппозиционных сил. Основным средством укрепления морального духа войск, мобилизации личного состава на выполнение боевой задачи была политическая работа, которая проводилась в форме морально-политической и психологической подготовки. Личный состав готовился к боевым действиям в учебном центре (в течение пяти месяцев).
МПО боевых действий проводилось, как правило, в три этапа: в подготовительный период к операции; в ходе операции и выполнения других боевых задач; после выполнения боевых задач.
В подготовительный период основное внимание сосредотачивалось на разъяснении личному составу целей и задач операции, доведение до воинов военно-политической обстановки в районе боевых действий, изучении маршрутов выдвижения войск, ознакомлении солдат, сержантов и офицеров с тактикой действий оппозиционных формирований, национальными и религиозными особенностями местного населения. Принимались меры по совершенствованию боевой выучки личного состава, тщательной подготовки к операции боевой техники и вооружения.
К проведению работы с личным составом готовились политработники, партийные и комсомольские активисты, осуществлялась их расстановка в боевом порядке.
В ходе операции основные усилия сосредотачивались на поддержании у воинов высокого морального духа, развитии боевой активности, воспитании чувства взаимопомощи и взаимовыручки в бою, готовности к любым испытаниям, вплоть до самопожертвования, ради достижения победы.
Первостепенное значение придавалось обеспечению непрерывности воздействия на сознание и поведение воинов, что достигалось своевременным реагированием на изменение обстановки, внесением корректив в расстановку политработников, боевого актива, усилением политработы в подразделениях, действующих на главных направлениях. При этом особое внимание обращалось на работу с личным составом разведывательных дозоров, боевого охранения, водителями боевых и транспортных машин, воинами инженерно-саперных подразделений.
Важное место в ходе операции отводилось организации боевого информирования личного состава об обстановке в районе боевых действий, а также о противнике и местах его расположения, боевых успехах наших войск, отличившихся воинах, фактах проявления инициативы и находчивости в бою, примерах мужества, отваги и героизма. Проводилась большая работа по обобщению и распространению передового опыта, популяризации боевых подвигов.
Как и в годы Великой Отечественной войны, командиры и политработники придавали большое значение своевременному выявлению и представлению к правительственным наградам воинов, которые отличились в боях. Проявлялась забота о том, чтобы ни один воин, проявивший мужество, отвагу и героизм в бою, не остался незамеченным. Велась борьба с фактами небрежного и несвоевременного оформления наградных материалов. В то же время все делалось для того, чтобы вручение наград осуществлялось своевременно и проходило в торжественной обстановке.
Наряду с награждениями орденами и медалями, для поощрения отличившихся воинов использовались: устная благодарность командира, вручение грамот имени Героя Советского Союза, направление благодарственных писем родителям отличившихся, предоставление отпуска с выездом на Родину и др.
Таковы в самом общем виде положительные аспекты в деятельности офицерского состава ВС по укреплению морального духа и психологической устойчивости ограниченного контингента советских войск, выполняющего боевые задачи на территории Афганистана. Конечно, это не означает, что в этой деятельности не было недостатков и просчетов, снижающих эффективность и отрицательно влияющих на политико-моральное состояние войск.
Главный из них состоял в том, что, несмотря на огромные усилия, политическому и военному руководству страны, средствам массовой информации, командирам и политработникам армии так и не удалось добиться от всего личного состава ВС осознанного понимания целей и задач ограниченного контингента советских войск. Часть советских людей, воинов армии и флота негативно относилась к пребыванию частей и подразделений наших ВС в Афганистане, не была уверена в том, что, находясь там, они тем самым выполняют воинский долг по защите своего Отечества. Идея оказания интернациональной помощи афганскому народу в борьбе с внутренней контрреволюцией и международным империализмом в этих условиях не давала необходимого результата.
Отрицательное воздействие на морально-психологическое состояние войск оказывало то, что длительное время политическое и военное руководство страны скрывало от народа, воинов армии и флота участие советских войск в боевых операциях на территории Афганистана. В средствах массовой информации утверждалось, что, находясь на афганской территории, наши войска занимаются обычной учебно-боевой подготовкой, и ничего не говорилось о том, что они ведут там самые настоящие боевые действия. Замалчивались масштабы потерь советских войск в людях и боевой технике, факты негативного отношения афганского населения к нашим солдатам и офицерам. При захоронении погибших воинов, как правило, не сообщалось, что они были убиты на территории Афганистана.
Было немало недостатков в боевой и психологической подготовке войск. Не все было сделано для перевода сознания личного состава с мирного на военное положение, что нередко приводило к потере бдительности, неорганизованности, попаданию в плен отдельных воинов.
Таким образом, за годы советской власти в ВС сложилась стройная система морально-политической, боевой и психологической закалки войск. Несмотря на целый ряд присущих ей недостатков, главный из которых состоял в чрезмерном воздействии на сознание и поведение воинов, она имела ярко выраженное содержание, довольно четкую организацию, богатый арсенал форм, методов и средств и оказала огромное влияние на моральный дух войск, их психологическую стойкость, готовность к защите Отечества. Богатый опыт морально-политической, психологической и боевой подготовки войск, накопленный в Советских ВС в боевой обстановке имеет огромное значение в современных условиях и может быть с успехом использован в обучении и воспитании личного состава ВС.