Фонетическое запоминание музыкльного Алфавита также помогает начинающему соединить название звука с его звучанием в абсолютной высоте. Проигрывая клавищу за клавишей при одновременном пропевании звуков голосом, мы соединяем речевое восприятие музыкального звука с его высотой и развиваем одновременно и голос, и слух.
Как правило, многие профессиональные музыканты, играя много музыки и упражнений, в особенности гамм, изучая гармонию и сольфеджио постепенно приходят к знанию музыкального Алфавита. Однако, мне кажется именно с этого следует начинать музыкальное обучение, тогда больше людей поймут, как устроена музыкальная система и научатся музыкальному языку.
ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА – КОЛЫБЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА
«Человеческая гортань также воспринимает звуки, как и слух человека» Д.Е. Огороднов
Вначале было слово…
Речь была и остается главным условием и способом осуществления мышления человека. Называя вещи и явления своими именами, мы учимся мыслить. Проговаривая то или иное слово, мы не просто «пробуем на вкус» его суть, но и делаем его частью нашего сознания. Гортань человека – это один из самых важных органов восприятия. «Как вас зовут?» - спрашиваем мы незнакомца при встрече, и чтобы запомнить это имя мы повторяем его вслух. Для запоминания все на свете должно иметь свое имя и быть озвучено (проговорено) нами. Вначале было слово, с него началось мышление. Будучи маленькими, мы постоянно говорим вслух, чтобы услышать собственный голос и определить, насколько точно он иммитирует голос матери. Потом мы говорим «громко про себя» – то есть в уме пытаемся формулировать мысли. И только потом учимся мыслить на уровне неуловимых образов.
Речь родилась из гортани человека, а потом из речи стал вырисовываться музыкальный язык. Это случилось так: сначала человек научился составлять слова из согласных и гласных, причем согласные сразу стали носителями смысла речи, а гласные – его эмоциональной или если хотите музыкальной стороной.
Вы сами можете убедиться в правдивости моих слов, проведя такой эксперимент: попробуйте написать любое предложение без гласных букв
Свсм н тк т слжн – чтть бз глснх.
а потом без согласных
ое е а о о о и а е о а ы
Как видите, о смысле слов в первой строчке можно догадаться по согласным звукам, но смысл сказанного по гласным во второй строчке понять совершенно невозможно!
Гласные в речи служат для связи согласных и удобства произношения слов с помощью воздушной волны, образующейся в гортани, а также помогают человеку отразить в речи ее мелодику, эмоции и чувства. Диапазон «мелодий» гласных в разговорной речи очень небольшой, чтобы гортань не уставала, а также потому, что давать звукам речи точную высоту не имеет большого смысла. Дело в том, что носителем «кода» или смысла звучания слова являются согласные звуки - они служат достаточно хорошим ориентиром для различения словосочетаний и помогают отличить одно слово от другого.
Музыка родилась от распевания гласных звуков разговорной речи. Она появилась тогда, когда наделила их новым качествами – определенной высотой и длительностью. Зачем людям понадобилось петь? По этому поводу существует множество теорий: кто-то считает, что пение придумали охотники, которые устраивали переклички голосом, охотясь, скажем, за мамонтами, другие думают, что распевание гласных возникло при собирании кореньев с целью не забрести на опасное от племени расстостояние, третьи считают, что музыка возникла от эмоционального выражания состояния аффекта. Я думаю, что скорее всего музыкальное исполнение гласных появилось от желания человека чувствовать себя не таким одиноким и слабым перед лицом окружающего его мира. Только музыкальный звук – звук определенной высоты способен объединить голоса разных людей в одно целое, а последовательность этих звуков может быть всеми выучена и повторена в унисон, что немаловажно для чувства слияния с другими, осознания человека как части чего то более значимого и большого.
Откуда берутся гудошники и как с ними бороться.
Известный профессор психологии Московского университета А.Н. Леонтьев написал множество научных работ о специфике восприятия речи и музыкальных звуков. Одно из его открытий относится к разгадке проблемы «музыкально бездарных» людей и причине неумения некоторых слышать звуки по их высоте. По утверждению ученого, мы воспринимаем речь на темброво – артикуляционном уровне. Причем под «тембровостью» ученый подразумевает не окраску голоса говорящего – поющего, а окраску гласных звуков. Оказывается, наше восприятие «приписывает» гласным высоту звучания. Так, если спеть на одной высоте буквы «У» и «И», восприятие многих из нас отнесет «У» к более низкому тону, чем «И». Каждый ребенок в первую очередь развивает «речевой слух», потому что первое, чему он учится – это говорить. Развитие же музыкального слуха во многом зависит от окружения и обстоятельств.
Впервые мысль о том, что музыкальный слух – дар не врожденный, а приобретенный, я обнаружила, читая книгу Масару Ибуку «После трех уже поздно»: «Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха. – написал известный всему миру основатель фирмы «Сони» Он утверждает, что плохой слух не заложен генетически, хотя этот недостаток и может передаваться от родителей к детям.
«Предположим, что у мамы нет слуха, - пишет Ибуку , - а ребенок каждый день слушает ее колыбельную песенку с совершенно неправильной мелодией. Он запомнит эту мелодию и, используя ее как образец, тоже будет петь неправильно. А когда мама это услышит, она скажет, что у ее ребенка слуха нет и вообще слух – это божий дар. Если бы Моцарта и Бетховена воспитывали такие мамы, плохой слух был бы им гарантирован.»
Вначале мысль Ибуку показалась мне несколько категоричной и не подтвержденной никакими научными исследованиями. Правда, еще обучаясь в бывшем СССР я знала об известный преподавателях музыки и хора, которые с помощью специальных вокальных упражнений развивали слух и голос самых безнадежных учащихся . Таким из «волшебников» своего дела является Дмитрий Ерофеевич Огороднов – московский преподаватель хоровик.
Однажды Огороднов провел интересный эксперимент в московской школе-интернате №42. Вот что об этом пишет «очевидец» событий – автор статьи об Огороднове С. Козырев «Еще совсем недавно все его ученики были самые что ни на есть настоящие "гудошники", фальшивили страшно, ну а петь в хоре и со сцены даже не помышляли. Этому обстоятельству Огороднов был даже рад - для "чистоты эксперимента" совсем неплохо. Тем показательнее оказался результат. В интернате теперь есть хор.»
Показательно, что в работе с учениками Огороднов опирается прежде всего на работу с гласными звуками. Вот как это описывается в статье Козырева:
«Удивительны эти превращения, но еще более невероятна метода Дмитрия Ерофеевича. Чтобы научить связки работать правильно, ребята сначала поют звук "у", дирижируя себе по необычной схеме, нарисованной на листке. Это даже не учеба, а игра в звуки. Он так и называет эти замысловатые вензеля с ромашками - алгоритм постановки голоса. Программа уроков построена на двух-трех привычных ребятам нотах, на которых у них строится речь. В них, как в зерне, заложены все их будущие голоса. После чего и развивается и "ставится" голос, обнаруживается музыкальный слух у самых безнадежных учеников. А вот памятка к алгоритму: "Голос - не звук, а души выраженье, выражай ее свободно, непринужденно... Песню не "разучивай", а вокально озвучивай". Были у него ученики, которых не принимали даже в музыкальную школу. Сейчас многие из них учатся в консерватории, в институте культуры.»
Почему китайских детей так легко учить музыквльному языку
Одним из самых важный выводов, к которому приходит в своей музыкальной практтике Огороднов, перекликается с результатами опытов русских психологов Московского университета: голос не только орган воспроизведения, но и восприятия. Поставив чувствительные приборы на артикулярный аппарат человека, группа психологов Московского университета во главе с профессором А.Н. Леонтьевым обнаружила биоэлектрическую активность при его слушании музыки, даже если при этом голосовые связки не работали. Это явилось подтверждением теории Огороднова, что человеческая гортань также воспринимает звуки, как и слух человека
Большинство языков народов мира основываются на именно «темброво – артикуляционном» восприятии речи» - то есть на распознании гласных и согласных, а не на определении звуко-высотной частоты голоса. Исключение составляет несколько языков Востока таких, как вьетнамский и китайский , в которых звуко-высотность является составной частью речи. Ученые Московуского университета параллельно с английскими учеными определили, что почти третья часть людей, язык которых «темброво-артикуляционный» , а если быть совершенно точной – 30 процентов населения – не развивают в себе способности распознавать музыкальные звуки по их высоте. Это значит, что они воспринимают музыку на «темброво-артикуляционном» уровне, как и речь. Эти люди не способны петь и они «гудят» голосом, проговаривая мелодии, как они привыкли проговаривать фразы.
Народности же, в которых язык «певучее» и требует распознания не только гласных, но и высоты тона, отличаются тонким звуко-высотным слухом и наделены «музыкальностью» в 100 случаях из ста. Не случайно, в моем музыкальном классе, учащиеся вьетнамского и китайского происхождения, родители которых не потеряли языка и передали хотя бы часть его детям, являются самыми способными к обучению музыке. Их слух натренирован различать высоту звуков от рождения.