Если после этого вы запомнили, как надо держать руку, и можете свободно представить это в уме, то это стало вашим умением
Если вы научились правильно держать руку на столе, на фортепиано и на любой другой плоскости и всякий раз правильно – вы усвоили этот навык на уровне грамматики.
Если вы на основе полученных знаний примените это к постановке другой руки или обеих рук – это будет процесс вашего ручного творчества
Но этот навык вряд ли поможет вам играть на фортепиано, потому что застывшая в красивой позе рука не имеет никакого отношения к механике движения пальцев во взаимодействии с клавишами. Поэтому изящно выстроенный процесс постановки округлой кисти до обучения механике игры на инструменте – это потеря времени и сил, ибо точкой опоры в игре на фортепиано быть не может.
Смехушечки на тему упражнений на «извлечение клавиш одним пальцем руки – упражнение на ощущение тяжести руки»
Это упражнение учит играть одну произвольную клавишу одним пальцем на фортепиано. Можно провести много месяцев погружая и выгружая руку ребенка из клавиши и перенося ее на другую. К процессу настоящего ощущения клавиатуры это не приблизит нисколько. Вспомните, сколько раз вам приходилось мерять у зеркала новые туфли и стоять в них перед зеркалом. По настоящему туфли разнащивались и становились вам впору только тогда, когда в них приходилось много ходить. Поэтому когда вы избавляетесь от последнего мозоля и больше не ощущаете их на ноге, к вам приходит свобода движений. Не проще ли тогда прекратить мерять и красоваться перед зеркалом, а куда-нибудь сходить?
Освоение пути и ощущение собственных рук и клавиш может принести только
Игра гамм и упражнений как первые шаги фортепианного хождения
И тут я совершенно серьезна!
Это действенный способ сдвинуть работу рук и пальцев с мертвой точки . Установка восприятия человека на механическую работу каждого пальца по очереди в заданной последовательности помогает установить контроль сознания над необходимыми в игре мышцами, при условии, что само упражнение будет простым и легко запоминающимся, а работа по его разучиванию не будет отвлекать от главного – освоения первых навыков «хождения».
Бинго! Ключевое слово в игре на фортепиано – фортепианное хождение! Поставив пальцы на клавиши фортепиано мы превращаемся в годовалых детей, которые готовы сделать первый шаг от клавиши к клавише. С той только разницей, что «ног» у нас как минимум 5. Гуляние по клавиатуре посредством разных упражнений помогает достичь множества разных полезных целей.
Во-первых, это помогает восприятию человека получить первые навыки координации всех пальцев во взаимодействии со всеми клавишами,
Во-вторых, это помогает освоению клавишного пространства зрением, для которого после нескольких путешествий вперед и назад оно становится не таким страшным и непонятным, но более доброжелательным и знакомым
В – третьих, это помогает потихоньку запомнить, как черные клавиши группируются по 2 и 3 и как белые организованы по октавам и по порядку Путешествие по неизвестной стране поможет понять и выучить страну поближе гораздо лучше телевизионного, не так ли?
В –четвыертых, это помогает использовать уже выученные знания Музыкального Алавита применительно к разучивании клавиш фортепиано
(особенно если играть упражнения, предварительно поместив стикерсы – карту с названием клавиш и просить пропеть каждую нажимаемую клавишу сольфеджио).
Многие ругают упражнения за их скучность и механичность, но в самом начале пути «заданность» упражнений, их предсказуемость развития и повторность является точкой опоры в развитии навыков «хождения пальцами по фортепиано». Освоив простое механическое движение и повторяя его многократно, восприятие может сосредоточиться на совершенствовании координации движения пальцев и рук, вместо того, чтобы пытаться решать дополнительные задачи : «куда идти дальше и как добыть эту информацию». Так что лучше уж пока двигаться на «автопилоте» и хорошо осмотреться.
Каждый дошкольник может пробегать по клавишам…
пальчиками так же легко и свободно, как кататься на трехколесном велосипеде. Это лучше, чем бить по ним кулаками, не правда ли?
Для обучения своих малышей «ходить по клавишам пальчиками» я выбрала несколько самых простых упражнений на базе уже существующих в пианистической практике. Они базируются на «прохождении» клавиатуры поступенно с подкладыванием пальцев ( До мажор в расходящемся движении), поступенно с помощью небольшой растяжки ( Ганон номер 1), чередования белых и черных клавиш ( хроматическая гамма) и трех клавиш одновременно ( трезвучия).
Игру упражнений на фортепиано я разучивала с детьми разного возраста. Легкость, с которой они схватывали эти движения, удивляла меня и постепенно возрастной порог моих учеников опустился… до 2-х лет. Да, в два года большинство малышей уже владеют координацией каждого пальчика обеих рук и способны «ходить по клавиатуре» обеими руками.
Мой выбор упражнений не случаен : вначале я теоретически отобрала упражнения, которые были бы просты для копирования маленькими детьми, легко запоминаемы и давали координации рук наибольшее развитие и свободу. Потом я проверила, как относятся к этим упражнениям дети, а также насколько эффективными они будут для развития их координации.
Однажды мама одного из моих 3-х летних учеников рассказала мне, что малыш, разучив упражнения, так увлекся ими, что едва видел клавиши, то немедленно рвался «походить по ним пальчиками». Оказавшись в магазине музыкальных инструментов, он по-деловому приблизился к самому большому роялю и стал играть обеими руками упражнения, постепенно двигаясь вдоль его вслед за своими руками. Публика пришла в неописуемый восторг, а он не обращая ни малейшего внимания на восторги взрослых сосредоточенно играл обеими руками хроматическую гамму. Умение делать что-то своими руками и пальцами чрезвычайно интересует детей младшего дошкольного возраста. Поэтому игра упражнений для них именно то, что им нравится и вызывает интерес. Вот небольшое описание упражнений, которые служат в моем классе точкой опоры для развития координационной техники.
Оказалось, что я не ошиблась в выборе. Ниже описанные упражнения помогают моим детям освоить клавишное пространство и пробегать его несколько раз на дню с большим удовольствием.
Растяжки или Ганон №1
Я начинаю с «растяжки» – упражнения Ганона, которое является «ключом зажигания» для машины, именуемой рукой. Это упражнение помогает проходить всю клавиатуру, нажимая все пальцы поочередно. Оно дает восприятию важный урок, что «океан клавиш не так уж велик и его можно переплыть», а также учит начинающего, как управляться со всеми пальцами поочередно, как можно передвигаться кругообразными движениями в пространстве клавиш и как растягивание помогает перескочить через клавишу, чтобы продолжать движение. Это упражнение новички играют плоскими пальчиками, что естественно, потому что задача этого упражнения –«разбудить» механику руки и заставить каждый палец работать самостоятельно. Они выучивают простое руководство к действию – растянуть, раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Позже, когда этот навык усвоен, дети легко ставят руку куполообразно и начинают опираться на кочики пальцев.
Хроматическая гамма или Белый кот, Черный кот и Мышка
Это упражнение, которое помогает собрать кисть руки в правильную горсть, потому что оно заставляет работать только сильные пальцы руки – первый и третий и это освобождает кисть от напряжения управляться со «слабаками». Это упражнение чрезвычайно полезно для освоения белых и черных клавиш и правильной постановки большого пальца на клавиатуре. Игра хроматической гаммы двумя руками очень развивает способность к концентрации, потому что на переходе между черными клавишами каждая рука использует противоположную аппликатуру.
Трезвучия или три сестры – три брата.
Это упражнение учит координации одновременно трех пальцев руки. Вначале детям очень трудно контролировать три пальца одновременно и они путают 1, 3 и 5 пальцы с 2 и 4. Разделив пальчики на «девочек» и «мальчиков» в зависимости от кодировки клавиш, мне удалось обратить внимание детей на разницу этих двух групп пальцев. Вначале, когда упражнение играется отдельными руками, дети следят, чтобы в группу 1, 3 и 5 не затесались «непрошенные гости» 2 и 4. Они играют трезвучие несколько раз, чтобы совладеть с координацией этих пальцев.
Позже, когда это упражнение дается им без труда, мы начинаем играть трезвучие пооктавно в быстром темпе. Это помогает детям освоить октавы на мышечном уровне.
Потом упражнение играется обеими руками и развивает координацию обеих рук.
До мажор в расходящемся движении
Это упражнение учит как подкладывать пальцы при игре звукоряда в расходящемся движении поочередно от среднего До до конца клавиатуры. Сначала мы выучиваем «магическую формулу»:
123
1234
123
1234
123 и так далее.
Потом ставим два большие пальца на До первой октавы и начинаем играть это упражнение до «упора» или того места, когда рук «не хватает». Это упражнение чрезвычайно помогает в развитии навыка «слепого» ощущения клавиш, развивает технику противоположного движения и помогает понять расположение белых клавиш и их звуячание по порядку.
Можно ли играть упражнения растопыренными пальцами и неритмично? Запросто!
Однажды у меня в гостях был один профессор университета, преподающий музыку. Увидев видео запись моего 3х летнего ученика, играющего Ганона, профессор очень возмутился: «Мальчик играет неправильными руками!» – сказал профессор. «Но ему только три!» – возразила я, координация только начинает развиваться!» «Или округлыми руками – или никак!» отрезал профессор. Тогда я показала ему видео детей постарше и попросила прокомментировать постановку рук. Профессор заметил, что «вот это – то, что надо. Я же говорил, что нельзя так рано начинать!» Он не знал, что дети постарше, которые так свободно и легко играют пьесы и этюды несколько лет назад точно так же пугали профессионалов, нащупывая дорогу по клавишам «неправильными» руками.