Смекни!
smekni.com

Проблемы развития внутреннего туризма (на примере Вологодской области (стр. 3 из 7)

Недавно здесь открыт новый туристский маршрут " Великий Устюг - родина Деда Мороза ". Основной задачей нового проекта является пропаганда среди подрастающего поколения национальных традиций, приобщение к истокам русской духовности, знакомство с культурой Русского Севера. О том, что у нашего Деда Мороза появилось постоянное место жительства, и не просто домик или избушка, а целая резиденция, мы узнали в канун прошлого, во многом знаменательного, 2000 года. Новый проект взял старт по инициативе мэра Москвы Ю. М. Лужкова и губернатора Вологодской области В. Е. Позгалева. Так, в 2000 г. на развитие великоустюжских программ ими было ассигновано около 2 млн рублей, привлечены инвесторы для нового гостиничного строительства. "Дедоморозовские" акции с 1999 г. осуществляются во взаимодействии с туристским руководством и администрацией Костромской области, считающейся родиной отечественной снегурочки.

Федеральным институтом промышленной собственности зарегистрирован товарный знак, официальный символ программы "Великий Устюг - родина Деда Мороза", т. к. перспективы развития этой программы достаточно велики и уже начиная с февраля 1999 года новый туристский маршрут «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» продвигается управлением по туризму и курортам на международных туристских биржах.

В Устюге планируется построить парк развлечений «Двенадцать месяцев во владении Деда Мороза» на территории, примыкающей к оздоровительному лагерю «Дружба». Развлекательный центр будет включать в себя комплекс самых разнообразных услуг: питания, быта, проката маскарадного и спортивного инвентаря, катания на лошадях, снежных мотоциклах, лыжах, коньках, санях - зимой, прогулочных лодках, водных велосипедах, сплав на плотах по Нижней Сухоне - летом. Но, скорее всего, у вас возникает вопрос : " Почему именно Великий Устюг выбрал Дед Мороз для своей вотчины ? ".

История зтого древнего северорусcкого города богата былинами, легендами и сказаниями. Есть среди них и такая. Жил на реке Гледен два брата - Водолей - старший и Мороз - младший. И правили они водами : старший - летом, младший - зимой. Однажды поссорились братья, и старший, закручинившись пошел куда глаза глядят, пришел на то место, где стоит сейчас Великий Устюг, и построил там дивный град. ( Кстати, на гербе города и по сию пору изображен в зеленом поле, лежащий на берегу Водолей, увенчанный лавровым венком, держащий в обоих руках красные кувшины, из которых льется вода.) Младший же решил пойти на чужбину счастья искать. Много дорог исходил Мороз, много чего с ним за это время приключилось... Но вот устал Мороз, душа его заныла, потянуло в края родные, знал он, что ждут его в Устюге, не дождутся. Вернулся он и поселился в деревушке Морозовице подле Устюга...

Так что неспроста Дед Мороз обосновался в Великом Устюге. Причем всерьез и надолго.

Для взрослых Дед Мороз - ностальгическое воспоминание из детства. Для детей - сказочный персонаж, безусловно добрый и хороший, потому что приносит подарки. Но такой ли уж он добрый? Вернее, всегда ли он был добрым или стал таковым вследствие роста соц. значимости гуманитарных ценностей?

Помните сказку "Морозко"? Девочке Маше, явно совравшей, отвечая на каверзный вопрос : "Тепло ли тебе девица?", он дал кучу подарков, тройку лошадей, шубу, сундук с приданным, а ее, пусть и не слишком добрую, но гораздо более честную сестру заморозил. Если спросить любого ребенка : "Какой он, Дед Мороз?", ответ будет неизменным : "Добрый и справедливый". Тут поневоле призадумаешся. Что же это за доброта? Не вызван ли по-детски непосредственный ответ боязнью лишиться подарка?

Дед Мороз - персонаж весьма неоднозначный, и чтобы понять его специфическую психологию, надо обратиться к истории и попытаться выяснить, откуда он вообще взялся, этот зимний друг детей?

Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. И чтобы получить его нам придется совершить небольшое путешествие на шесть тысяч лет назад, на ту землю, которая сегодня зовется Русским Севером. Лето было длиннее почти на целый месяц, а зима- не такая холодная, как принято думать. Людей, которые жили в те далекие времена, современные ученые называют однимо бщим словом - индоевопейцы. Они говорили на одном для всех языке, занимались скотоводством и земледелием, любили свою землю и свято тчтили своих богов. Особенно же почитали самого главного, самого могучего - Творца Вселенной. Которого они называли Варуна. ( Через много тысячелетий это имя зазвучит в изначальных древнегреческих мифах, в виде звездного бога Урана ) А тогда для всех индоевропейцев Варуна, воплощением которого считалось ночное звездное небо, был суров, но справедлив. Он судил людей, награждая и корая. Ему, Владыке непреложногокосмического закона, подчинялись и небо, и звезды, и Луна. И еще он был владыкой всех вод, как земных, так и небесных. В руках Варуны находилось вечнозеленое древо, на ветвях которого висели свверкающие звезды.

Воле Варуны подчинялось и Солнцн. Древние гимны утверждали, что именно он "сотворил путь широкий, по которому солнце движется в небе". Царил Варуна всегда - и летом, и темной северной зимой, когда день сокращался до предела и на Землю опускалась ночь. Кстати само имя Варуны как раз и означает "темный цвет", "покрывать" ( от слова "вар" - "темный" ). Зимой же его власть была особенно ощутимой, ведь только в это время года можно видеть воды во всех проявлениях : в виде снега, инея, льда, тумана. Пара, воды. Варуна мог остановить бег всех вод, в том числе и тех, что окрашены в красный цвет и называются кровью. Поэтому Варуна был для наших пращуров Владыкой и жизни, и смерти. Шли века, сменялись тысячелетия, и потомки древних индоевроопейцев разошлись по Земле. И у Варуны появились новые имена. У наших предков он получиил имя Род, чть означает "порождающий". Иногда его еще называлди Сворогом 9 Небесным ), Трояном ( Трехликим ), Велесом ( Владыкой ) или просто Дедом. Замечу, что подобная форма обращения - "дед" к реальному живому дедушке в 16 - 17 веках была запрещена и заменялось словами "дядько" или "дедко". Термин "Дед" в древности и средневековье относился только к прадеду. Образ небесного Деда - владыки ночи, снега, холода и полярного сияния, сложившийся в глубокой древности с приходом христианства, заменился на святого Николая ( Николу или Санта Клауса ). Еще в начале 17 века иностранцы. Приезжавшие в Россию, называли святого Николая "русским богом" и отмечали, что "русские воздают Николе поклонение. Приличествующее самому Богу".

Присмотримся к нашему Деду Морозу внимательнее. Как персонаж русских народных сказок и обрядов, он связан с тем периодом, когда "солнце поворачиваает на лето, а зима на мороз", иначе говоря - с зимним солнцестоянием. Это время, когда солнце как бы останавливается на небе, чтобы потом медленно повернуться и двинуться на север, навстречу весне. А ведь именно это и происходит во время небезызвестных зимних Сяток. Неподвижное Солнце " обретает ноги", ему "торятся дороги", и в результате освобожденные ото льдев реки устремляются к морям. Только делает это уже не Варуна, а Дед Мороз. Заметим, что наши прабабушки и прадедушки начинали "кликать" Мороз именно с Николиных дней - с 19-20 декабря по 17-18 января, что составляло целый луный месяц (29 дней ). Это связано с древнейшими предствлениями о том, что "Луна - солнце мертвыз", а "путь предков ведет на Луну, откуда души возвращаются на Землю дождем, росой или снегом". Зимние святки, длящиеся в мире живых целый месяц, в лунном мире предков составляли всего лишь сутки.Как древний Варуна, русский Дед Мороз соединяет мир живых и мир умерших, потомков и предков. И наконец, как и архаический бог Варуна, наш Дед Мороз держит в руках вечнозеленое дерево - ель со сверкающими звездами - на ветвях и судит своих потомков, воздавая всем по заслугам, как и его рообраз Варуна, высший и справедливый судия. Именно эта справедливость в известной сказке про Машеньку воплотилась в том, что Дед Мороз одаривает всем необходимым девушку, способную бороться за жизнь, девушку, кровь которой достаточно горяча, чтобы, даже посинев от холода, она могла, не задумываясь, ответить на каверзный вопрос : "Тепло ли тебе девица ?" словами жизни : "Тепло, дедушка!". А той, второй, с холодным сердцем, он и дал уйти в мир холода, где тройка лошадей, шуба и сундук с приданным уже будут не нужны.

Ну а теперь самое время вспомнить о том, что рядом с Дедом Морозом всегда красавица Снегурочка - символ застывших вод. И пока царит Зима, они вместе как образы древних божеств.

Но стоит сказать, что внучка Деда Мороза появилась только после Великой Отечественной Войны. До этого празднование Нового года с весельем, застольем и Дедом Морозом было запрещено. Только после войны И. В. Сталин разрешил справлять этот праздник, но с маленьким добавлением – Снегурочкой.

В наше время, когда у Деда Мороза появилась уже даже своя резиденция, по стране прошли конкурсы Снегурочек. Право сопровождать всероссийского Деда Мороза в Москву в преддверии двухтысячного года получила его самая очаровательная внучка из Костромы.

Но не все так «безоблачно» в этом крае, наполненном легендами и сказании, овеянном прекрасным историческим прошлым, крае богатых тур. ресурсов. Есть и проблемы.

До этого мы говорили только о положительных перспективах развития туризма области, о положит. сдвигах в этой сфере. Но не стоит забывать и об «обратной стороне медали» - о проблемах.

Первая и наиважнейшая - гостиничная. Даже той сети размещения, которая была в области в советское время, фактически нет - в белозерской гостиинице осталось всего 30 мест, в устюженской - и того меньше. Если бы Великий Устюг располагал не 300 гостиничными номерами, как сейчас, а, например, 2-мя тысячами, то они были бы гарантированно заполнены на протяжении 7-8 месяцев в году.