Графический пример
После развития зрительного навыка прочтения 10 линеек нотного стана и как минимум 12 промежутков между ними, можно приступать к освоению добавочных линеек, восприятие которых должно базироваться на уже освоенном материале чтения линеек и пространств.
Музыкальный Алфавит на нотоносце – следующая ступень на пути к свободному музыкальному чтению
Добавив картинку к каждой ноте , фонетически перекликающуюся с ее названием: так, нота «до» представлена в виде картинки двери ( door), «ре» – дождика(rain), «ми» – зеркала(mirror), «фа» – фермы (farm), «соль» – солонки (salt), «ля» – лестницы (ladder) и «си = ти» – чашки чая (tea) я сделала Нотный Стан настоящей «картой» расположения нот и клавиш.
С помощью картинок на нотном стане полученная ранее информация о Музыкальном Алфавите становится точкой опоры в понимании нотной системы координат и делает нотное письмо логическим продолжением ранее усвоенного в сознании любого ребенка.
В результате этих преобразований Нотоносец из абстрактной музыкальной системы получился Графической Музыкальной Азбукой, в которой заключена вся необходимая информация для первого прочтения музыкального текста на фортепиано и пропевания его голосом.
Способность распределять ноты на линейках и между ними не является врожденной и требует некоторой тренировки от учащихся. Так, я сделала большой постер с широкими черными полосками для своих учащихся и попросила разместить на нем по порядку красные и синие кружки нот. Дети от 3 до 7 лет не сразу научились чередовать синие и красные кружки и выкладывать их на каждой линейке и каждом пространстве. Чаще всего они пропускали именно пространства, расставляя нотные кружочки на линейках. Но выполняя это задание регулярно, они постепенно научились читать линейки и расстояния между ними и не пропускать ни одной из этих единиц.
Дети постарше быстрее усвоили это упражнение, но большинство из них тоже пришли к пониманию логики последовательностей не сразу, а постепенно.
Позже мы разработали специальную компьютерную игру “Fruit Lines”, которая развивает способность ориентации в нотных линейках и пространствах между ними с помощью компьютерной графики и интерактивности.
Умение прочитывать нотные линейки и ориентироваться в них с хорошей скоростью является одним из самых важных зрительных навыков в восприятии нотного текста. Оно помогает ученику ориентироваться в нотном стане легко и непринужденно и способствует развитию скоростного прочтения нотного текста, необходимого при музыкальном обучении.
Сено или солома?… Или у человека слишком много рук.
Нотный стан объединяет в себе две системы нотного прочтения – или два ключа – скрипичный и басовый. Графически они контрастны и поставлены в левом углу нотного стана. Но неподготовленное восприятие человека не видит нотный стан так, как видит его профессонал. Вспомните себя впервые за рулем атомобиля. В нем есть 4 зеркала, за которыми нужно постоянно следить. Легко ли это было сделать? Новичок, прочитывая нотный стан не способен отмечать взглядом контрастность графики скрипичного и басового ключа. Кроме того, если этот новичок – ребенок, то при прочтении нотного стана его восприятие приобретает еще одно чрезвычайно «скользкое место» – неразбериху с правой и левой рукой.
Взрослые быстро забывают проблемы детства. Для них понятия – правая и левая рука уже сформировались и перешло на уровень подсознательной реакции. Впрочем, не все взрослые. Вспоминается такая история. В царскую армию поступали солдаты из среды не владеющих грамотой крестьян. Эти люди совершенно не способны были отличить правую сторону собственного туловища от левого. А этот навык необходим в строю. Тогда, намучившись с муштрой, офицеры придумали такой трюк: они привязали к правой ноге солдата пучок сена, а к левоой – соломы. И тогда команда звучала так: «Сено! Солома!»
Мой учитель тоже пытался помочь мне разобраться в своих руках с помощью вопроса: в какой руке я всегда держу карандаш. Я справлялась с этой задачей … наполовину. Поднимая правую руку, в которой я держу карандаш, я отвечала, что эта рука … левая. Потому что для ребенка слово «право» и «лево»\ – это абстрактные понятия, которые необходимо наделить контрастными точками опоры в восприятии. Мышечная память ( какой рукой я пишу) является хорошим помощником в решении вопроса, если руки не находятся в данный момент на клавишах инструмента. Потому что пишу-то я конечно правой рукой, но играю то двумя.
Использование цвета может значительно облегчить работу восприятия: так, если раскрасить линейки скрипичного и басового ключей в контрастные цвета, зрительное восприятие сможет обрести точку опоры в мысленном разделении скрипичной системы от басовой и закрепить за каждой функцию руки.
Почему музыкальная система похожа на «дерево» или выбор красок в обучении так же важен как в интерьере вашего дома.
Выбор цвета очень важен в кодировке нотной графики, ибо он должен тоже являться точкой опоры в восприятии учащегося. Так, для кодировки нот на линейках и между ними, важно подчеркнуть разницу белого и черного «полей» для усиления контраста восприятия. Как известно, идея монаха Гвидо Аретинского о записи возникла от использования кисти руки в виде первого нотоносца. Это на подсознательном уровне присутствует в восприятии нотного стана, когда линейки – это «тело» или «твердь», а пространства между ними – воздух. Выбор красок соответственно должен поддерживать эти ассоциаации и не вступать в конфликт с подсознательным восприятием этой графики. Так, на линейках, естественнее всего закрепляется кодировка красного цвета, а между линейками – голубого. Эти два цвета являются самыми контрастыми в спектре и как нельзя лучше отвечают ассоциации.
Цвет в этом случае помогает не только утилитарной цели установить графический контраст между нотами на линейках и между ними, но и установить в восприятии учащегося подсознательную связь между первоисточником идеи (кисть руки монаха как контраст тела и воздуха) – и ее модернизацией в виде линеек и пространств между ними.
В выборе цвета для линеек скрипичного и басового ключей следует исходить от противоположной логики. Звуки музыки постепенно переходят из низкого регистра в верхний и резкий контраст в выборе цветовой палитры может запутать восприятие человека и стать источником ложной информации. Следовательно, выбор цветов должен опираться на зрительный опыт учащегося, в котором внешне контрастные краски могли бы стать продолжением единого целого. Идеальным образцом для такого выбора может являться дерево, ствол которого ближе к землле является коричневым а крона – зеленой.
Сочетание зеленого и коричневого цветов являются хорошей графической точкой опоры для понимания нотного стана, не только как единой системы музыкальной письменности. Оно также помогает восприятию человека понять суть расположения звуков по регистрам . Так, в основе регистров лежит басовый нижний и более верхний регистр. Звуки самого нижнего регистра на басовом ключе записываются с помощью добавочных линеек, что графически как бы является корнями дерева. Нижний регистр отличается глубиной и богатством звучания обертонов - ствол. Средний регистр отличается постепенной «воздушностью» в красках дерева , он постепенно перерастает в самый высокий регистр, выше которого только птицы – верхние добавочные линейки.
Так продуманное использование цвета может способсттвовать ассициации с ярким зрительным образом, помогающим понять сисстему музыкальной речи.
КООРДИНАЦИЯ РУК – И НИКАКОГО МОШЕНИЧЕСТВА!
Координационная трагедия или как получаются «зажатые руки»
Больше всего беспокойства многим учителям фортепиано «классической школы» доставляют «зажатые руки» и трудится он над руками каждого ученика в первую очередь и всю жизнь. Многие дети приходят учиться музыке, чтобы уйти с округлыми ладошками и прямой кистью, но без малейшего желания и неумения играть.
Я не помню, чтобы у какой либо другой профессии, связанной с работой пальцев и рук, было столько одержимости с проблемой «зажатия» .
Мне не приходилось видеть, чтобы детей раннего дошкольного возраста, которые едва научились стоять на ногах, тренировали ходить балетным шагом, а то у них разовьется неправильная походка. И тем более никогда не видела, чтобы карапузов впервые взявших в руки ложку, стали учить правилам этикета. Порой мне кажется, что учителя фортепиано – выходцы из другой планеты, в которой просто не действуют законы о физиологиии становления и развития навыков, как у нас и обитатели там рождаются поголовно с зажатыми руками, поэтому миссия настоящего учителя фортепиано как можно быстрее что-то сделать и исправить.
Над постановкой рук учитель фортепиано начинает работать одновременно с зазубриванием нот. Он просит вас округлить ладошку и долго рассказывает, как именно это сделать. Представьте себе, что вы пришли в класс инструктора вождения и вам очень хочется поскорее начать … водить! А инструктор тем временем начинает учить вас, как расслабленно и свободно ваши руки должны смотреться на руле и как легким движением кисти вы должны этот руль поворачивать. И зря бы он старался, между прочим! Не знаю, как вы, но когда дошло до дела, я вцепилась в этот руль мертвой хваткой и боялась пошевелиться! Только потом, набравшись опыта, я умудрялась за рулем переключать каналы в радио, вести машину одной рукой или делать любые другие действия, вызванные необходимостью дороги совершенно свободными руками.
Шуточки на тему упражнений «Как держать кисть руки»
Если учитель фортепиано показал вам, как вы должны правильно держать кисть руки и вы повторили это успешно, вы прошли стадию проговаривания или обучения этому навыку с помощью собственных мышц.