МПО операции в Чеченской Республике планировалось и осуществлялось на всех ее этапах, с учетом их характера и содержания.
Главной целью морально-психологического обеспечения в ходе этой операции являлось формирование у личного состава высокого боевого настроя и морально-психологической готовности к выполнению поставленных задач, так называемый перевод сознания военнослужащих с мирного на военное время. Что же необходимо было сделать для достижения этой цели в подготовительный период?
Во-первых, следовало развернуть информационную работу по разъяснению личному составу причин возникновения чеченского конфликта, сущности криминальной диктатуры Д. Дудаева, политику российского руководства в отношении режима г. Грозного. Необходимо было донести до сознания людей, что армия привлекается к локализации конфликта в соответствии с Законом.
Во-вторых, крайне важно было то, чтобы личный состав каждого подразделения, части знал конкретные задачи, особенности предстоящей операции, понимал требования к подготовке войск, соблюдению мер безопасности.
В-третьих, следовало настроить и мобилизовать военнослужащих на тщательную подготовительную работу в преддверии боевой операции, стояла задача повысить бдительность и боеготовность, добиться полной самоотдачи и самопожертвования людей в бою.
В-четвертых, требовалось сформировать у личного состава твердую морально-психологическую устойчивость, уверенность в боевых возможностях современной боевой техники и оружия, в своих силах и способностях, в знаниях и умениях командиров и начальников организовать бой.
В-пятых, необходимо было пресечь или нейтрализовать попытки противника деморализовать войска.
К сожалению, поставленные задачи выполнить не удалось, подготовка к боевым действиям была фактически сорвана, как нам кажется, по следующим причинам: несмотря на то, что в подготовительный период задачи МПО были конкретизированы, много из того, что было запланировано, сделать не удалось. Войска вошли в Чечню фактически не готовыми к ведению боевых действий, как с военной точки зрения, так и с психологической. Не удалось до конца выполнить главную задачу - перестроить сознание военнослужащего с мирного на военный лад, наоборот, во многих частях военнослужащим объявляли, что они поедут усмирить маленький бунт, операция будет быстрая и победоносная. Этому настрою поддались практически все солдаты и многие офицеры.
Из-за того, что армия находилась в стадии реформирования, «под рукой» командования не оказалось ни одной полностью развернутой и подготовленной части. Части назначенные для проведения операции сводились в отдельные подразделения, часто даже люди в одном экипаже не знали друг друга. В этих условиях невозможно говорить о какой-либо слаженности, психологической готовности к бою, психологической уверенности в своем оружии и товарищах. Все это усугублялось низким уровнем одиночной подготовки бойцов, из-за перебоев в процессе боевой подготовки.
Органы воспитательной работы, которые в предшествующие годы подвергались резкому сокращению, не смогли в полном объеме выполнить задачу по психологической подготовке военнослужащих к боевым действиям. Во многих ротах отсутствовали штатные ЗКРВР, в других же должность ЗКРВР часто занимали люди, которые перешли на эту должность, не имея профессиональной подготовки, пришедшие с командных и технических должностей, плохо разбиравшиеся в психологии человека. В этих условиях говорить о формировании готовности подчиненных к ведению боевых действий не приходиться.
Получив горькие уроки в первый период Чеченской компании, руководство ВС и Объединенной группировки войск на Северном Кавказе поняло необходимость формирования психологической готовности подчиненных к ведению боевых действий в процессе боевой подготовки. Комплектование и сплачивание подразделений стало проводиться заблаговременно, до отправки в зону вооруженного конфликта. Большое внимание стало уделяться боевой подготовке и в процессе нее, обеспечению психологической готовности воинов к ведению боевых действий. В войсках увеличилась роль органов воспитательной работы. В процессе боевой подготовки стали проводиться мероприятия обеспечивающие подготовку военнослужащих к возможным психологическим проблемам, с которыми они могут столкнуться на войне.
Следует отметить также, что в процессе информационно-воспитательной работы в подготовительный период активно пропагандировались боевые традиции российской армии. В некоторых частях и соединениях были показаны видеофильмы о боевом пути полка, дивизии с хроникальными кадрами из истории Великой Отечественной войны, с пожеланиями фронтовиков сегодняшним солдатам. С целью поддержания высокого боевого духа практиковались также выступления воинов-афганцев перед личным составом, которые делились боевым опытом, рассказывали о тактике действий и характерных приемах, используемых боевиками в различных ситуациях и т. д.
Опыт войны показывает: в бою смелее тот, у кого больше уверенности в своих силах, в возможностях боевой техники. Эти важные качества воинов формировались в процессе боевого слаживания подразделений, сколачивания экипажей, практических занятий по обучению вождению машин в колонне и подготовке к маршу.
На протяжении всего периода подготовки глубоко изучалась обстановка в воинских коллективах с целью их сплочения, создания здоровой нравственной атмосферы в подразделениях.
Кропотливо собиралась информация о том, как реагируют военнослужащие на происходящие события, каков их моральный настрой. Опираясь на эти данные, командиры успешно вели работу по подбору и расстановке военнослужащих для решения поставленных задач.
К сожалению, офицеры воспитательных структур не сумели нейтрализовать информационное давление, сделать средства информации союзниками, как в центре, так и в регионах. Известны буквально единичные попытки установить контакты с редакциями региональных газет с целью объективного показа событий в Чечне. Недостаточно активно сработали и окружные газеты.
Приходится констатировать тот факт, что во внутренних округах слабо организовывалось информирование, в том числе и офицеров, по обстановке в Чечне. Командиры, штабы, офицеры воспитательных структур не смогли убедительно объяснить личному составу необходимость силового решения чеченской проблемы. Более того, в ряде случаев личный состав не знал, что его направляют в Чечню. Так было в 245 мотострелковом полку. Военнослужащим объявили, что они летят в Хабаровск, настоящую же цель перемещения они узнали только в Моздоке.
О результативности проделанной работы свидетельствуют также некоторые данные социологического исследования, проведенного в районах сосредоточения. Эти данные говорят о том, что подавляющее большинство военнослужащих были убеждены в необходимости защиты интересов России в Чечне. Более 60 процентов опрошенных высказались за сохранение территориальной целостности страны. Многие рассматривали свое участие в предстоящих боевых действиях как долг перед Родиной, как то, что соответствует его личным убеждениям, гордились тем, что защищают Отечество с оружием в руках, как это делали в свое время старшие поколения.
Как и первая Чеченская война, вторая началась также неожиданно, с нападением боевиков на Дагестан. Одинаково начавшись эти две войны по сути разны.
Сделав выводы из печального опыта первой Чеченской компании, командование ВС стало более ответственно подходить к организационному процессу боевой подготовки. В вооруженных силах появились части постоянной боевой готовности, которые были полностью отмобилизованы по штатам военного времени, на них-то и легла основная тяжесть ведения боевых действий.
В процесс боевой подготовки подразделений к ведению боевых действий был внесен ряд изменений по сравнению с первой Чеченской компанией: ЗКРВР стал более активно принимать участие в процессе боевой подготовки, экипажи и расчеты заранее проходили слаживание и хорошо знали друг друга, что придавало им психологическую уверенность в своих действиях и «в плече товарища».
В процессе слаживания подразделений ЗКРВР проводил следующие мероприятия по психологическому сопровождению боевой подготовки: это подбор и расстановка военнослужащих на должности и специальности согласно их психологических особенностей, создание атмосферы приближенной к боевой на занятиях по тактической и огневой подготовке, разъяснение военно-политической обстановки в районе конфликта, место и роль вооруженных сил в нем, доведение до сознания каждого военнослужащего его личной ответственности за судьбу боя, ответственности перед товарищами и сознательного выполнения своего воинского долга.
Для отработки наиболее сложных видов боевой деятельности ( бой в горах, городе) создавались на полигонах учебные макеты имитирующие условия боя, при проведении на них тактических учений широко использовались средства имитации, звуковые, дымовые и световые эффекты, широко привлекалась боевая техника.
Все это позволяло ЗКРВР психологически подготовить военнослужащих к условиям боевых действий и возможным трудностям с которыми они там столкнуться, а это в свою очередь облегчало процесс адаптации военнослужащих уже на месте ведения боевых действий.
Повышение роли ЗКРВР в процессе боевой подготовки, увеличение объемов боевой подготовки принесли свои плоды. Вторая Чеченская война завершилась, победителями из нее вышли вооруженные силы. Итог работы - сотни сохраненных жизней военнослужащих и сохраненное психологическое здоровье многих военнослужащих.