Смекни!
smekni.com

Предыстория или как мне удалось получить музыкальное образование и чем это обернулось (стр. 20 из 27)

4. Смотрим на 2 клавиши: эта клавиша ближе к той руке, что я пишу та – и есть лево.

5. Ура! Нашли! А дальше что?

А дальше будем искать остальные ноты по порядку! Причем без знания Музыкального Алфавита! Ура?

Вот в таких барахтаниях и поисках точки опоры проходит невинное обучение поиску ноты ДО. До игры МУЗЫКИ двумя руками что-то далековато, вам не кажется?

ГОЛОС, ЗРЕНИЕ, КООРДИНАЦИЯ – СОЮЗ ИЛИ РАЗНОГЛАСИЕ?

Фортепианное родео

Уроки фортепиано при сложившейся «традиционно» методологии, напоминают мне родео: кто вылетит «из седла» раньше и поранится больше. Кажется, что вся методология начального периода нацелена против восприятия человека с целью разрушить его самоуважение и уверенность в себе.

Как известно, чтобы научиться свободно играть на фортепиано, каждый должен

1. владеть координацией 10 пальцев обеих рук и владеть клавишным пространством

2. уметь читать ноты с листа

3. делать 1 и 2 одновременно,

От первого урока фортепиано по «традиционной системе» до того времени, когда ученику предлагается начать играть по нотам, проходит долгий период разучивания клавиш фортепиано, теории и подготовки рук . И все это по отдельности.

О том, как восприятие начинающего относится к незаказанному им теоретичсескому материалу, я уже писала. Новичок приходит в класс фортепиано, как правило, полный радужных надежд перенести все трудности и все испытания, чтобы мечта осуществилась: он мог сесть и дпумя руками сыграть МУЗЫКУ своей мечты. Поэтому, не смотря на капризы восприятия, многие пытаются выполнять все, что просит учитель и с большим энтузиазмом приступают к зубрежке – мужественной борьбе с собственным восприятием, которое этой зубрежке сопротивляется.

До сих пор считалось, что если отдельно поработать над кистью, отдельно понажимать некоторые клавиши «для ощущения тяжести руки», отдельно поучить нотную грамоту и отдельно поиграть упражнения ганона или гаммы, то стоит только открыть нотный текст и все эти навыки станут работать как один большой и дружный коллектив, и вы быстро поймете, как читать ноты, начнете мастерски управляться с пальцами и клавишами одновременно.

Но этого не происходит. Потому что каждый вид работы, выученный отдельно, остается видом работы выученным отдельно и в одно целое на общее благо объединяться не станет. И в основе этого все тот же нейрофизиологический закон: для того, чтобы освоить новый вид деятельности, состоящий из многих видов работы, связанных в одно целое… нужно работать над всем сразу и одновременно!

Если вы умеете читать и умеете кататься на коньках, это не значит, что вы можете делать эти два дела одновременно.

Игра упражнений помогает начинающему учиться «ходить» по клавишам инструмента, в процессе хождения он обретают уверенность в движениях и изучают «карту» расположения клавиш (как черных так и белых) и октав. Чем увереннее становится координация рук, тем проще достичь совершенства в освобождении аппарата или достижении мышечной свободы. Это свидетельствует о том, что сформировавшиеся навыки стали частью сознания человека. Но это не значит, что теперь ваш ученик откроет нотный лист – и свободно заиграет пьесу. Потому что не смотря на сложившиеся навыки координации, этого не достаточно для получения точки опоры при чтении нотной литературы.

При игре упражнений с заданной последовательностью восприятие ученика, поняв принцип последовательности, работает на «автопилоте», освободив внимание для развитиякоординации. Однако если задача усложняется привнесением элемента «разыскивания маршрута», а координационные навыки ограничены приемами упражнений, восприятие теряет точку опоры и нуждается в дополнительной помощи. Так, к примеру, научившись водить машину по знакомому маршруту, мы всегда сбавляем скорость на незнакомой местности. И чем тяжелее разобраться в маршруте, тем медленнее наш путь вплоть до полной остановки.

Знаете, почему «традиционный» учитель фортепиано любит повторять: «заниматься, заниматься, заниматься»? Потому что на уроках фортепиано проигрывание разучиваемого произведения по нотам происходит чрезвычайно медленно. Порой, чтобы сыграть все произведение от начала до конца, нужен целый урок. Среди преподавателей «традиционной школы» есть еще одно популярное высказывание : работать над разбором произведения. Это значит, буквально, что ученик сидит, и медленно, нота за нотой музыку «разбирает». Вот как это происходит в «лицах»:

Несколько минут из жизни восприятия или урок фортепиано по классическому сценарию.

Восприятие: эх, надоела зубрежка правил – вот бы поиграть чего нибудь

Координация: тебе мало упражнений ганона?

Восприятие: скучно, надоело! Музыки хочу!

Зрение: А обо мне вы подумали? Как я все это читать буду? Я же медленно читаю и за мной глаз да глаз нужен

Восприятие: ура! Кажется дали пьесу учить! Но это конечно не лунная соната. Про звездочки песня. Простенькая.

Координация: простенькая??? Ты шутишь? Да тут двумя руками надо играть!

Восприятие: Ты же играло Ганона двумя руками!

Координация: там одно и то же повторяется по кругу, а тут совсем другие приемчики и ничего не повторяется. Я еще так не умею.

Восприятие: ну, может зрение подсобит

Координация: ага, подсобит! Вон зрение в первую ноту уперлось, а там еще 2 найти надо

Слух: скоро вы там??? Я уже засыпаю! Сколько можно одну ноту-то тянуть??? Имейте совесть!

Координация: Не ори! Ты себе бездельничаешь, а у меня тут сотня клавиш. Бреду в полных потемках. У меня аж руки от страха свело – так боюсь не туда вляпаться. Зрение, ты бы хоть на секундочку помогло!

Зрение: Да? Если я сейчас от ноты оторвусь, я ее сроду не найду! Ты уж как нибудь ползком а…

Слух: ой! Вы что там делаете? Мне же больно! Сплошная фальшь!

Координация: Упс, клавиш много – а я одна. Мне самой неудобно…

Зрение: Ну вот, доигрались! я потеряло, где я нахожусь и теперь не могу найти.

Координация: ничем помочь не могу. Я само еле двигаюсь

Слух: я сдаюсь! Я не понимаю, что вы пытаетесь играть! Я по двум фальшивым нотам в темпе умирающей черепахи музыку не различаю

Восприятие: ребята, что там у вас за проблемы??? У меня тут требуют играть правильными пальцами и ритм вы не соблюдаете! Вы что там, заснули? Они требуют чтобы в темпе и выразительно!

Координация, Зрение и Слух: мы сдаемся и у нас только плохие выражения, если говорить о выразительности

Восприятие: если я с такой песенкой за несколько месяцев занятий справиться не могу – значит я просто бездарность…

Зрение, Слух и Координация – Мы тут все бездарности. Давай кинем это дело поскорее. Не всем же быть моцартами!

Занавес

При таком раскладе единственное спасение – натаскивание. Чтобы произведение стало мало мальски похоже на музыку, необходимо часами изо дня в день его разбирать, медленно и очень терпеливо, собирать по разрозненным кусочкам, как составную картинку-загадку. Потом случается следующее: музыка постепенно запоминается и становится одним большим и бесполезным навыком. Бесползеным потому, что запоминается ( на время) только данное сочетание музыкальных звуков в данном конкретном произведении. Навык нотного чтения при таком обучении формируется чрезвычайно медленно и мышечная память человека начинает «помогать» справиться с тяжестью неподъемного материала.

Музыкальное или логическое запоминание человека также делают все возможное, чтобы избавить восприятие от тяжелой, неинтересной и каторжной работы. Выучивание произведение приносит столько тяжелых воспоминаний, что радость от результата меркнет от перенесенных трудностей. Не случайно большинство людей, которые получили музыкальное образование, с большой неохотой приступают к «разбору» нового материала. Чаще всего они годами не подходят к фортепиано. А если подходят, то весь их репертуар и состоит из пары вызубренных наизусть пьес, вспомнить которые тяжело, а повторить по нотам невозможно. Большинство выпускников музыкальных студий читать ноты с листа так и не научились.

У семи нянек дитя без глазу или жила была Золушка по имени музыкальное чтение

Итак, обучение музыке и фортепиано традиционными методами – это попытка заставить восприятие человека плодотворно работать в ситуации стихийного бедствия. Ни один из составляющих этой работы не имеет точки опоры для облегчения работы с другими, а собранные все вместе они представляют задачу со многими неизвестными, которые необходимо решать в условиях чистого времени.

1. Нотное чтение не основывается на привычном и естественном для природы человека проговаривании –пропевании абстрактных нотных знаков голосом и требует от начинающего перескакивания от начальной стадии – к стадии освоения, на что способны только люди с исключительными музыкальными и аналитическими способностями

2. Знание музыкального алфавита и азбуки могло бы помочь в нотном прочтении музыки, разнонаправленность движения которой нужно освоить с помощью проговаривания, но вместо этого начинающим предлагается опираться на короткие фразы, которые закрепляют порядок нот только в одном направлении ( every good boy does fine)

3. Подача Нотного стана в традиционном обучении музыке графически не содержит точки опоры для расшифровки нотного чтения и требует от восприятия человека элементарной зубрежки

4. Обучение расположению клавиш содержит сразу несколько проблем, лишающих учащегося точки опоры как зрительной и логической, так и слуховой

А. запоминание последовательности белых клавиш опирается на запоминание последовательности черных клавиш, а запоминание черных клавиш требует тренировки. В этом виде работы точкой опоры по рассчету педагогов должно быть зрительное восприятие человеком черных клавиш, но оно еще не сформировано.

Б. Запоминание последовательности белых клавиш не основывается на знании музыкального алфавита и азбуки и основывается на механическом запоминании 7 нот октавы в одном порядке. Точкой опоры в данном виде работы является знание учащимися английского алфавита, что делает прочтение нот в обратном порядке весьма затруднительным