В. Разучивание клавиш фортепиано происходит в отрыве от графики нотного стана, словно эти системы никак не связаны, поэтому выучивание клавиш само по себе не может являться точкой опоры при прочтении нотного стана на фортепиано, а зазубривание нотного стана ничем не может помочь в обучении клавишам.
Г. Упражнения на развитие фортепианной координации, мало помогают в музыкальном чтении, потому что основаны на уже установленной последовательности и не содержат в себе «элемента непредсказуемости», который есть в любом нотном тексте.
Все эти громадные прорехи в методологии обучения музыкальному чтению сделали его неудобоваримым для большинства начинающих. Если чтение литературы стало достоянием всех и распространяется через широкую сеть общеобразовательных школ, то музыкальное чтение словно Золушка сидит на задворках у своей злобной мачехи и ждет своего часа.
Зрение, Голос, Слух или Координация. Что важнее всего?
Итак, для того, чтобы мы научились читать нотную грамоту, нет другого пути, как с первых же уроков приниматься… за чтение нотной грамоты. В моем классе фортепиано дети начинают играть обеими руками и читать ноты с листа голосом и с помощью фортепиано на самом первом уроке, не вникая в подробности о том, что такое Скрипичный и Басовый ключ, где 2 и где 3 черные клавиши и как найти среднее До, они совершенно не знают нот на нотоносце, понятия не имеют, что такое такты, размер, длительности и какими бывают паузы. Все, что они запоминают – это первую последовательность Музыкального Алфавита : До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До. Потому что все остальное им просто не нужно.
Когда «традиционные» преподаватели музыки загружают своих учеников всей этой вышеперечисленной информацией, они забывают один важный период из собственного детства: мы учимся ДЕЛАЯ.
Ходить, говорить, держать ложку, завязывать шнурки – все это мы научились делать в процессе… делания. Никто не посадил нас за школьную скамью и никто не сказал нам: сейчас я тебя научу, что такое шнурки и как их завязывать. Никто не дал нам схемы завязывания шнурков. И от этого наши действия ничуть не пострадали!
Но одно дело – только завязывать шнурки или только держать в руке ложку. А другое – чтение нот с помощью фортепиано и голоса. В этом занятии задействованы все органы чувств одновременно. Значит ли, что мы должны относится к ним одинаково и можем развивать одновременно? Конечно нет!
И поэтому для нас исключительно важно раз и навсегда понять, что в этой «связке» является самым важным. Причем, в повседневной жизни ответ на такой вопрос можно найти очень просто:
Если ребенок еще не стоит на ногах и не умеет даже ползать, имеет ли смысл давать ему указания, куда он должен или не должен идти, каким именно шагом и как быстро? Координация человека является определяющей в обучении чтению нот с листа. Я видела слепых музыкантов, история даже знакома с глухими композиторами, часто приходится встречаться с певцами, не умеющими играть на фортепиано. Но я никогда не видела в жизни ни одного пианиста, который бы не владел координацией обеих рук и собственных пальцев.
Поэтому если начинать с обучения чтению нот с помощью фортепиано, нужно все-таки отдать предпочтение развитию координации. Нотный текст нужно приспособить для легкого прочитывания, чтобы зрение стало точкой опоры в процессе развития мышц человека, а не лишним грузом, который добавляет к существующим трудностям дополнительные - трудности зрительного прочения нот.
Самым важным результатом чтения должна быть скорость прочитывания. От этой скорости зависит, насколько человек понимает, что именно он читает, как быстро он может охватить содержание слова, фразы, предложения, абзаца, общей композиции. От скорости чтения зависит, что именно мы читаем. Читая по слогам мы в состоянии осилить простую детскую книжку, в которой картинок больше, чем предложений. Читая за считанные доли секунды мы способны одолевать большие фолианты. Скорость прочтения текста напрямую связана с развитием нашего мышления. Музыкальное прочтение в этом смысле совершенно ничем не отличается от просто чтения. С той только разницей, что прочитывая музыкальный текст с приемлимой для его понимания скоростью, начинающий развивает помимо способностей к музыкальному мышлению слух и голос.
Поэтому самым эффективным обучением ребенка чтению должен быть метод, в котором все органы чувств и восприятия музыки работали сообща, но на начальном этапе внимание было сфокусирована прежде всего на координацию – работу пальцев и рук. Без становления координации ни о каком полноценном прочтении музыкального текста не может быть и речи. Дети быстро осваивают координационные навыки, поэтому я уверена, что при правильном подходе можно будет освободить больше внимания на трудности прочтения нотного текста.
О пользе некоторых переворотов
Дети любят музыку и тянутся к ней. Они хотят играть на музыкальных инструментах и возможность их научить этому дома и в детском саду и тем более в школе – совершенно реально, если дать им точку опоры. Музыкальная грамотность может и должна стать достоянием всего человечества. Чтение и запись нотного текста может стать таким же обычным явлением, как чтение детских книжек, журналов, газет или романов. Музицирование может стать популярным временем провождения, творческим и занимательным. Дети, научившись читать ноты и сочинять музыку, станут соревноваться между собой в умении исполнять музыкальные сочинения и создавать свои.
Все, что для этого нужно сделать – это небольшой переворот. Переворот этот должен начаться в сознании взрослых. Именно взрослые с их закостенелыми взглядами и устоявшимися привычками сейчас стоят на пути детей к музыке. Для начала следует понять, как работает восприятие ученика при обучении новому и чего ему – восприятию ученика - надо, а потом пересмотреть собственные методы и решить: чему они служат – эффективному обучению чужого восприятия или нежеланию признавать собственные ошибки.
При виде перевернутого и раскрашенного Нотного Стана с картинками преподаватели «традиционной школы» порой приходят в неистовство. Для них этот временный поворот – нечто чрезвычайно крамольное, что убивает на корню все их представления о том, как должен строится учебный процесс. Поэтому для них у меня есть небольшой эксперимент, который они должны провести на досуге с собственным восприятием, чтобы понять чужое.
Большой проблемой при чтении, о которой не хотят знать преподаватели музыки, является разнонаправленность нотного текста и движения клавиш. Как известно, ноты на нотном стане расположены по системе верх-низ, а играть их нужно справа-налево.
Возьмимете листок бумаги и карандаш или ручку. Представьте себе, что текст который вы в данный момент читаете, вам надо переписать по-японски – столбиками сверху вниз. Вот такое, к примеру небольшое предложение. Засеките время, которое вы потратите на это занятие. А потом перепишите то же предложение слева направо. Сравните результат.
Это чрезвычайно сложно писать не в том направлении, чем читать и требует дополнительной работы восприятия.
Написали? И сколько времени у вас это заняло? Вы говорите, что у вас нет навыка так писать, а вот если натренироваться, то… Ну навыка читать ноты тоже нет ни у одного ученика. А вот насчет того, стоит ли тренироваться, это вопрос… Можно натренироваться и на голове ходить, если этот навык был бы для чего-то чрезвычайно полезен. А вот поставить все с головы на ноги полезнее вдвойне. Потому что прочитывая ноты, идущие в том же направлении что и клавиши инструмента, ученик в первую очередь развивает координацию и технику игры, а как результат - слух и голос.
Поворот Нотного стана на 90 градусов и его упрощенная презентация чрезвычайно способствуют развитию музыкального чтения. Скорость, которая достигается при таком прочтении с самых первых шагов, позволяет слуху расслышать музыкальную мысль, чтобы в последствии тоже стать точкой опоры в разучивании пьесы. Голос, знакомый с Музыкальным Алфавитом и Музыкальной Азбукой, помогая «озвучить» прочитываемый материал, в свою очередь находит точку опоры в звуке фортепиано. Все это превращает органы восприятия человека в единый дружный коллектив, работающий совместно на достижение одной цели – прочтение нотного текста.
Когда же эти навыки окрепнут и на них он сможет опереться, музыкальный текст может принять привычное горизонтальное положение. Восприятие, освобожденное от задач опеки координации, слуха и голоса будет в состоянии справиться с поворотом Нотного стана в пространстве и сосредоточиться на проблемах нотной записи.
Когда мне впервые пришла идея перевернуть ноты ключами вверх и сделать клавиши фортепиано графическим продолжением нотоносца, встревоженные родители моих учеников часто спрашивали: смогут ли когда нибудь их дети читать ноты «как все». Я в запале отвечала им: а какая разница КАК стоят ноты, лишь бы ребенок их умел читать. Но дети, поняв принцип чтения, рано или поздно – таки ставили ноты на прежнее место, не потеряв ни минуты в скорости чтения. Потому что, получив точку опоры и поняв принцип, как это работает, любой человек, даже маленький ребенок, будет идти вперед, а не топтаться на месте.
Один к трем – магическая пропорция, о которой нужно всегда помнить или о постепенности пути от простого к сложному.
Много лет назад, будучи еще студенткой конспрватории, я натолкнулась на очень интересную гипотезу о соблюдении пропорций в подаче совершенно нового материала. Имени автора этой гипотезы я не помню, но тогда мне врезалось в память, что соотношение совершенно нового материала по отношению к уже изученному должно приблизительно равняться один к трем.