Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.
Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.
Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.
В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.
Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.
С течением времени легиксакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения
Частное право – это нормы права защищающие интересы отдельного лица, его взаимоотношения с др. лицами
То есть по сравнению с публичным частное право – более ценный массив римского права, оно более развито и до тончайших деталей приспособлено к регулированию отношений, возникающих из форм правотворчества и товарооборота.
Различие права на публичное и частное – основное деление национальных правовых систем современности.
Семейные отношения;
Отношения собственности;
Обязательственные отношения;
Отношения по наследованию.
В частном праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении. Правовое регулирование имущественных отношений занимало центральное место в римском частном праве. Само понятие вещного права еще не было известно римским юристам, но они четко отличали имущественные иски от личных исков, связанных с обязательственными отношениями. Для защиты прав и интересов частного собственника в римском праве в классический и постклассический периоды использовался также негаторный иск, который был направлен против третьих лиц, выдвигающих необоснованные претензии на чужую вещь, и прогибторный иск, имеющий своей целью устранение помех, которые препятствовали собственнику осуществлять нормальное использование своей вещи. С развитием преторского права лолучил окончательное юридическое оформление институт владения. Под владением вещью понималось фактическое обладание ею, сопровождавшееся намерением владеть ею самостоятельно, как на праве собственности. В классический период получает дальнейшее развитие и такой вид имущественного права, как пра-во на чужие вещи. Появляется ряд новых земельных. У сервитутов, но особенно городских.
Средневековые государства появились в Западной Европе в IX-XIII вв. и приняли форму сеньоральной монархии. Они отличались крайней степенью экономической и политической децентрализации. Для XIII-XV вв. характерно становление сословно-представительных монархий. Это связано с экономическим подъемом, с ростом городов и развитием торгового оборота, а также со стадией первоначального накопления капитала. В течение XII-XIV вв. существенным образом меняется экономический облик западноевропейских государств. Большая часть городов находилась на земле феодальных сеньоров. После Крестовых походов (XI-XII вв.) феодальные поборы становятся невыносимыми. На своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии (XVI-XVI! вв). Специфические черты средневекового государства:
1) последовательность смены его форм (раннее Средневековье, развитое Средневековье, позднее Средневековье);
2) политическая власть переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов;
3) крестьянская община, являющаяся исторически обусловленной формой объединения крестьян, ведет индивидуальное хозяйство и обладает минимальными административными и судебными функциями;
4) сложность взаимоотношений светских владык и христианской церкви, которая постепенно превращалась в крупнейшего земельного собственника. В 1054 г. произошел раздел христианской церкви на восточную (грекокатолическую) и западную (римско-католическую);
5) важность роли средневековых городов в формировании политического и правового сознания в Западной Европе. История средневековых городов - это борьба городского населения за личную свободу, иные вольности и привилегии, за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за экономическую автономию;
6) главным институтом в политической системе оставалось государство. Средневековое государство, закрепляя феодальные формы собственности на землю и средства производства, сословные привилегии феодалов, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, охраняло традиционные нормы общественного порядка и т.д.). В Средние века определяются контуры основных правовых систем - континентальной и англо-саксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты. В XI в. появляются первые кодифицированные сборники с изложением основных принципов феодального права. В становлении общеевропейской правовой культуры особую роль сыграло кодифицированное городское право со строго фиксированными норма-ми и каноническое право. Источники канонического права - Священное
Писание, Деяния святых апостолов, Послания к римлянам и др. Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). Со временем римские источники права выходят из употребления и забываются. Им на смену приходит упрощенное римское право, которое по приказу королей объединялось в специальные кодексы. Своеобразное возрождение римского права поддерживала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство. Наиболее разработанной частью римского права в классический период было обязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежного обращения. В институциях Гая договоры (контракты) были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. Момент наступления ответственности был избран критерием для отнесения сделок, к названному типу договоров и в данном случае. Она наступала сразу же по заключении соглашения, отсюда и название консенсуальный (от consensus - соглашение). Среди консенсуальных договоров особое место занял договор купли-продажи (при господстве манципации данный вид договора был реальным). Ответственность сторон возникала теперь не с передачей вещи, а не-медленно по заключении соглашения - в любой из дозволенных форм: письменной или устной. Оборот товаров был значительно облегчен.
В формулярном процессе значительно повысилась роль претора, который перестал быть пассивным участником сакральных обрядов, совершавшихся сторонами при легисакционном процессе. Интенция - требовательная часть формулы, она содержит указание на предмет иска и его правовое основание. Поначалу формула претора состояла только из интенции, снабженной репликой претора. С течением времени формула приобретает триединую форму: за интенцией следует эксцепция и кондемнация.
Эксцепция, т.е. в переводе - возражение, протест, особое мнение, заявлялась ответчиком, и, если она была резонной, т.е. опиравшейся на закон, добрую совесть
или справедливость, претор соответствующим образом формулировал свое указание судье в третьей и по-следней части формулы - кондемнации. дения Западной Римской империи, по указанию ви-зантийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осуществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права, подвергшихся, однако, интерполяциям - включениям норм более позднего, в частности греческого и восточного, права. Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг, в которых рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, различные вопросы частного и публичного права. Каждая книга распадается на титулы, а титулы - на фрагменты. Через три года после начала работы были готовы две основные части кодификации - дигесты и институции. Дигесты, или пандекты, составляют важнейшую часть кодификации императора Юстиниана. Дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи (самая толстая книга кодификации – около 100 листов).
Дигесты, или пандекты, составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях). Здесь излагается и комментируется действующее право. Институциями был назван учебник для студентов византийских юридических учебных заведений.